06.02.2017

ГОДОВАЯ НАЛОГОВАЯ И ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Автор:

 

Плательщики КПН, применяющие общеустановленный режим налогообложения, обязаны уплачивать КПН, исчисляемый от налогооблагаемого дохода за налоговый отчетный период (календарный год), и предоставлять в налоговые органы декларацию по КПН по форме 100.00.

ЗАПОЛНЕНИЕ ДЕКЛАРАЦИИ ПО КПН

Декларация по КПН (ф. 100.00) составляется в соответствии с Правилами составления налоговой отчетности (декларации) по корпоративному подоходному налогу (ф. 100.00), утвержденными приказом министра финансов РК от 25 декабря 2014 года № 587 (далее – Правила составления налоговой отчетности по КПН).

Кроме того, для отражения КПН в форме 100.00 необходимо руководствоваться законодательством в области налогового и бухгалтерского учета, данными бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации, учетной и налоговой учетной политикой организации и другими документами, в том числе нормативно-правового характера, которые оказывают влияние на порядок расчета КПН при общеустановленном режиме налогообложения.

Рассмотрим пример по подготовке налоговой отчетности по КПН (ф. 100.00) на основе условных данных компании.

Пример

ТОО «АВС»:

– применяет общеустановленный режим налогообложения;

– является резидентом РК;

– не имеет структурных подразделений;

– является плательщиком НДС;

– не имеет доходов, полученных за пределами РК;

– в целях бухгалтерского учета и финансовой отчетности компания применяет МСФО.

В таблице представлен бухгалтерский баланс ТОО «АВС» по состоянию на начало отчетного 2016 года:

Журнал хозяйственных операций ТОО «АВС» за 2016 год представлен в таблице:

 

* Остатки по всем начисленным резервам (кроме резерва по отпускам работников) по состоянию на начало налогового ­периода равны нулю.

На основании данных бухгалтерского учета и бухгалтерского баланса, руководствуясь требованиями Налогового кодекса и Правил составления налоговой отчетности по КПН, составим декларацию по КПН на примере ТОО «АВС».

РАЗДЕЛ «СОВОКУПНЫЙ ГОДОВОЙ ДОХОД»

В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Налогового кодекса, совокупный годовой доход (далее – СГД) юридического лица – резидента состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом в РК и за ее пределами в течение налогового периода.

СГД юридического лица – нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное учреждение, состоит из доходов, указанных в статье 198 Налогового кодекса.

Доходы из источников за пределами РК, получаемые юридическим лицом – резидентом, подлежат налогообложению в порядке, установленном разделом 4 и главой 27 Налогового кодекса.

Доходы, включаемые в СГД, перечислены в статье 85 Налогового кодекса.

В таблице представлены виды доходов, отражаемые в каждой строке раздела «Совокупный годовой доход» декларации по КПН с указанием на статьи Налогового кодекса, регламентирующие включение данных доходов в СГД, расчет их величины, а также статьи Налогового кодекса по корректировке СГД:

Построчно заполним раздел «Совокупный годовой доход» по данным ТОО «АВС».

Строка 100.00.001 «Доход от реализации»

Согласно пункту 1 статьи 86 Налогового кодекса, доходом от реализации является стоимость реализованных товаров, работ, услуг, кроме доходов, включаемых в СГД в соответствии со статьями 87–98 Налогового кодекса, а также доходов, указанных в пункте 2 статьи 111 Налогового кодекса, в части, не превышающей суммы расходов, указанных в пункте 1 статьи 111 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан о трансфертном ценообразовании.

В стоимость реализованных товаров, работ, услуг не включаются суммы НДС и акциза.

В соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса, к доходу от оказания услуг относятся также:

1) доход в виде вознаграждения по кредиту (займу, микрокредиту), по операциям РЕПО;

2) доход в виде вознаграждения по передаче имущества в финансовый лизинг;

3) роялти;

4) доход от сдачи в аренду имущества.

Суммы предоставленных скидок в текущем налоговом периоде и возвраты товаров в текущем налоговом периоде учитываются в составе дохода от реализации текущего периода, отражаемого в строке 100.00.001.

