27.04.2012

Учет расчетов с подотчетными лицами

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Автор:
ВВЕДЕНИЕ
Расчеты наличными денежными средствами осуществляются практически всеми субъектами предпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовой формы, объемов реализации и прочих финансово-экономических показателей с целью ускорения расчетов и снижения издержек, связанных с оформлением безналичных операций. Часто расчеты наличными денежными средствами практикуются при приобретении материально-производственных запасов в небольших количествах, а также недорогих объектов основных средств (как правило, оргтехники) и объектов нематериальных активов. Наиболее распространены расчеты наличными денежными средствами при оплате командировочных расходов.
Во всех случаях расчеты наличными денежными средствами должны производиться через подотчетных (материально ответственных) лиц. Особенности этой группы расчетов обусловлены необходимостью соблюдения правил наличного денежного обращения, а также своевременного и правильного документального оформления выдачи денежных средств под отчет и их последующего списания.
Ввиду того, что налоговые и иные контролирующие органы обращают особое внимание на расчеты наличными денежными средствами, вопросы изучения и точного практического применения порядка отражения в бухгалтерском и налоговом учете данных операций имеют исключительно важное значение.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Законодательство Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности основывается на Конституции Республики Казахстан, Гражданском кодексе Республики Казахстан.
При организации системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности используются следующие нормативные документы:
· Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 года № 234-III (далее – Закон о бухгалтерском учете);
· Закон Республики Казахстан «О Национальном банке Республики Казахстан» от 30 марта 1995 года № 2155;
· Закон Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 года № 2444 (дата вступления в силу 6 сентября 1995 года);
· Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» от 13 июня 2005 года № 57-III (далее – Закон о валютном регулировании);
· Закон Республики Казахстан «О платежах и переводах денег» от 29 июня 1998 года № 237-I (далее – Закон о платежах);
· международные и национальные стандарты финансовой отчетности (далее – МСФО и НСФО соответственно);
· приказ министра финансов Республики Казахстан «Об утверждении форм первичных учетных документов» от 21 июня 2007 года № 216;
· приказ министра финансов Республики Казахстан «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета» от 23 мая 2007 года № 185;
· приказ министра финансов Республики Казахстан «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета» от 22 июня 2007 года № 221 (далее – Правила бухгалтерского учета);­
· учетная политика предприятия.
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ
К ведению бухгалтерской документации предъявляются требования, основными из которых являются: документальность, краткость и ясность записей, взаимный контроль записей.
Все хозяйственные операции организацией должны оформляться оправдательными документами, которые являются первичными документами. В соответствии со статьей 7 Закона о бухгалтерском учете все бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов.
Первичный учетный документ – документ, который фиксирует факт совершения операции или события. Первичный документ на электронном носителе имеет силу первичного документа, оформленного на бумажном носителе. Первичный документ составляется в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания.
Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме или в соответствии с требованиями, утвержденными центральным государственным органом, осуществляющим регулирование деятельности в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
· наименование документа;
· дату составления;
· наименование организации или фамилию и инициалы предпринимателя, от имени которых составлен документ;
· содержание операции или события;
· единицы измерения операции или события (в количественном и стоимостном выражении);
· наименование должностей, фамилии, инициалы и подписи ответственных за совершение операции (подтверждающие событие) и правильность ее (его) оформления.
Наличие данных реквизитов придает первичным документам юридическую силу. В зависимости от характера операций или событий, требований нормативных правовых актов Республики Казахстан и способов обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.
Процесс отражения совершаемых организацией операций в первичных документах принято называть документированием хозяйственных операций. Документооборот представляет собой процесс создания (получения), принятия к учету, обработки и передачи в архив первичных учетных документов.
Правила документооборота утверждаются в учетной политике организации по бухгалтерскому учету. При составлении первичных документов и регистров бухгалтерского учета на электронных носителях индивидуальный предприниматель или организация должны изготовить копии таких документов на бумажных носителях для других участников операций, а также по требованию государственных органов, которым такое право требования предоставлено в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В бухгалтерской документации текст и цифры должны быть написаны ясно и четко, все подписи – разборчивыми.
