Владение определенными видами имущества обеспечивает его хозяину не только получение доходов. С содержанием и использованием собственности связано множество хлопот. Именно поэтому в последнее время все больше предпринимателей предпочитают отдавать имеющееся у них имущество в доверительное управление. В результате они получают прибыль от использования своего имущества, за вычетом расходов на его содержание и на вознаграждение доверительного управляющего. Особенности бухгалтерского и налогового учета участников договора доверительного управления подробно изложены в данной статье.
Бухгалтерский учет при доверительном управлении
Доверительное управление имуществом – это процесс управления собственностью, переданной учредителем управления доверительному управляющему на определенный срок. Отношения между участниками процесса регулируются Гражданским кодексом.
Так, в соответствии со статьей 886 Гражданского кодекса, имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет.
Типовой план счетов бухгалтерского учета не содержит специального счета для отражения в бухгалтерском учете операций по передаче учредителем управления имущества в доверительное управление и других операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления (далее – ДДУ)имуществом.
Хозяйствующие субъекты имеют право самостоятельно выбрать и указать в своей учетной политике счета, на которых будут учитываться операции по доверительному управлению имуществом.
Предлагаем использовать в зависимости от срока действия ДДУ имуществом следующие счета бухгалтерского учета, с включением четвертой цифры субсчета «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»:
1281 – «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность. Доверительное управление имуществом»;
2181 – «Прочая долгосрочная дебиторская задолженность. Доверительное управление имуществом»;
3391 – «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность. Доверительное управление имуществом»;
4171 – «Прочая долгосрочная кредиторская задолженность. Доверительное управление имуществом».
При совершении сделок с переданным в доверительное управление имуществом в письменных документах, в том числе в первичных учетных документах, после имени или наименования доверительного управляющего делается пометка «Д.У.».
Бухгалтерский учет у учредителя доверительного управления по доверительному управлению имуществом
Передача объектов имущества в доверительное управление осуществляется учредителем доверительного управления имуществом (далее – учредитель управления) по той стоимости, по которой они числятся в его бухгалтерском учете на дату вступления в силу ДДУ имуществом. Подтверждением передачи имущества в доверительное управление является двухсторонний акт приема-передачи имущества. Корреспонденция счетов при передаче будет следующей:
При прекращении ДДУ имуществом на основании акта приема-передачи имущества производится восстановление на балансе переданного имущества:
Порядок составления финансовой отчетности учредителя управления определяется в зависимости от содержания ДДУ имуществом.
В случае если все налоговые обязательства по деятельности в рамках ДДУ имуществом исполняются доверительным управляющим, то в финансовой отчетности учредителя управления отражается только финансовый результат, исчисленный (полученный) по ДДУ, в порядке, установленном Законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 года № 234-III (далее – Закон о бухгалтерском учете и финансовой отчетности).
В противном случае в финансовую отчетность полностью включаются данные, представленные доверительным управляющим об активах, обязательствах, доходах, расходах и других показателях, путем построчного суммирования аналогичных показателей.
В балансе учредителя управления данные по субсчетам 1281, 2181 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом» не включаются.
Раскрытие информации, связанной с осуществлением ДДУ имуществом, в составе пояснительной записки осуществляется в соответствии с правилами раскрытия, установленными МСФО и НСФО.
Бухгалтерский учет у доверительного управляющего по доверительному управлению имуществом
При организации бухгалтерского учета доверительный управляющий обеспечивает самостоятельный ...
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты. 200 тенге