В Казахстане выдача микрокредитов – услуга относительно молодая, подвергающаяся постоянному изменению в плане усиления контроля (который позволит перейти от количественного роста в сфере организаций, предоставляющих микрокредиты, к качественному), установления дополнительных требований (например, соблюдение пруденциальных нормативов, представление финансовой отчетности, сведений о заемщиках и выданных займах в кредитное бюро и пр.). Эти меры в конечном счете направлены на повышение прозрачности деятельности всего микрофинансового сектора. Но, как следствие, вопросы деятельности микрофинансовых организаций в Казахстане, их правовое регулирование и особенности налогообложения остаются актуальными.
Правовое регулирование
Большинство микрокредитов в Казахстане берется на предпринимательские цели: торговля на рынке, ремесленничество, ведение домашнего хозяйства и т. д. Кстати, в микрокредитовании зачастую отсутствует четкая грань между потребительскими и предпринимательскими целями, поскольку приобретаемые товары, бытовая техника, скот, птица и прочее используются как для личного потребления, так и для реализации собственных бизнес-инициатив.
На данный момент в Казахстане действуют две основные схемы микрокредитования:
● индивидуальное кредитование – схема микрокредитования, следующая стандартной процедуре банковского кредитования и основывающаяся на оценке жизнеспособности бизнеса клиента, его кредитной истории и рекомендациях, имеющихся у него. Заемщику при данной схеме необходимо предоставить залоговое имущество или иметь в наличии ответственное лицо по кредиту на случай дефолта;
● групповое кредитование – схема, в которой основой является групповая гарантия. Эта схема также называется моделью банка Гремин. При данной схеме кредит выдается не индивидууму, а группе лиц, которые также являются гарантами кредитов друг друга. Группа сама выбрает членов своей группы. Такие взаимоотношения позволяют создавать товарищеское давление в группе, которое оптимизирует систему своевременных платежей по кредиту и при этом существенно сокращает затраты микрофинансовой организации по тщательному отбору и мониторингу своих заемщиков.
В 2015 году правительство Казахстана начало рассматривать новые идеи по развитию микрофинансовых организаций. Одной из них стала идея создания специализированного фонда, который будет заниматься финансированием отдельных микрофинансовых организаций в Казахстане
К сведению
Концепция микрокредитования была разработана профессором экономики Мухаммедом Юнусом. Профессор получил образование в США, но сам был родом из Бангладеш, одной из самых бедных стран мира. В 1974 году Юнус включился в борьбу с голодом в своей родной стране. Он обнаружил, что даже самый незначительный кредит может сыграть решающую роль в выживании бедняков и что обычные банки не заинтересованы в выдаче кредитов небогатым предпринимателям из-за высоких рисков невозвращения ссуженных средств.
В 1983 году Юнус основал Grameen Bank (в переводе с бенгальского – банк деревень), который занимался выдачей микрокредитов бедным бангладешцам. Для обеспечения возврата кредитов банком применялась система круговой поруки: среди кредиторов образовывались неформальные группы, члены которых поручались друг за друга и поддерживали друг друга. По мере развития этой системы банком были разработаны и другие схемы альтернативного кредитования.
Законом Республики Казахстан от 26 ноября 2012 года № 56-V «О микрофинансовых организациях» (далее – Закон о микрофинансовых организациях) предусматривается, что понятие «микрокредитная организация» заменяется понятием «микрофинансовая организация». В пункте 1 статьи 31 данного закона говорится:
«Микрокредитные организации, за исключением некоммерческих микрокредитных организаций, в срок до 1 января 2016 года подлежат государственной перерегистрации в соответствии с законами Республики Казахстан.
В случае несоблюдения требования, установленного данным пунктом, микрокредитные организации подлежат реорганизации либо ликвидации в соответствии с законами Республики Казахстан».
Пунктом 2 статьи 718 Гражданского кодекса предусмотрено, что защита прав заемщиков банков, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, микрофинансовых организаций и кредитных товариществ обеспечивается путем установления предельного размера годовой эффективной ставки вознаграждения, включающей вознаграждение, все виды комиссий и иные платежи, взимаемые заимодателем в связи с выдачей и обслуживанием займа, и рассчитываемой в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.
Предельный размер годовой эффективной ставки вознаграждения определяется постановлением правления Национального банка Республики Казахстан от 24 декабря 2012 года № 377.
Согласно подпункту 7) статьи 1 Закона о микрофинансовых организациях, микрофинансовая организация – это юридическое ...
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты. 200 тенге