Касательно определения дохода от прироста стоимости при реализации недвижимого имущества физическим лицом

Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 26 апреля 2018 года на вопрос от 20 апреля 2018 года № 493374/1

Вопрос:

Уважаемый Шалкар Онгарбаевич! 06.03.2018 года я ознакомился с уведомлением №600422603239 от 02.08.2017г. Управления Государственных Доходов по Бостандыкскому району об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля. С указанным уведомлением не согласен на основании нижеследующего: Согласно уведомлению, выявлен факт получения мной дохода от прироста при реализации недвижимого имущества менее года с даты регистрации. Так, согласно расшифровке, доход от прироста при реализации мной имущества составил 14 588 143 тенге. Данная информация не соответствует действительности в силу того, что стоимость приобретения имущества составляла 7 111 857 тенге, который подтверждается Договором передачи от 07.09.2009 г. и актом сверки от 15.09.2009г. с АО «Корпорация КУАТ»; С момента приобретения данного недвижимого имущества в 2009 году, я неоднократно подавал заявление в Центр обслуживания населения на регистрацию своих прав. Однако, каждый раз получал отказ в регистрации из-за наложенных арестов на имущество АО «Корпорация KUAT» со стороны ГУ «Налоговое управление по Алматинскому району г.Астана» и ГУ «Налоговое управление по Сарыаркинскому району г.Астана». Только 2013 году я смог зарегистрировать свои права на указанное недвижимое имущество на основании судебного решения Алматинского районного суда г.Астана от 01 Марта 2013г. Стоимость имущества на момент его регистрации составляла 15 019 000 тенге. Это подтверждается оценкой независимой оценочной компаний. Стоимость реализации имущества составляла 15 300 000 тенге, что подтверждается договором купли-продажи от 19.08.2013 г. Согласно Налоговому кодексу обязанность по уплате дохода от прироста возникает в случае продажи имущества менее одного года с момента его регистрации. Датой регистрации права собственности является 25.05.2013 г. Таким образом, считаем, что налоговый орган при исчислении дохода должен исходить не от стоимости приобретения имущества 7 111 857 тенге в 2009 году, а от стоимости на момент регистрации права собственности, которая составляла 15 019 000 тенге. Учитывая, вышеизложенное, считаю, что в данной ситуации доход от продажи собственности составил 219 000 тенге, соответственно ИПН должен рассчитываться из этой суммы.

Ответ:

В соответствии с требованиями статей 585-587 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года № 100-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Налоговый кодекс), в редакции действовавшим до 1 января 2018 года, в целях самостоятельного устранения нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, в Ваш адрес направлено уведомление об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля от 2 августа 2017 года № 600422603239 (далее – Уведомление).

Согласно пункту 2 статьи 118 Гражданского кодекса Республики Казахстан права (обременения прав) на недвижимое имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента государственной регистрации, если иное не установлено Гражданским кодексом и Законом Республики Казахстан «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество». Если в регистрации не будет отказано, моментом государственной регистрации признается момент подачи заявления, а при электронной регистрации - момент подтверждения возникновения, изменения или прекращения прав (обременений прав) регистрирующим органом путем отправки уведомления о произведенной регистрации.

Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 180-1 Кодекса Республики Казахстан от 10.12.2008 года № 99-IV «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее-Налоговый кодекс), доход от прироста стоимости при реализации имущества физическим лицом, а также индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса, возникает при реализации жилищ, дачных строений, гаражей, объектов личного подсобного хозяйства, находящихся на праве собственности менее года с даты регистрации права собственности. Пунктом 2 статьи 180-1 Налогового кодекса установлено, что доходом от прироста стоимости при реализации имущества, указанного в подпунктах 1) - 7) пункта 1 данной статьи, является положительная разница между ценой (стоимостью) реализации имущества и ценой (стоимостью) его приобретения, если иное не установлено пунктами 3 - 7 данной статьи. На основании изложенного, при возникновении прироста стоимости при реализации жилищ, дачных строений, гаражей, объектов личного подсобного хозяйства, находящегося на праве собственности менее года с даты регистрации права собственности, возникает имущественный доход. Доходом от прироста стоимости такого недвижимого имущества будет являться положительная разница, полученная между ценой (стоимостью) реализации недвижимости и ценой (стоимостью) приобретения.

В данном случае отсутствуют основания для применения рыночной стоимости при исчислении индивидуального подоходного налога с имущественного дохода. При этом, в 2014 году возникало обязательство по сдаче декларации по индивидуальному подоходному налогу (форма 240.00) в срок до 31 марта 2014 года и уплате индивидуального подоходного налог по ставке 10 процентов в срок не позднее 10 апреля 2014 года. В соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 185 Налогового кодекса декларацию по индивидуальному подоходному налогу (далее – ИПН) представляют, в том числе физические лица, получившие имущественный доход. Согласно пункту 1 статьи 186 Налогового кодекса декларация по ИПН представляется в органы государственных доходов по месту нахождения (жительства) не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом. В соответствии с пунктом 1 статьи 179 Налогового кодекса уплата ИПН по итогам налогового периода осуществляется налогоплательщиком самостоятельно по месту нахождения (жительства) не позднее десяти календарных дней после срока, установленного для сдачи декларации по ИПН. На основании вышеизложенного, действия должностных лиц Управления государственных доходов по Бостандыкскому району Департамента государственных доходов по городу Алматы (далее - УГД) по направлению Уведомления от 2 августа 2017 года № 600422603239, в порядке, установленном статьями 585-587 Налогового кодекса, являются правомерными. В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Закона РК от 06.04.2016 года «О правовых актах» действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие. В свою очередь, отмечаем, что в рассматриваемом случае отношения между налогоплательщиком и органом государственных доходов, связанные с исполнением уведомления камерального контроля возникают в момент исполнения указанного уведомления. В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 96 Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года№ 120-VI «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», в редакции с 01.01.2018 года, исполнение Уведомления осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения). Исполнением налогоплательщиком (налоговым агентом) Уведомления, признается: 1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговый агентом) путем: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 Налогового Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм; 2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями – представление налогоплательщиком (налоговый агентом) пояснения по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. Согласно пункта 4 статьи 96 Налогового кодекса в редакции с 01.01.2018 года в случае признания уведомления не исполненным налоговый орган выносит письменное решение и направляет его налогоплательщику одним из следующих способов: 1) по почте заказным письмом с уведомлением; 2) вручает его налогоплательщику под роспись; 3) электронным способом в веб-приложение или в личный кабинет пользователя на веб-портале "электронного правительства". Так, Вами 26 марта 2018 года представлено пояснение о несогласии с направленным Уведомлением. 2 апреля 2018 года за №ДГД-1-35.4-10/3159 принято Решение УГД о признании Уведомления не исполненным. Таким образом, Уведомление от 2 августа 2017 года № 600422603239 Вами не исполнено, в связи с чем, Вам необходимо представить декларацию по индивидуальному подоходному налогу (форма 240.00), которая представляется в налоговый орган по месту нахождения (жительства).

Председатель Комитета
государственных доходов
Министерства финансов РК
                                                                                                                                                 Тенгебаев А.М.