По учетным данным рассматриваемой организации за налоговый период отражены следующие виды доходов, подпадающих под действие статьи 86 Налогового кодекса:

Скорректированный доход от реализации товаров и готовой продукции на сумму предоставленной скидки с продаж за налоговый период составит 114 999 000 тенге (115 800 000 – 776 000 – 25 000).

Доход от реализации включается в СГД на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса.

Налоговый регистр «Доход от реализации»

 

БИН: 765240000000

Наименование налогоплательщика: ТОО «АВС»

Налоговый период: 2016 год

 

______________________________________________________________

(Ф. И. О., подпись руководителя (налогоплательщика), печать)

_________________________________________________________________

(Ф. И. О., подпись главного бухгалтера)

_________________________________________________________________

(Ф. И. О., подпись лица, ответственного за составление налогового регистра)

_________________________________________________________________

(Дата составления налогового регистра)

Во всех налоговых регистрах, используемых в журнале, должны быть указаны: БИН, наименование налогоплательщика, налоговый период; Ф. И. О. и подпись руководителя (налогоплательщика); Ф. И. О. и подпись главного бухгалтера; Ф. И. О. и подпись лица, ответственного за составление налогового регистра; дата составления налогового регистра. Налоговые регистры должны быть заверены печатью.

Таким образом, в рассматриваемой организации ТОО «ABC» в строке 100.00.001 декларации по КПН отражается сумма в размере 117 599 000 тенге.

Строка 100.00.002 «Доход от прироста стоимости»

В соответствии с пунктом 1 статьи 87 Налогового кодекса, доход от прироста стоимости образуется:

– при реализации активов, не подлежащих амортизации, за исключением активов, выкупленных для государственных нужд в соответствии с законодательными актами Рес­публики Казахстан;

– передаче активов, не подлежащих амортизации, в качестве вклада в уставный капитал;

– выбытии активов, не подлежащих амортизации, в результате реорганизации путем слияния, присоединения, разделения или выделения.

Пунктом 2 статьи 87 Налогового кодекса определено, что в целях данной статьи к активам, не подлежащим амортизации, относятся:

– земельные участки;

– объекты незавершенного строительства;

– неустановленное оборудование;

– активы со сроком службы более одного года, не используемые в деятельности, направленной на получение дохода;

– активы со сроком службы более одного года, не относимые к фиксированным активам в соответствии с подпунктом 1-1 пункта 2 статьи 116 Налогового кодекса;

– ценные бумаги;

– доля участия;

– инвестиционное золото;

– основные средства, стоимость которых полностью отнесена на вычеты в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, действовавшим до 1 января 2000 года;

– активы, введенные в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта по контрактам, заключенным до 1 января 2009 года в соответствии с законодательством Республики Казахстан об инвестициях, стоимость которых полностью отнесена на вычеты;

– имущество, отнесенное к объектам социальной сферы в соответствии с пунктом 2 статьи 97 Налогового кодекса.

По условию сквозного примера в текущем налоговом периоде была реализована доля участия.

Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 87 Налогового кодекса, по доле участия при реализации приростом стоимости признается положительная разница между стоимостью реализации и первоначальной стоимостью (вкладом).

В соответствии с учетной политикой ТОО «АВС», учет долгосрочных финансовых инвестиций осуществляется по фактическим первоначальным затратам. То есть прирост стоимости определяется как разница между стоимостью реализации и балансовой стоимостью финансовой инвестиции (доли участия).

Для расчета прироста стоимости при реализации доли участия нужно взять следующие учетные данные ТОО «АВС»:

Доход от прироста стоимости включается в СГД на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса.

Налоговый регистр «Доход от прироста стоимости»

Таким образом, в строке 100.00.002 отражается сумма в размере 270 000 тенге.

Строка 100.00.003 «Доход от снижения размеров созданных провизий (резервов)»

Данная строка декларации в ТОО «АВС» не заполняется, так как специфика деятельности этой организации не предполагает таких видов доходов.

Строка 100.00.004 «Прочие доходы»

В строке 100.00.004 указывается сумма прочих доходов налогоплательщика, включаемых в СГД в соответствии с Налоговым кодексом.

Как указано выше, в данной строке отражаются доходы, признанные в соответствии со статьями 88, 89, 91–98 Налогового кодекса. Перечислим виды доходов согласно данным статьям Налогового кодекса:

В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Налогового кодекса, в случае если одни и те же доходы могут быть отражены в нескольких статьях доходов, указанные доходы включаются в СГД один раз.