Ошибки в первичных документах должны исправляться путем зачеркивания неправильного текста или суммы и написания над зачеркиванием правильного текста или суммы. Зачеркивание производится тонкой чертой так, чтобы можно было прочитать ранее написанное. Исправление ошибки в первичном документе должно быть оговорено надписью «Исправлено» и подтверждено подписями лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления.
ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ВЫДАЧЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПОД ОТЧЕТ
Подотчетными суммами признаются денежные авансы, выдаваемые организацией работнику из кассы под его ответственность (под отчет) для выполнения определенных действий по поручению организации. Такие работники называются подотчетными лицами. Расчеты с подотчетными лицами возникают практически в каждой организации и весьма разнообразны, например:
  • приобретение запасных частей, материалов, топлива;
  • приобретение канцелярских товаров;
  • оплата почтово-телеграфных расходов;
  • оплата услуг связи;
  • оплата коммунальных услуг;
  • оплата аренды;
  • оплата мелкого ремонта оргтехники;
  • транспортные расходы;
  • расходы на командировки;
  • представительские расходы;
  • прочие расходы.
Все эти хозяйственные операции сопровождаются выдачей денежных средств из кассы организации. Операции, связанные с получением и расходованием наличных денежных средств непосредственно из кассы организации, называются кассовыми операциями. Порядок учета и оформления кассовых операций в организации отражается в учетной политике и основывается на принципах, изложенных в Правилах бухгалтерского учета.
В соответствии с Правилами бухгалтерского учета для приема, хранения и выдачи наличных денег каждая организация должна иметь кассу, которая должна быть специально оборудована в соответствии с техническими требованиями для обеспечения сохранности наличных денег и изолирована.
Индивидуальные предприниматели и организации с численностью наемных работников не более десяти человек, являющиеся субъектами малого предпринимательства, могут не иметь специально оборудованного и изолированного помещения кассы при условии наличия несгораемых металлических шкафов, которые подлежат ежедневному опечатыванию. Все наличные деньги, чеки, бланки строгой отчетности и ценные бумаги хранятся, как правило, в сейфах или несгораемых металлических шкафах. Ключи от металлических шкафов, печати и ключи от помещения кассы хранятся у кассира.
Все кассовые операции осуществляются кассиром, являющимся материально ответственным лицом. Назначение на работу кассира оформляется приказом индивидуального предпринимателя или руководителя организации. Для обеспечения сохранности денежных средств заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности с кассиром, который в случае недостачи денежных средств, чековых книжек при возможности погашает за счет собственных средств недостачу.
В организациях с небольшой численностью работников, не имеющих в штате кассира, его обязанности может выполнять главный бухгалтер по письменному распоряжению руководителя организации.
В обязанности кассира входит:
· проверка правильности оформления приходных и расходных кассовых ордеров, наличия и подлинности подписей, приложений, перечисленных в ордерах;
· принятие или выдача денежных средств;
· регистрация кассовых операций в кассовой книге;
· сдача наличных денежных средств в банк.
Операции по движению денежных средств в кассе оформляются унифицированными формами первичной документации, утвержденными приказом министра финансов Республики Казахстан «Об утверждении форм первичных учетных документов» от 21 июня 2007 года № 216.
Прием наличных денег производится по приходному кассовому ордеру (форма КО-1), подписанному главным бухгалтером. При приеме наличных денег выдается квитанция за подписями главного бухгалтера и кассира, заверенная печатью.
Выдача наличных денег из кассы производится по расходному кассовому ордеру (форма КО-2) или другому надлежаще оформленному документу, с наложением на эти документы штампа с реквизитами расходного ордера. Документы на выдачу наличных денег должны быть подписаны индивидуальным предпринимателем или руководителем организации или лицом, его заменяющим, главным бухгалтером и кассиром.
Все приходные и расходные ордера до передачи их в кассу регистрируются бухгалтерской службой в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма КО-3), который открывается отдельно на приходные и расходные кассовые документы.
