14.08.2015

Бухгалтерские и налоговые аспекты доверительного управления

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Автор:

Владение определенными видами имущества обеспечивает его хозяину не только получение доходов. С содержанием и использованием собственности связано множество хлопот. Именно поэтому в последнее время все больше предпринимателей предпочитают отдавать имеющееся у них имущество в доверительное управление. В результате они получают прибыль от использования своего имущества, за вычетом расходов на его содержание и на вознаграждение доверительного управляющего. Особенности бухгалтерского и налогового учета участников договора доверительного управления подробно изложены в данной статье.

Бухгалтерский учет при доверительном управлении

Доверительное управление имуществом – это процесс управления собственностью, переданной учредителем управления доверительному управляющему на определенный срок. Отношения между участниками процесса регулируются Гражданским кодексом.

Так, в соответствии со статьей 886 Гражданского кодекса, имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет.

Типовой план счетов бухгалтерского учета не содержит специального счета для отражения в бухгалтерском учете операций по передаче учредителем управления имущества в доверительное управление и других операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления (далее – ДДУ)имуществом.

Хозяйствующие субъекты имеют право самостоятельно выбрать и указать в своей учетной политике счета, на которых будут учитываться операции по доверительному управлению имуществом.

Предлагаем использовать в зависимости от срока действия ДДУ имуществом следующие счета бухгалтерского учета, с включением четвертой цифры субсчета «Расчеты по договору доверительного управления имуществом»:

1281 – «Прочая краткосрочная дебиторская задолженность. Доверительное управление имуществом»;

2181 – «Прочая долгосрочная дебиторская задолженность. Доверительное управление имуществом»;

3391 – «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность. Доверительное управление имуществом»;

4171 – «Прочая долгосрочная кредиторская задолженность. Доверительное управление имуществом».

При совершении сделок с переданным в доверительное управление имуществом в письменных документах, в том числе в первичных учетных документах, после имени или наименования доверительного управляющего делается пометка «Д.У.».

Бухгалтерский учет у учредителя доверительного управления по доверительному управлению имуществом

Передача объектов имущества в доверительное управление осуществляется учредителем доверительного управления имуществом (далее – учредитель управления) по той стоимости, по которой они числятся в его бухгалтерском учете на дату вступления в силу ДДУ имуществом. Подтверждением передачи имущества в доверительное управление является двухсторонний акт приема-передачи имущества. Корреспонденция счетов при передаче будет следующей:

 

При прекращении ДДУ имуществом на основании акта приема-передачи имущества производится восстановление на балансе переданного имущества:

 

Порядок составления финансовой отчетности учредителя управления определяется в зависимости от содержания ДДУ имуществом.

В случае если все налоговые обязательства по деятельности в рамках ДДУ имуществом исполняются доверительным управляющим, то в финансовой отчетности учредителя управления отражается только финансовый результат, исчисленный (полученный) по ДДУ, в порядке, установленном Законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 года № 234-III (далее – Закон о бухгалтерском учете и финансовой отчетности).

В противном случае в финансовую отчетность полностью включаются данные, представленные доверительным управляющим об активах, обязательствах, доходах, расходах и других показателях, путем построчного суммирования аналогичных показателей.

В балансе учредителя управления данные по субсчетам 1281, 2181 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом» не включаются.

Раскрытие информации, связанной с осуществлением ДДУ имуществом, в составе пояснительной записки осуществляется в соответствии с правилами раскрытия, установленными МСФО и НСФО.

Бухгалтерский учет у доверительного управляющего по доверительному управлению имуществом

 При организации бухгалтерского учета доверительный управляющий обеспечивает самостоятельный ...

Для получения полного доступа к просмотру Вы можете:
Авторизоваться, если Вы подписчик
Оформить подписку и задавать вопросы каждый день. Тарифы
Купить доступ
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты.
200 тенге