Если иное не установлено Налоговым кодексом, для целей раздела 4 Налогового кодекса признание дохода, включая дату его признания, осуществляется в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В случае когда признание дохода, в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, отличается от порядка определения и признания дохода в соответствии с Налоговым кодексом, указанный доход учитывается для целей налогообложения один раз в порядке, установленном Налоговым кодексом.

Также могут возникнуть иные прочие доходы, включаемые в СГД налогоплательщика, помимо указанных выше.

В рамках условия сквозного примера ТОО «АВС» имеет следующие виды прочих доходов:

– доход от списания обязательств (предоплата);

– доход от продажи основных средств (оборудование для обработки информации);

– доход от передачи основного средства (производственный станок) в уставный капитал другой организации;

– доход по вознаграждению по депозиту;

– доход от безвозмездно полученного имущества (производственное оборудование).

Также в течение налогового периода была произведена реализация основных средств (оборудование для обработки информации), которые числятся в составе фиксированных активов (III группа).

По данным рассматриваемой организации за налоговый период прочие доходы учтены на следующих счетах бухгалтерского учета:

К доходу от списания обязательств относятся:

– списание обязательств с налогоплательщика его кредитором;

– обязательства, не востребованные кредитором на момент утверждения ликвидационного баланса при ликвидации налогоплательщика;

– списание обязательств в связи с истечением срока исковой давности, установленного законодательными актами Республики Казахстан;

– списание обязательств по вступившему в законную силу решению суда.

Сумма дохода от списания обязательств равна сумме обязательств (за исключением суммы НДС), подлежавших выплате в соответствии с первичными документами налогоплательщика.

К доходу от списания обязательств не относится уменьшение размера обязательств в связи с их передачей по договору купли-продажи предприятия как имущественного комплекса.

В приведенном примере по полученной предоплате истек срок исковой давности, установленный статьей 178 Гражданского кодекса (3 года). Поэтому в отношении списанной предоплаты возникает доход от списания обязательств в связи с истечением срока исковой давности, установленного законодательными актами Республики Казахстан (пп. 3 п. 1 ст. 88 Налогового кодекса).

Доход от списания обязательств включается в СГД на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса.

В отношении основных средств (фиксированных активов) определим, возникает ли доход от выбытия фиксированных активов согласно положениям статьи 92 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 92 Налогового кодекса, если стоимость выбывших фиксированных активов подгруппы (по I группе) или группы (по II, III и IV группам), определенная в соответствии со статьей 119 Налогового кодекса, превышает стоимостный баланс подгруппы (по I группе) или группы (по II, III и IV группам) на начало налогового периода с учетом стоимости поступивших фиксированных активов в налоговом периоде, а также последующих расходов, произведенных в налоговом периоде и учитываемых в соответствии с пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса, величина превышения подлежит включению в СГД. Стоимостный баланс данной подгруппы (по I группе) или группы (по II, III и IV группам) на конец налогового периода становится равным нулю.

Доход от выбытия фиксированных активов признается в налоговом периоде, в котором произошло выбытие таких активов в соответствии со статьей 119 Налогового кодекса.

Под последующими расходами, указанными в пункте 3 статьи 122 Налогового кодекса, понимаются последующие расходы, увеличивающие балансовую стоимость основных средств в бухгалтерском учете.

Также, согласно пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса, при продаже фиксированного актива нужно отразить его выбытие по стоимости реализации, за исключением НДС, как того требует пункт 3 статьи 119 Налогового кодекса.

В приведенном примере стоимость выбывших фиксированных активов составляет 1 600 000 тенге.

По III группе фиксированных активов, куда входит оборудование для обработки информации, имеются следующие данные (до отражения выбытия проданного фиксированного актива):

тенге

* Условная величина.

Таким образом, стоимость выбывших фиксированных активов (1 600 000 тенге) превышает стоимостный баланс III группы на начало налогового периода (1 150 000 тенге), и на эту сумму превышения (450 000 тенге) признается доход от выбытия фиксированных активов.

Доход от выбытия фиксированных активов включается в СГД на основании подпункта 10 пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса.

