В данной части статьи окунемся в историю и разберемся с понятием «гудвилл». Узнаем о расчете гудвилла. Остановимся на международной практике применения и отражения гудвилла.
Немного истории
Само слово «гудвилл», которое представляет собой прямое заимствование из английского языка, стало активно использоваться в русскоязычной экономической лексике с начала 90-х годов ХХ века и в этом контексте понимается как доброжелательность, благосклонность, расположение. Данный спектр значений отражается и в содержании аналогичного финансового понятия, которое появилось в коммерческой практике Англии еще в первой половине XV века.
В английской литературе середины 1880 годов, то есть спустя более трехсот лет после первого упоминания о гудвилле, он становится предметом обсуждения в среде счетных работников. Именно они обратили внимание на то, что достаточно часто одно упоминание фирмы создает повышенный спрос на ее продукцию, что обусловливает возникновение дополнительной прибыли.
Поскольку активы в то время понимали как средства, приносящие доход, то моментально возникало противоречие: есть нечто, что явно приносит прибыль, но вычленить эту прибыль из общей массы не представляется возможным, а следовательно, невозможно исчислить его стоимость из общей массы активов, создающих прибыль. Это порождало комплекс вопросов, связанных с «передаваемостью» гудвилла при оставлении дел или смерти одного из собственников фирмы, а также с надлежащей оценкой и отражением его «передачи» в бухгалтерском учете.
Таким образом, была определена проблема, ставшая впоследствии предметом одной из интереснейших дискуссий в мировой истории учета. Ее открыли не энтузиасты, а скептики. Их самым ярким представителем был Иоганн Фридрих Шер (1846–1924), который трактовал гудвилл, получавший в конце XIX века все более широкое распространение в практике бухгалтерского учета, как «особый вид вуалирования баланса». Шер писал, что этот прием «представляет собой так называемое «раздвоение капиталов», имеющее место при слиянии акционерных обществ».
Это интересно
Один из крупнейших теоретиков бухгалтерского учета Э. Шмаленбах (1873–1955), тщательно исследовав проблему, квалифицировал прирост дополнительной прибыли за счет гудвилла как «коммерческий фонд номер один». Он пришел к выводу, что решающее значение для получения дополнительных доходов имеет слаженная работа коллектива предприятия. «Кадры решают все» – утверждали специалисты по научной организации труда, развивая старую мысль П. Ж. Прудона (1809–1865) о том, что прибавочный продукт возникает в результате координации усилий лиц, занятых в едином производственно-организационном процессе.
Эйген Шмаленбах модифицировал ...
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты. 200 тенге