11.02.2016

В связи с изменениями и дополнениями в Налоговый и Таможенный кодексы

Автор:

 

В связи с изменениями и дополнениями в Налоговый и Таможенный кодексы, внесенными Законами Республики Казахстан: «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» от 3 декабря 2015 года № 432-V (далее – Закон), «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам индустриально-инновационной политики» от 17 ноября 2015 года № 407-V, «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования специальных экономических зон» от 27 октября 2015 года № 362-V, «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных услуг» от 17 марта 2015 года № 293-V, «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам благотворительности» от 16 ноября 2015 года № 403-V, «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сельскохозяйственной кооперации» от 18 февраля 2011 года № 408-IV, доводим до сведения следующее.

  • Корпоративный подоходный налог
  • 1.1. В статью 96 Налогового кодекса внесено дополнение, согласно которому стоимость безвозмездно полученного имущества в виде квоты на выбросы парниковых газов, полученного в соответствии с Национальным планом распределения квот на выбросы парниковых газов в порядке, установленном уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, признается равной нулю;

    1.2. Внесены изменения в пункт 1 статьи 99 Налогового кодекса, согласно которым из совокупного годового дохода государственной исламской специальной финансовой компании подлежат исключению доходы, полученные от сдачи в аренду и (или) при реализации недвижимого имущества, указанного в подпункте 6) пункта 2 статьи 396 Налогового кодекса, и земельных участков, занятых таким имуществом. Также такие доходы специальной финансовой компании не учитываются при определении совокупного годового дохода для исчисления и уплаты авансовых платежей;

    1.3. Пункт 1 статьи 99 Налогового кодекса дополнен подпунктом 17), в соответствии с которым из совокупного годового дохода автономного кластерного фонда, определенного законодательством Республики Казахстан об инновационном кластере, подлежит исключению доход, полученный из бюджета в виде целевого перечисления исключительно для создания совместного предприятия с участием транснациональных корпораций, а также для долевого участия в зарубежных инвестиционных фондах;

    1.4. Уточнена редакция статьи 111-1 Налогового кодекса в части определения затрат (расходов), подлежащих вычету, а также определения порядка отнесения на вычеты расходов на подготовительные работы к добыче урана методом подземного скважинного выщелачивания после начала добычи после коммерческого обнаружения;

    1.5. В целях развития судовой и морской отрасли Налоговый кодекс дополнен новой статьей 135-4, предусматривающей введение особого порядка налогообложения для морских судов, зарегистрированных в международном судовом реестре Республики Казахстан и осуществляющих деятельность по перевозке международных грузов. В соответствии со статьей 135-4 Налогового кодекса налогоплательщик уменьшает корпоративный подоходный налог по деятельности от перевозки грузов морским судном, зарегистрированным в международном судовом реестре Республики Казахстан, исчисленный в соответствии со статьей 139 Налогового кодекса, на 100 процентов. При этом доходы такого налогоплательщика от осуществления другой деятельности подлежат обложению корпоративным подоходным налогом в общеустановленном порядке;

    Налогоплательщик, осуществляющий перевозку груза морским судном, зарегистрированным в международном судовом реестре Республики Казахстан, ведет раздельный налоговый учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, в целях исчисления налоговых обязательств по такому виду деятельности, и иной деятельности, а также не вправе применять по такой деятельности другие положения Налогового кодекса, предусматривающие уменьшение корпоративного подоходного налога, исчисленного в соответствии со статьей 139 Налогового кодекса, на 100 процентов;

    1.6. Внесено изменение в пункт 1 статьи 133 Налогового кодекса, в соответствии с которым с 3 процентов до 4 процентов увеличен размер корректировки налогооблагаемого дохода в сторону уменьшения для налогоплательщиков, кроме налогоплательщиков, состоявших в налоговом периоде на мониторинге крупных налогоплательщиков.