Также за отчетный период произошло выбытие производственного станка в результате его передачи в качестве вклада в уставный капитал другого ТОО.

Производственный станок относится ко II группе фиксированных активов.

Согласно пункту 5 статьи 119 Налогового кодекса, при передаче фиксированных активов в качестве вклада в уставный капитал стоимостный баланс подгруппы (группы) уменьшается на стоимость, определяемую в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Гражданского кодекса, вклады учредителей (участников) в уставный капитал в натуральной форме или в виде имущественных прав оцениваются в денежной форме по соглашению всех учредителей или по решению общего собрания всех участников товарищества. Если стоимость такого вклада превышает сумму, эквивалентную 20 000 МРП, ее оценка должна быть подтверждена независимым экспертом.

В рассматриваемом случае вклад оценен в сумме 270 000 тенге, следовательно, нужно отразить уменьшение стоимостного баланса II группы фиксированных активов на 270 000 тенге.

При выбытии фиксированного актива может возникнуть доход от выбытия фиксированных активов, если стоимость выбывшего актива превышает стоимостный баланс группы на начало налогового периода с учетом поступивших фиксированных активов в течение налогового периода и капитальных последующих затрат, увеличивающих стоимостный баланс соответствующей группы фиксированных активов.

Информация по движению фиксированных активов II группы, в которую входит производственный станок, приведена в таблице:

тенге

* Условная величина.

Как видно, стоимость выбывшего производственного станка (270 000 тенге) не превышает стоимостный баланс II группы фиксированных активов на начало налогового периода с учетом поступления и последующих капитальных затрат, следовательно, дохода от выбытия фиксированного актива в рассматриваемом случае не будет.

Для определения величины дохода от безвозмездно полученного имущества необходимо руководствоваться статьей 96 Налогового кодекса.

Согласно статье 96 Налогового кодекса, если иное не установлено Налоговым кодексом, стоимость любого имущества, в том числе работ и услуг, полученного налогоплательщиком безвозмездно, является его доходом.

Стоимость безвозмездно полученного имущества, в том числе работ и услуг, определяется по данным бухгалтерского учета в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Доход в виде безвозмездно полученного имущества, в том числе работ и услуг, признается в налоговом периоде, в котором такое имущество получено, работы выполнены, услуги оказаны.

Стоимость имущества, в том числе работ, услуг, полученного в соответствии с пунктом 11 статьи 100 Налогового кодекса, не признается безвозмездно полученным имуществом.

В приведенном примере в бухгалтерском учете безвозмездно полученное производственное оборудование оприходовано в составе основного средства с признанием дохода по оценочной (справедливой) стоимости, как того требуют МСФО.

Исходя из этого, возникает доход в виде безвозмездно полученного имущества в сумме оценочной стоимости производственного оборудования.

Доход в виде безвозмездно полученного имущества включается в СГД на основании подпункта 16 пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса.

Составим налоговые регистры по всем видам прочих доходов рассматриваемой компании ТОО «АВС».

Налоговый регистр «Доход от списания обязательств»

Налоговый регистр «Доход от выбытия фиксированных активов»

Окончание таблицы

Налоговый регистр «Доход по вознаграждению по депозиту»

Налоговый регистр «Доход в виде безвозмездно полученного имущества»

Далее сформируем сводный налоговый регистр по прочим доходам.

Сводный налоговый регистр «Прочие доходы»

Таким образом, в строке 100.00.004 отражается сумма в размере 6 460 000 тенге.

Строка 100.00.005 «Совокупный годовой доход»

Значение данной строки определяется как 100.00.001 + 100.00.002 + 100.00.003 + 100.00.004.

Сформируем налоговый регистр для определения общей суммы СГД:

Сводный налоговый регистр «Общая сумма совокупного годового дохода»

Таким образом, в строке 100.00.005 отражается сумма 124 329 000 тенге.