При выдаче денег по расходному ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявление документа, удостоверяющего личность получателя (паспорт или удостоверение личности гражданина), записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан. Если заменяющий расходный ордер документ составлен на выдачу наличных денежных средств нескольким лицам, то получатели также предъявляют документы, удостоверяющие их личность, и расписываются в соответствующей графе платежных документов.
Расписка в получении наличных денег может быть сделана только собственноручно, чернилами или пастой шариковой ручки (синего или черного цвета), с указанием полученной суммы прописью. При получении наличных денег по ведомости сумма прописью не указывается.
Выдача наличных денег лицам, не состоящим в списочном составе индивидуального предпринимателя или организации, производится по расходным ордерам, выписываемым от­дельно на каждое лицо, или по отдельной ведомости на основании заключенных договоров.
Выдачу наличных денег кассир производит только лицу, указанному в расходном ордере или заменяющем его документе. Если выдача денег производится по доверенности, оформленной в установленном порядке (форма З-1), в тексте ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег бухгалтерской службой указываются фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Если выдача денег производится по ведомости, перед распиской в получении денег кассир делает запись: «По доверенности». В графе ведомости «Примечание» указываются номер и дата выдачи предъявленных документов. Доверенность остается у кассира и прикрепляется к расходному ордеру или ведомости.
Форма З-1 «Доверенность» применяется всеми организациями (индивидуальными предпринимателями). Выдачу доверенностей регистрируют в журнале учета выданных доверенностей (форма З-2), все страницы которого заранее нумеруются, прошиваются и скрепляются печатью организации (индивидуального предпринимателя).
При выдаче наличных денег лицу, не имеющему возможности по болезни или по другим причинам расписаться лично, по его просьбе, согласно доверенности, оформленной в установленном порядке, за него может расписаться другое лицо, за исключением работников бухгалтерской службы или кассира. На расходном ордере указываются наименование, номер, дата и место выдачи документа, удостоверяющего личность фактического получателя наличных денежных средств, и лица, за него расписавшегося.
Оплата труда, выплата пособий по временной нетрудоспособности, стипендий, премий производится кассиром по платежным ведомостям (форма Т-2) без составления расходного ордера на каждого получателя.
На общую сумму выданной заработной платы составляется один расходный ордер, дата составления и номер которого проставляется на каждой платежной ведомости.
На титульном (заглавном) листе платежной ведомости делается разрешительная надпись о выдаче наличных денег за подписями индивидуального предпринимателя, руководителя организации или лица, его заменяющего, и главного бухгалтера, с указанием сроков выдачи наличных денег и суммы прописью.
В аналогичном порядке может оформляться и разовая выдача наличных денег (заработной платы) нескольким лицам (при уходе в отпуск, по болезни и другим причинам), а также выдача депонированных сумм и наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками.
Разовая выдача наличных денег (заработной платы) отдельным лицам производится по расходным ордерам.
По истечении установленных сроков выплаты заработной платы, премий, пособий по временной нетрудоспособности кассир должен:
· в платежной ведомости против фамилий лиц, которым не произведены выплаты, поставить штамп «Депонировано» или сделать аналогичную отметку от руки;
· составить реестр депонированных сумм;
· в конце ведомости сделать надпись о фактически выплаченной сумме и о неполученной сумме заработной платы, премии, пособий по временной нетрудоспособности, подлежащих депонированию, сверить эти суммы с общим итогом по платежной ведомости и скрепить своей подписью;
· записать в кассовую книгу фактически выплаченную сумму и поставить на ведомости штамп: «Расходный кассовый ордер № ___ от «___» _______ 20 __ года». Бухгалтерская служба производит проверку отметок, сделанных кассиром в платежных ведомостях, и подсчет выданных и депонированных по ним сумм.
Для учета денег, выданных из кассы доверенному лицу (раздатчику) по выплате заработной платы, и возврата остатка наличности и оплаченных документов применяется книга учета принятых и выданных кассиром денег (форма КО-5).
Приходные ордера и квитанции к ним, а также расходные ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены бухгалтерской службой четко и ясно чернилами или пастой шариковой ручки или выписаны с использованием средств автоматизации учета. Никаких подчисток, помарок или исправлений, хотя бы и оговоренных, в этих документах не допускается.