    2. Налог на добавленную стоимость (далее – НДС)

    2.1. Зачет НДС при сегментации земельного участка. Статья 256 Налогового кодекса дополнена новым пунктом 4-3, предусматривающим корректировку НДС, относимого в зачет, в случае если оборот по реализации по передаче права владения и (или) пользования, и (или) распоряжения части делимого земельного участка, по которому до совершения такого оборота по реализации сумма налога на добавленную стоимость была отнесена в зачет, является освобожденным от налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса. При этом предусмотрена формула для определения суммы налога на добавленную стоимость, подлежащего исключению из зачета;

    2.2. В целях уточнения порядка обложения НДС и выписки счетов-фактур по договорам комиссии, транспортной экспедиции, поручения и доверительного управления внесен ряд изменений в статьи 233, 233-1, 233-2, 238, 257, 263 и 264-1 Налогового кодекса;

    2.3 Выписка счетов-фактур в электронной форме, в том числе поэтапный переход на обязательную выписку счетов-фактур в электронной форме. Внесены изменения в части установления поэтапного перехода на обязательную выписку счетов-фактур в электронной форме, а именно:

    с 1 января 2016 года – обязательна выписка электронных счетов-фактур уполномоченными экономическими операторами;

    с 1 июля 2016 года – обязательна выписка электронных счетов-фактур таможенными представителями, таможенными перевозчиками, владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов;

    с 1 января 2017 года – обязательна выписка электронных счетов-фактур всеми плательщиками НДС;

    2.4. Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» дополнен статьей 280-1, предусматривающей административную ответственность за нарушение порядка выписки счетов-фактур;

    2.5. В пункт 7 статьи 263 Налогового кодекса внесены изменения в части увеличения срока выписки счета-фактуры в случае вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта;

    так, с 1 января 2016 года установлены следующие сроки по выписке счетов-фактур в случае вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта:

    на бумажном носителе – не позднее даты совершения оборота по реализации;

    в электронной форме – не позднее семи календарных дней после даты совершения оборота по реализации;

    2.6. В статьи 263 и 265 Налогового кодекса внесены изменения, предусматривающие, что получатель товаров, работ в случае выписки в его адрес дополнительного или исправленного счета-фактуры вправе в течение десяти календарных дней со дня получения дополнительного или исправленного счета-фактуры указать на несогласие с выпиской такого счета-фактуры. Несогласие получателя товаров, работ, услуг в принятии дополнительного или исправленного счета-фактуры выполняется в информационной системе электронных счетов-фактур путем отклонения такого счета-фактуры, который становится не легитимным.

    3. НДС в рамках Таможенного союза

    3.1. С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. ратифицированный Законом Республики Казахстан от 14 октября 2014 года № 240-V, согласно подпункту 3) пункта 6 статьи 72 Раздела XVII «Налоги и налогообложение» которого косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства-члена товаров, импорт которых на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена осуществляется в связи с их передачей в пределах одного юридического лица (законодательством государства-члена может быть установлено обязательство по уведомлению налоговых органов о ввозе (вывозе) таких товаров).

    Учитывая данную норму, пункт 3 статьи 231 Налогового кодекса дополнен подпунктом 23), согласно которому не является оборотом по реализации вывоз товаров с территории Республики Казахстан на территорию другого государства – члена Таможенного союза в связи с их передачей (перемещением) в пределах одного юридического лица;

    3.2. Абзац двенадцатый подпункта 2) статьи 276-2 Налогового кодекса изложен в редакции, согласно которой плательщиком НДС в Таможенном союзе является физическое лицо, импортирующее товары на территорию Республики Казахстан с территории государств – членов Таможенного союза в целях предпринимательской деятельности.

    При этом с 1 января 2016 года статья 276-2 Налогового кодекса дополнена нормой по установлению уполномоченным органом критериев отнесения товаров к импортируемым в целях предпринимательской деятельности;

    3.3. С 1 января 2016 года согласно подпункту 2) части второй пункта 4 статьи 276-4 Налогового кодекса временный ввоз товаров распространяется на выставки и ярмарки;

    в целях приведения норм главы 37-1 Налогового кодекса с Договором о ЕАЭС от 29.05.2014 г. статья 276-4 Налогового кодекса дополнена пунктом 5, согласно которому косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию Республики Казахстан:

    1) товаров, ввозимых физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности;

    2) товаров, ввозимых с территории государства – члена Таможенного союза в связи с их передачей в пределах одного юридического лица.