Строка 100.00.006 «Корректировка совокупного годового дохода

в соответствии с пунктом 1 статьи 99 Налогового кодекса»

Согласно пункту 1 статьи 99 Налогового кодекса:

«Из совокупного годового дохода налогоплательщиков подлежат исключению:

1) дивиденды, за исключением:

выплачиваемых закрытыми паевыми инвестиционными фондами рискового инвестирования и акционерными инвестиционными фондами рискового инвестирования, если иное не установлено подпунктом 1-1) настоящего пункта;

выплачиваемых юридическим лицом, которое производит уменьшение исчисленного, в соответствии со статьей 139 настоящего Кодекса, КПН на 100 процентов (за исключением организации, реализующей инвестиционный приоритетный проект в рамках инвестиционного контракта, заключенного в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области инвестиций) в случае начисления таких дивидендов за период, который входит в налоговый период, в котором произведено такое уменьшение;

1-1) дивиденды, выплачиваемые акционерными инвестиционными фондами рискового инвестирования при одновременном выполнении следующих условий:

на день начисления дивидендов налогоплательщик владеет акциями или долями участия такого акционерного инвестиционного фонда рискового инвестирования более трех лет;

участие национального института развития в области технологического развития в уставном капитале такого акционерного инвестиционного фонда рискового инвестирования составляет более двадцати пяти процентов;

2) сумма обязательных календарных, дополнительных и чрезвычайных взносов банков, полученная организацией, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов физических лиц;

2-1) сумма гарантийных взносов, полученная Фондом гарантирования жилищного строительства, в пределах средств, направленных на увеличение резерва для урегулирования гарантийных случаев;

3) сумма обязательных, дополнительных и чрезвычайных взносов страховых организаций, полученная Фондом гарантирования страховых выплат;

4) сумма денег, полученная организацией, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов физических лиц, и Фондом гарантирования страховых выплат, в порядке удовлетворения их требований по возмещенным депозитам и осуществленным гарантийным и компенсационным выплатам;

4-1) сумма денег, полученная Фондом гарантирования жилищного строительства в порядке удовлетворения требований по выплатам по завершению строительства жилых домов (жилых зданий);

5) инвестиционные доходы, полученные в соответствии с законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении и направленные на индивидуальные пенсионные счета;

6) инвестиционные доходы, полученные в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном страховании и направленные на увеличение активов Государственного фонда социального страхования;

7) инвестиционные доходы, полученные акционерными инвестиционными фондами от инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан об инвестиционных фондах и учтенные кастодианом акционерного инвестиционного фонда;

8) доходы от уступки прав требования долга, полученные специальной финансовой компанией по сделке секьюритизации в соответствии с законодательством Республики Казахстан о проектном финансировании и секьюритизации;

9) чистый доход от доверительного управления имуществом, полученный (подлежащий получению) учредителем доверительного управления по договору доверительного управления имуществом или выгодоприобретателем в иных случаях возникновения доверительного управления;

10) сумма ежегодных обязательных взносов, полученных Фондом гарантирования исполнения обязательств по хлопковым распискам от хлопкоперерабатывающих организаций;

11) сумма ежегодных обязательных взносов, полученных Фондом гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам от хлебоприемных предприятий;

12) сумма денег, полученных Фондом гарантирования исполнения обязательств по хлопковым (зерновым) распискам в порядке удовлетворения требований по осуществленным гарантийным выплатам;

12-1) доходы государственной исламской специальной финансовой компании, полученные от сдачи в имущественный наем (аренду) и (или) при реализации недвижимого имущества, указанного в подпункте 6 пункта 2 статьи 396 настоящего Кодекса, и земельных участков, занятых таким имуществом;

13) доходы, полученные исламским банком в процессе управления деньгами, полученными в виде инвестиционных депозитов, направленные на счета депозиторов данных инвестиционных депозитов и находящиеся на них. Такие доходы не включают вознаграждения исламского банка;

14) доходы от уступки права требования долга, полученные исламской специальной финансовой компанией, созданной в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг;

16) доходы организации, осуществляющей обязательное гарантирование депозитов физических лиц, полученные в результате размещения активов специального резерва, а также в виде неустойки, применяемой к банкам второго уровня за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору присоединения в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан».

Положения настоящего подпункта действуют при условии направления указанных доходов на увеличение специального резерва;

17) доход автономного кластерного фонда, определенного законодательством Республики Казахстан об инновационном кластере, полученный из бюджета в виде целевого перечисления исключительно для создания совместных предприятий с участием транснациональных корпораций, а также для долевого участия в зарубежных инвестиционных фондах;

18) инвестиционные доходы Фонда гарантирования жилищного строительства в соответствии с Законом Республики Казахстан «О долевом участии в жилищном строительстве» в пределах средств, направленных на увеличение резерва для урегулирования гарантийных случаев.