В расходных ордерах указывается основание для их составления и перечисляются прилагаемые к ним документы. Расходные ордера или заменяющие их документы не выдаются на руки лицам, получающим наличные деньги.
Прием и выдача денежных средств по кассовым ордерам могут производиться только в день их составления.
При получении приходных и расходных ордеров или заменяющих их документов кассир проверяет:
– наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера, а на расходном ордере или заменяющем его документе – разрешительной подписи индивидуального предпринимателя, руководителя организации или лица, его заменяющего;
– правильность оформления документов;
– наличие перечисленных в документах приложений.
В случае несоблюдения хотя бы одного из этих требований кассир возвращает документы в бухгалтерскую службу для надлежащего оформления.
Приходные и расходные ордера или заменяющие их документы вместе с приложениями подлежат обязательному гашению штампом или подписью от руки «Получено» или «Оплачено» с указанием числа, месяца, года.
Расходные ордера, оформленные на платежные ведомости на выплату заработной платы, регистрируются после ее выдачи.
На основании данных приходных и расходных кассовых ордеров кассир заполняет кассовую книгу (форма КО-4). Для осуществления расчетов наличными деньгами индивидуальный предприниматель или организация должны вести только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью индивидуального предпринимателя или организации. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями индивидуального предпринимателя или руководителя организации, главного бухгалтера.
Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах через копировальную бумагу шариковой ручкой или чернилами. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.
Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Исправление ошибки в книге должно быть оговорено надписью «Исправлено» и подтверждено подписями кассира и главного бухгалтера с указанием даты исправления.
При автоматизированном способе ведения кассовых операций должно быть обеспечено соблюдение установленных правил ведения кассовой книги. Кассовая книга, распечатанная на бумажных носителях, брошюруется в хронологическом порядке.
Контроль за правильным и своевременным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера.
Один раз в месяц или квартал производится внезапная ревизия хранящихся в кассе денежных средств и других ценностей. Ее проводит комиссия в следующем составе:
· главный бухгалтер;
· бухгалтер;
· представитель внутреннего аудита и контроля.
В соответствии с пунктом 1 статьи 645 Налогового кодекса на территории Республики Казахстан денежные расчеты, осуществляемые при торговых операциях, работах, услугах посредством наличных денег, производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин (далее – ККМ).
Учет сумм, выданных под отчет на административно-хозяйственные и прочие расходы, осуществляется на счете 1250 «Краткосрочная дебиторская задолженность работников», где отражаются операции, связанные с движением дебиторской задолженности работников по:
– выданным под отчет денежным средствам на приобретение активов, оплату услуг, служебные командировки и другое (например, счет 1251);
– предоставленным работникам займам, а также расчетам по возмещению материального ущерба (недостача, хищение, порча и другое), причиненного организации работником, и прочей краткосрочной дебиторской задолженности работников (например, счет 1253 – краткосрочная задолженность, счет 2153 – долгосрочная задолженность).
На израсходованные подотчетными лицами суммы счет 1250 кредитуется в корреспонденции со счетами, на которых учитываются затраты и приобретенные ценности, или другими счетами в зависимости от характера произведенных расходов.
В бухгалтерском учете рекомендуются следующие проводки: Отношения, возникающие при осуществлении платежей с использованием наличных денег, регулируются Законом Республики Казахстан «О платежах и переводах денег» от 29 июня 1998 года № 237-I и Законом Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» от 13 июня 2005 года № 57-III.
При выдаче денежных средств под отчет у начинающих бухгалтеров часто возникает вопрос о том, есть ли ограничения в размере суммы, которую можно выдать на руки физическому лицу. Действующими нормативными документами такие ограничения не установлены. Предельный размер суммы, которую можно выдавать под отчет, каждая организация устанавливает учетной политикой самостоятельно.
Имеются ограничения при расчетах наличными денежными средствами при сделках между юридическими лицами.
