В соответствии с положениями Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете и финансовой отчетности) все организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности, обязаны иметь учетную политику.
Учетная политика формируется на основе Международных стандартов финансовой отчетности, МСФО для предприятий малого и среднего бизнеса или Национального стандарта финансовой отчетности, в зависимости от того, какие стандарты применяет организация в соответствии со статьей 2 Закона о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Рассмотрим принципы формирования учетной политики в условиях МСФО.
Целью составления отчетности в соответствии с положениями МСФО (далее – учетная политика по МСФО) является представление надежной и достоверной информации о финансовом состоянии компании, финансовом результате ее деятельности и об изменении финансового состояния широкому кругу пользователей.
Формирование отчетности в соответствии с МСФО осуществляется исходя из следующих основных принципов и качественных характеристик, отраженных в Концептуальных основах финансовой отчетности:
– принцип начисления, который означает, что хозяйственные операции отражаются в момент их совершения, а не по мере получения или выплаты денежных средств и их эквивалентов;
– принцип непрерывности, предполагающий, что организация осуществляет свою деятельность непрерывно и продолжит осуществлять ее в обозримом будущем;
– принцип уместности, который определяет способность финансовой информации повлиять на решения, принимаемые пользователями;
– принцип правдивого представления, подразумевающий, что информация должна правдиво раскрывать хозяйственные операции в финансовой отчетности, быть полной, нейтральной и не содержать ошибок;
– принцип сопоставимости, позволяющий пользователям выявлять и понимать сходства и различия между объектами;
– принцип проверяемости, который помогает пользователям удостовериться в том, что информация дает правдивое представление о том экономическом явлении, для отображения которого она предназначена;
– принцип своевременности, означающий наличие доступной информации у лиц, принимающих решения, в то время, когда она может повлиять на принимаемые ими решения;
– принцип понятности, предполагающий четкие и лаконичные классификации, систематизации и представления информации.
В учетной политике по МСФО в обязательном порядке должен быть установлен уровень существенности.
Информация является существенной, если ее пропуск или искажение могут повлиять на решения, принимаемые пользователями на основе финансовой информации о конкретной отчитывающейся организации. Иными словами, существенность представляет собой специфичный для организации аспект уместности, основывающийся на характере или величине (либо обоих этих факторах) статей, к которым относится информация в контексте конкретного финансового отчета этой организации.
Как следствие, Совет по МСФО не может установить единый количественный порог существенности или заранее определить, что может быть существенным в какой-либо конкретной ситуации.
Таким образом, организация самостоятельно должна рассчитать для себя уровень существенности.
Для расчета общего уровня существенности могут использоваться как показатели только текущего периода, так и усредненные показатели текущего и предшествующих периодов.
Показатели только текущего периода применяют, например, тогда, когда в нем
произошли существенные изменения в бизнесе компании и показатели за текущий и предшествующий период оказались несопоставимыми.
Кроме того, могут использоваться не все показатели, а только самые крупные. Например, в торговых компаниях для исчисления уровня существенности следует взять за основу выручку и прибыль.
Для выбора и применения учетной политики и учета изменений в учетной политике следует руководствоваться МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».
Цель МСФО (IAS) 8 состоит в установлении критериев выбора и изменения учетной политики вместе с порядком учета и раскрытия информации об изменениях в учетной политике.
Данный стандарт не регламентирует такую структуру учетной политики, содержание ее разделов, объем и так далее, но включает общие принципы, которыми нужно руководствоваться при составлении учетной политики и ее изменении.
Очень важным в учетной политике по МСФО является методический раздел, в котором должны быть предусмотрены все основные положения, касающиеся оценки и учета элементов финансовой отчетности: активов, обязательств, капитала, доходов и расходов.
В таблице на с. 4–9 отражены основные вопросы, которые должны быть раскрыты в методическом разделе учетной политики.
МСФО – это основанные на принципах стандарты, которые лишь в общих чертах определяют положения, требования, необходимые для руководства при составлении финансовой отчетности.
Конкретные же методики, применяемые при составлении финансовой отчетности в условиях МСФО, устанавливаются организацией самостоятельно в своей учетной политике.
В некоторых случаях МСФО предусматривает несколько допустимых вариантов учета, из которых организация должна выбрать наиболее уместный и утвердить его в своей учетной политике.
В связи с этим очень важно проанализировать преимущества и недостатки того или иного варианта учета, который выбирает организация. Немаловажным моментом в таком анализе является анализ влияния выбранного метода, модели, способа ведения бухгалтерского учета и представления элементов в финансовой отчетности при налоговом учете.
ПРИМЕР
Организация формирует учетную политику в соответствии с МСФО. Для составления раздела «Учет основных средств» необходимо отразить модель последующего учета основных средств.
Анализ
Согласно пункту 29 МСФО (IAS) 16, в качестве своей учетной политики организация должна выбрать либо модель учета по первоначальной стоимости, предусмотренную пунктом 30 МСФО (IAS) 16, либо модель учета по переоцененной стоимости, предусмотренную пунктом 31 данного МСФО, и применять выбранную политику ко всему классу основных средств.
Таким образом, организация может выбрать ту или иную модель последующего учета основных средств, которая ей наиболее подходит.
Но прежде следует проанализировать возможные преимущества и недостатки использования каждой из вышеуказанных ...
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты. 200 тенге