Из совокупного годового дохода дочерней организации банка, приобретающей сомнительные и безнадежные активы родительского банка, исключаются доходы от осуществления видов деятельности, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о банках и банковской деятельности, включенные в совокупный годовой доход такой организации и перечисленные банку, уступившему данной организации права требования по сомнительным и безнадежным активам.

При этом отнесение подлежащих к получению доходов к доходам от осуществления видов деятельности, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о банках и банковской деятельности, производится в порядке, установленном Национальным Банком Республики Казахстан по согласованию с уполномоченным органом.

Из СГД банка исключаются доходы от уступки права требования, полученные в связи с выкупом у организации, специализирующейся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, сто процентов голосующих акций которой принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан, ранее уступленных такой организации прав требований по кредитам (займам)».

По учетным данным ТОО «АВС» нет оснований для заполнения строки 100.00.006.

Строка 100.00.007 «Корректировка совокупного годового дохода

в соответствии с пунктом 2 статьи 99 Налогового кодекса»

Значение данной строки может иметь отрицательное значение.

При переходе на иной метод оценки товарно-материальных запасов (далее – ТМЗ), чем тот, который применялся налогоплательщиком в предыдущем налоговом периоде, СГД налогоплательщика подлежит увеличению на сумму положительной разницы и уменьшению на сумму отрицательной разницы, образовавшихся в результате применения нового метода оценки.

Переход на иной метод оценки ТМЗ производится налогоплательщиком с начала налогового периода.

По учетным данным ТОО «АВС» нет оснований для заполнения строки 100.00.007.

Строка 100.00.008 «Совокупный годовой доход с учетом корректировок»

В строке 100.00.008 указывается сумма СГД с учетом корректировок, определяемая как разница строк 100.00.005 и 100.00.006, увеличенная на строку 100.00.007 (в случае если значение данной строки положительное) или уменьшенная на строку 100.00.007 (в случае если значение данной строки отрицательное) (100.00.005 – 100.00.006) + (–) 100.00.007).

В строке 100.00.008 отражается сумма в размере 124 329 000 тенге (сумма переносится из строки 100.00.005).

РАЗДЕЛ «ВЫЧЕТЫ»

Строка 100.00.009 «Расходы по реализованным товарам (работам, услугам)»

Значение данной строки определяется как 100.00.009 I – 100.00.009 II + 100.00.009 III ­+­­ 100.00.009 IV + 100.00.009 V – 100.00.009 VI – 100.00.009 VII – 100.00.009 VIII – 100.00.009 IX.

На основании пункта 16 Правил составления налоговой отчетности по КПН заполним каждую из строк, включенных для расчета строки 100.00.009, на примере учетных данных ТОО «АВС».

Заполнение строк 100.00.009 I, 100.00.009 II, 100.00.009 III

В таблице указаны значения по строкам 100.00.009 I, 100.00.009 II, 100.00.009 III по учетным данным ТОО «АВС»:

Сформируем необходимые налоговые регистры для заполнения строки 100.00.009 III.

Налоговый регистр «Поступление ТМЗ»

Налоговый регистр «Финансовые услуги»

Налоговый регистр «Прочие приобретенные работы, услуги»

Таким образом, в строке 100.00.009 III будет отражена сумма в размере 90 905 250 тенге (85 140 000 + 145 000 + 5 620 250).

Заполнение строки 100.00.009 IV. В строке указывается сумма расходов по начисленным доходам работников и иным выплатам физическим лицам, относимым на вычеты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Налогового кодекса, вычету подлежат расходы работодателя по доходам работника, подлежащим налогообложению, указанным в пункте 2 статьи 163 Налогового кодекса (в том числе расходы работодателя по доходам работника, указанным в подпунктах 18, 19, 20 и 21 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса), за исключением:

1) включаемых в первоначальную стоимость:

– фиксированных активов;

– объектов преференций;

– активов, не подлежащих амортизации;

2) включаемых в себестоимость ТМЗ и подлежащих отнесению на вычеты через себестоимость таких ТМЗ, которая определяется в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

3) признаваемых последующими расходами в соответствии с пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса.