В соответствии с пунктом 4-1 статьи 21 Закона о платежах платежи между юридическими лицами по сделке, сумма которой превышает 4 000 месячных расчетных показателей (далее – МРП), осуществляются только в безналичном порядке. Следовательно, не допускается осуществление наличных платежей одним юридическим лицом в пользу другого юридического лица по одной сделке, сумма которой превышает 4 000 МРП. Вместе с тем допускается осуществление платежей в наличном порядке по нескольким сделкам одновременно, даже если общая сумма платежей будет превышать 4 000 МРП, но при этом сумма одной сделки не должна превышать данный лимит. Данный лимит платежей наличными деньгами не рассчитан на какой-либо конкретный период времени.
Во избежание нарушения пункта 4-1 статьи 21 Закона о платежах договоры следует заключать таким образом, чтобы общая сумма по одному договору не превышала 4 000 МРП, сумма, указанная в счете-фактуре, по такому договору также не должна превышать 4 000 МРП.
В случае если общая сумма договора будет превышать 4 000 МРП, то все платежи по данному договору должны будут осуществляться исключительно в безналичном порядке. Согласно статье 203 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», осуществление юридическими лицами платежа в наличном порядке по гражданско-правовой сделке на сумму свыше 4 000 МРП в пользу другого юридического лица влечет штраф на юридическое лицо, осуществившее такой платеж, в размере до пяти процентов от суммы платежа.
При выдаче денежных средств под отчет в иностранной валюте следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 13 Закона о валютном регулировании валютные операции с использованием наличной иностранной валюты между резидентами запрещены, за исключением:
· расчетов с резидентами, имеющими лицензию на осуществление розничной торговли и предоставление услуг за наличную иностранную валюту, полученную в соответствии с требованиями, установленными Законом о валютном регулировании и нормативными правовыми актами Национального банка Республики Казахстан;
· оплаты расходов, связанных с командированием работников за пределы Республики Казахстан;
· безвозмездных переводов денег или безвозмездной передачи валютных ценностей физическими лицами физическим лицам, а также юридическим лицам, уставная деятельность которых направлена на осуществление благотворительной деятельности;
· внесения банковских вкладов физическими лицами в пользу других физических лиц;
· операций, связанных с уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
Статьей 16 Закона о валютном регулировании установлено, что платежи и переводы денег по валютным операциям резидентов и нерезидентов осуществляются через счета в уполномоченных банках, при этом можно осуществлять через кассу:
· выплаты юридическими лицами-резидентами заработной платы работникам-нерезидентам, а также юридическими лицами-нерезидентами заработной платы работникам-резидентам и нерезидентам в иностранной валюте;
· оплату юридическими лицами расходов, связанных с командированием работников за пределы Республики Казахстан, в иностранной валюте.
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СПИСАНИЯ ПОДОТЧЕТНЫХ СУММ
Суммы, выданные под отчет, списываются на основании представленного авансового отчета. Авансовый отчет составляется в одном экземпляре подотчетным лицом и работником бухгалтерии.
На оборотной стороне формы подотчетное лицо приводит перечень документов, подтверждающих произведенные расходы (командировочное удостоверение, квитанции, транспортные документы, фискальные чеки ККМ, товарные чеки, счета-фактуры, акты выполненных работ, накладные и другие оправдательные документы), указывает суммы затрат по ним, нумерует эти документы и прикладывает к авансовому отчету в порядке их записи в отчете.
Количество документов должно соответствовать числу записей на обороте. Количество листов, как правило, превышает количество документов.
В авансовом отчете необходимо наличие подписей бухгалтера, подтверждающего целевое назначение и правомерность принятия к учету израсходованных сумм, а также главного бухгалтера, разрешающего выдачу наличных денежных средств в погашение перерасхода или прием остатка ранее выданных денежных средств.
В авансовом отчете также должно быть указано состояние расчетов с подотчетным лицом по ранее выданным авансам. Выдача аванса при наличии ранее непогашенной подотчетной суммы является нарушением порядка ведения кассовых операций, хотя на практике это встречается достаточно часто.
Отсутствие подписи руководителя организации, утверждающего авансовый отчет, а также суммы в указанной строке делает документ недействительным, и суммы наличных денежных средств должны расцениваться как излишек или недостача (в зависимости от того, осуществлялся прием остатка или выплата перерасхода).