    Налогоплательщик обязан уведомлять налоговые органы при ввозе (вывозе) таких товаров в связи с их передачей в пределах одного юридического лица по форме, в порядке и сроки, которые предусмотрены пунктом 4 статьи 276-4 Налогового кодекса;

    3.4. В пункт 6 статьи 276-13 Налогового кодекса внесены изменения, согласно которым в случае осуществления ввоза (вывоза) давальческого сырья на переработку налогоплательщиком Республики Казахстан представляется обязательство о вывозе (ввозе) продуктов переработки, а также его исполнение в порядке, по форме и в сроки, которые утверждены уполномоченным органом по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию.

    С учетом указанного изменения в Приказ министра финансов Республики Казахстан от 31.03.2015 г. № 240 «Об утверждении Правил представления обязательства о вывозе (ввозе) товаров переработки и его исполнения, формы представления обязаельства о вывозе (ввоз) продуктов переработки» Приказом министра финансов от 24.12.2015 г. № 683 внесены сооответствующие изменения и дополнения.

    При этом постановление Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2011 года № 1712 «Об утверждении Правил и форм представления обязательства о вывозе (ввозе) продуктов переработки и его исполнения» поставлено на утрату; (примечание редакции –утратило силу постановлением Правительства РК от 28.12.2015 № 1104)

    3.5. Уплата НДС методом зачета, предусмотренная статьей 250 Кодекса Республики Казахстан от 12.06.2001 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), срок действия которой продлен статьями 49 и 49-1 Закона Республики Казахстан от 10.12.2008 года № 100-IV «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)», продлена до 1 января 2022 года;

    с 1 января 2016 года положения названных статей распространяются также на запасные части, используемые в производстве сельскохозяйственной техники, включенной в перечень, установленный уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса по согласованию с уполномоченным органом по государственному планированию и уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сфере обеспечения поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет.

    4. Возврат НДС

    4.1 Налоговый кодекс дополнен статьей 273-1, регламентирующей особенности возврата превышения НДС, в случаях превышения НДС:

    – накопленного до начала экспортных операций, в период геологоразведочных работ и обустройства месторождения, налогоплательщикам, осуществляющим деятельность в рамках контракта на недропользование;

    - образованного в период строительства зданий и сооружений производственного назначения, впервые вводимых в эксплуатацию организациями, осуществляющими деятельность на территории СЭЗ или вновь образованными организациями, реализующими инвестиционный приоритетный проект;

    4.2. Внесено уточнение в редакцию пункта 3 статьи 272 Налогового кодекса, которое позволит получить экспортоориентированным компаниям возврат всего превышения НДС, накопленного на конец налогового периода, при одновременном соблюдении установленных условий по постоянной реализации и наличию в общем облагаемом обороте не менее 70 процентов оборота по реализации, облагаемого по нулевой ставке;

    4.3. В пункт 2 статьи 627 внесены изменения, предусматривающие основанием для проведения внеплановой налоговой проверки заявление налогоплательщика, представляемое в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 273-1 Налогового кодекса (для подтверждения достоверности превышения НДС).

    При этом указанные заявления могут быть поданы до даты принятия в эксплуатацию зданий и сооружений производственного назначения либо начала экспорта полезных ископаемых, добытых в рамках соответствующего контракта на недропользование, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей.

    5. Акцизы

    5.1 В подпункт 1) пункта 4 статьи 280 Налогового кодекса внесено изменение, предусматривающее увеличение ставки акциза на алкогольную продукцию (кроме коньяка, бренди, вин, виноматериала, пива и пивного напитка) с 1 января 2016 года до 1380 тенге/литр 100% спирта;

    5.2. В связи с введением контрольных приборов учета производства этилового спирта и алкогольной продукции через оператора, подпунктами 7), 24) и 25) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 16 июля 1999 года N 429 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» даны определения понятиям «контрольные приборы учета», «данные контрольных приборов учета в сфере производства этилового спирта и алкогольной продукции», а также «оператор данных контрольных приборов учета в сфере производства этилового спирта и алкогольной продукции».

    5.3. Подпунктами 4), 24-1) и 24-2) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 20 июля 2011 года № 463-IV «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» даны определения понятиям «данные контрольных приборов учета в сфере производства и оборота нефтепродуктов» и «оператор данных контрольных приборов учета в сфере производства и оборота нефтепродуктов».

    6. Индивидуальный подоходный налог

    6.1. Подпунктом 24) пункта 3 статьи 155 Налогового кодекса уточнены расходы, которые не рассматриваются в качестве дохода физического лица при имущественном найме (аренде) жилища, жилого помещения (квартиры);

    6.2. В подпункте 29) пункта 3 статьи 155 Налогового кодекса предусмотрено освобождение от обложения ИПН доходов социально уязвимых слоев населения от прекращения обязательств по кредитам, выданным не только банками, но и микрофинансовыми организациями;

    6.3. Пункт 3 статьи 155 Налогового кодекса дополнен подпунктом 29-2), которым установлено, что не рассматривается в качестве дохода физического лица прощение задолженности по вознаграждению, неустойке (пени, штрафы), образовавшейся по ипотечному жилищному займу (ипотечному займу), полученному в период с 1 января 2004 года по 31 декабря 2009 года, который подлежит рефинансированию в рамках программы рефинансирования ипотечных жилищных займов, утвержденной Национальным банком Республики Казахстан. При этом положения данного подпункта носят временный характер с 01.01.2015 года по 01.07.2016 года;

    6.4. Подпунктом 13) и 13-2) пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса уточнен порядок применения корректировки дохода для лиц, имеющих несколько оснований для применения такой корректировки. При этом увеличен предел размера необлагаемого дохода с 55 до 75 минимальных размеров заработных плат;

    6.5. В целях приведения в соответствие с законодательством о дорожном движении в подпункте 19) пункта 3 статьи 155, подпункте 7) пункта 1 статьи 180-1 и подпункте 7) пункта 1 статьи 180-2 Налогового кодекса исключены слова «с даты регистрации права собственности», поскольку право собственности по транспортным средствам не регистрируется. При этом, право собственности на транспортные средства возникает в соответствии с гражданским законодательством;

    6.6. В подпункте 3) статьи 165 Налогового кодекса уточнена редакция в части того, что доходом работника в виде материальной выгоды признаются расходы работодателя на уплату страховых премий по договорам страхования своих работников, заключенным не только работниками, но и работодателями.

    7. Специальные экономические зоны (СЭЗ)

    7.1. Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования специальных экономических зон» от 27 октября 2015 года № 362-V внесены изменения в пункт 1 статьи 150 Налогового кодекса, согласно которым Перечень приоритетных видов деятельности по видам экономической деятельности, указанным в статьях 151-1 - 151-10 Налогового кодекса, и перечень объектов, строительство которых предназначено для осуществления данных видов деятельности, а также порядок включения приоритетных видов деятельности и объектов строительства в указанные перечни будет определяться постановлением Правительства Республики Казахстан. При этом определение приоритетных видов деятельности будет осуществляться в соответствии с общим классификатором видов экономической деятельности и классификатором продукции по видам экономической деятельности, утвержденным уполномоченным государственным органом в области технического регулирования;

    7.2. Соответственно внесены изменения в статьи 151-1 - 151-10 Налогового кодекса в части определения отраслевой направленности для каждой специальной экономической зоны и установлением перечня видов деятельности, не относящихся к приоритетным;

    7.3. СЭЗ «Астана – новый город», «Морпорт Актау», «Оңтүстік», «Сарыарқа», «Хоргос – Восточные ворота», «Павлодар» дополнены приоритетным видом деятельности по строительству и вводу в эксплуатацию объектов, предназначенных непосредственно для осуществления приоритетных видов деятельности, в пределах проектно-сметной документации;