Бухгалтерией проверяются целевое расходование средств, наличие и правильность оформления оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы, правильность подсчета сумм, а также на оборотной стороне формы указываются суммы расходов, принятые к учету, и счета (субсчета), по дебету которых отражаются эти суммы.
Реквизиты, относящиеся к иностранной валюте, заполняются только в случае выдачи подотчетному лицу денежных средств в иностранной валюте в соответствии с установленным порядком и согласно действующему законодательству Республики Казахстан.
Проверенный авансовый отчет утверждается руководителем организации или уполномоченным на это лицом и принимается к учету. Остаток неиспользованного аванса сдается подотчетным лицом в кассу организации по приходному кассовому ордеру в установленном порядке. Перерасход по авансовому отчету выдается подотчетному лицу по расходному кассовому ордеру.
На основании утвержденного авансового отчета бухгалтерия списывает подотчетные денежные суммы в установленном порядке.
Сроки предоставления авансовых отчетов и подтверждающих документов по под­отчетным суммам должны быть предусмотрены в учетной политике исходя из специфики работы предприятия. Обычно срок представления авансовых отчетов устанавливают в пять дней, крайний срок представление авансовых отчетов по сумам, выданным на хозяйственные расходы, командировочные расходы, или возврат неиспользованных сумм ограничивается одним месяцем.
В случае перерасхода денежных средств подотчетным лицом задолженность предприятия перед работником погашается в течение срока, предусмотренного учетной политикой предприятия или приказом индивидуального предпринимателя.
Форма авансового отчета является стандартной, вместе с тем предприятие имеет право вносить в данный документ дополнительные реквизиты.
При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу. Налоговые органы проверяют авансовые отчеты на предмет наличия всех подтверждающих документов и правомерности отнесения на вычеты затрат.
Пример Менеджер ТОО «Альфа» Ильясов А.Б. получил в подотчет 40 000 тенге на хозяйственные нужды, составил авансовый отчет и приложил документы на сумму 36 164 тенге.
В бухгалтерском учете такая ситуация будет отражена следующим образом:
Менеджером Ильясовым А.Б. был составлен авансовый отчет:
Следует обратить особое внимание на оформление подтверждающих документов при приобретении товаров у индивидуальных предпринимателей, работающих по специальному налоговому режиму.
При этом следует иметь в виду, что статьей 8 Закона Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10 декабря 2008 года № 100-IV (далее – Закон о введении) до 1 января 2013 года приостановлено действие подпункта 1 пункта 1 статьи 426 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 10 декабря 2008 года № 99-IV (далее – Налоговый кодекс) и что в период приостановления подпункт 1 пункта 1 указанной статьи действует в следующей редакции:
«1) специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса включает в себя:
специальный налоговый режим на основе разового талона;
специальный налоговый режим на основе патента;
специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации».
Порядок применения специального налогового режима на основе разового талона регламентируется статьей 36 Закона о введении. Данной статьей предусмотрено, что выдача разовых талонов производится при предъявлении:
свидетельства налогоплательщика – до 1 января 2012 года;
документа с идентификационным номером – с 1 января 2012 года.
Специальный налоговый режим на основе разового талона применяют:
· граждане Республики Казахстан, оралманы деятельность которых носит эпизодический характер, осуществляющие виды деятельности, предусмотренные статьей 36 Закона о введении;
· граждане Республики Казахстан, оралманы, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на рынках, за исключением реализации в киосках, стационарных помещениях (изолированных блоках) на территории рынка.
Разовый талон действителен по месту осуществления деятельности, указанному в разовом талоне. Форма разового талона устанавливается уполномоченным органом.
Важно, что требование о выдаче покупателю подтверждающих документов теперь закреплено в налоговом законодательстве. Так, пунктом 12 статьи 36 Закона о введении установлено, что налогоплательщики в документе, выданном по требованию покупателя и подтверждающем факт реализации товара, выполнения работы, оказания услуги, обязаны указать наименование рынка ...
Для получения полного доступа к просмотру Вы можете:
Авторизоваться, если Вы подписчик
Оформить подписку и задавать вопросы каждый день. Тарифы
Купить доступ
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты.
200 тенге