    7.4. Редакция подпункта 4) пункта 3 статьи 150 Налогового кодекса уточнена в части того, что к организациям, осуществляющим деятельность на территории специальных экономических зон, не относятся организации, применяющие (применившие) инвестиционные налоговые преференции, по инвестиционным контрактам, заключенным до 01.01.2009 года;

    7.5. Пункт 3 статьи 150 Налогового кодекса дополнен новым подпунктом 4-1), предусматривающим, что к организациям, осуществляющим деятельность на территории специальных экономических зон, не относятся организации, реализующие (реализовавшие) инвестиционный приоритетный проект и инвестиционный стратегический проект в соответствии с законодательством Республики Казахстан об инвестициях;

    7.5. Исключен пункт 4 статьи 150 Налогового кодекса, предусматривавший необходимость выдачи местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, а также автономным кластерным фондом, подтверждения об отнесении полученных доходов к доходам от приоритетных видов деятельности, для признания организации организацией, осуществляющей деятельность на территории СЭЗ;

    7.6. Статья 150 Налогового кодекса дополнена пунктом 6, предусматривающим гарантию стабильности налогового законодательства в отношении коэффициентов и (или) ставок, применяемых при исчислении земельного налога, налога на имущество и платы за пользование земельными участками, размера уменьшения при исчислении корпоративного подоходного налога, в случае внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство после даты внесения сведений об организации, осуществляющей деятельность на территории специальной экономической зоны в единый реестр участников специальной экономической зоны.

    8. Налогообложение организации, реализующей инвестиционный стратегический проект

    Раздел 5 Налогового кодекса дополнен Главой 17-2 «Налогообложение организации, реализующей инвестиционный стратегический проект», предусматривающей особый порядок налогообложения организации, реализующей инвестиционный стратегический проект, заключившей до 1 января 2015 года инвестиционный контракт на осуществление инвестиций, а также дополнительное соглашение к указанному инвестиционному контракту, предусматривающее преференции по налогам.

    При этом для организации, реализующей инвестиционный стратегический проект и не применяющей специальный налоговый режим, предусмотрено уменьшение по корпоративному подоходному налогу на 100 процентов, исчисление амортизационных отчислений в размере не менее 50 процентов от предельных норм амортизации, установленных Налоговым кодексом, применение коэффициента 0 к ставкам земельного налога, исчисление налога на имущество по ставке 0% к налоговой базе, а также гарантию стабильности налогового законодательства (в случае если изменения и (или) дополнения налогового законодательства Республики Казахстан предусматривают увеличение ставок налогов, сборов и плат, организация, реализующая инвестиционный стратегический проект, определяет налоговые обязательства по ставкам, которые действовали на дату заключения дополнительного соглашения к инвестиционному контракту, предусматривающего инвестиционные преференции для инвестиционного стратегического проекта).

    9. Международное налогообложение

    9.1. В целях приведения в соответствие со статьей 219 Налогового кодекса, которая на практике предусматривает возможность принятия налоговыми органами от нерезидента как оригинала документа, подтверждающего резидентство, так и его нотариально засвидетельствованной копии, для полного или частичного освобождения доходов нерезидента от налогообложения на территории Республики Казахстан в соответствии с положениями действующих Налоговых конвенций и упрощения администрирования по применению положений Налоговых конвенций внесены редакционные поправки в пункты 3 и 6 статьи 212 Налогового кодекса.

    Изменены сроки представления документа, подтверждающего резидентство с 31 декабря календарного года, в котором произошла выплата дохода нерезиденту или выплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты, на 31 марта года, следующего за налоговым периодом, определенным в соответствии со статьей 148 Налогового кодекса, в котором произошла выплата дохода нерезиденту или невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты. Данная норма введена с 01.01.2015 года. Соответственно, в целях применения положений Налоговых конвенций ...

    Для получения полного доступа к сайту авторизуйтесь или оформите подписку, либо пройдите регистрацию и получите бесплатный доступ к сайту на три дня