Вычету подлежит в том числе доход работника в виде расходов работодателя, направленных в соответствии с законодательством Республики Казахстан на обучение, повышение квалификации или переподготовку работника по специальности, связанной с производственной деятельностью работодателя.

Пунктом 2 статьи 110 Налогового кодекса установлено, что вычету подлежат расходы налогоплательщика в виде выплат физическим лицам, определенных подпунктами 2, 3, 7, 9–12, 14, 17 пункта 3 статьи 155 Налогового кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 110 Налогового кодекса, ОППВ, уплаченные налогоплательщиком по пенсионным правилам Единого накопительного пенсионного фонда, подлежат вычету в пределах, установленных законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении.

По учетным данным ТОО «АВС» за налоговый период была начислена заработная плата различным работникам, расходы по которой относятся на вычеты по-разному, в зависимости от их видов.

В таблице указано, каким образом нужно отнести на вычеты расходы по оплате труда работников ТОО «АВС»:

По учетным данным ТОО «АВС» за налоговый период по начисленным доходам работников (заработная плата и отпускные) имеется следующая информация:

– заработная плата:

● производственных рабочих – 8 700 000 тенге (из журнала хозяйственных операций проводка № 4.2);

● рабочих, начисленная за капитальный ремонт основного средства, – 250 000 тенге (из журнала хозяйственных операций проводка № 41.2);

● рабочих, начисленная за строительство здания, – 4 800 000 тенге (из журнала хозяйственных операций проводка № 48);

● работников сферы сбыта – 3 200 000 тенге (из журнала хозяйственных операций проводка № 38);

● работников административно-управленческого персонала – 5 900 000 тенге (из журнала хозяйственных операций проводка № 35);

– итого начисленная заработная плата – 22 850 000 тенге;

– начисленные отпускные (за счет резерва) – 9 000 000 тенге (из журнала хозяйственных операций проводка № 56).

Сформируем налоговый регистр для заполнения строки 100.00.009 IV.

Налоговый регистр «Расходы по начисленным доходам работников и иным выплатам физическим лицам»

Таким образом, в строке 100.00.009 IV будет отражена сумма в размере 31 850 000 тенге.

Заполнение строки 100.00.009 V. Отражаются стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, которые были признаны расходами будущих периодов в предыдущих налоговых периодах и относятся на вычеты в отчетном налоговом периоде.

По учетным данным ТОО «АВС» информации по этой строке нет, поэтому она не заполняется.

Заполнение строки 100.00.009 VI. В строке указываются стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, которые признаются последующими расходами по фиксированным активам, арендуемым основным средствам, объектам преференций.

Учет последующих расходов регламентирован статьей 122 Налогового кодекса.

В течение налогового периода ТОО «АВС» осуществляло последующие расходы по ремонту основных средств, являющихся фиксированными активами:

По капитальному ремонту, производимому хозяйственным способом, понесены следующие затраты:

– материальные затраты – 820 000 тенге;

– трудовые затраты – 250 000 тенге;

– социальный налог – 13 500 тенге;

– социальные отчисления – 11 250 тенге;

– услуги подрядной организации – 120 000 тенге.

Для заполнения строки 100.00.009 VI нужно включить всю сумму затрат по ремонту, выполненному подрядным способом, в сумме 1 200 000 тенге, а также затраты по капитальному ремонту (кроме социального налога и социальных отчислений) в сумме 1 190 000 тенге (820 000 + 250 000 + 120 000).

Сформируем налоговый регистр для заполнения строки 100.00.009 VI.

Налоговый регистр «Стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, признаваемые последующими расходами»

Таким образом, в строке 100.00.009 VI отражается сумма в размере 2 390 000 тенге.

Заполнение строки 100.00.009 VII. В данной строке отражаются стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, которые включаются в первоначальную стоимость фиксированных активов, объектов преференций, активов, не подлежащих амортизации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 118 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей, в первоначальную стоимость фиксированных активов включаются затраты, понесенные налогоплательщиком до дня ввода фиксированного актива в эксплуатацию. К таким затратам относятся затраты на приобретение фиксированного актива, его производство, строительство, монтаж и установку, а также другие затраты, увеличивающие его стоимость в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, кроме:

– затрат (расходов), не подлежащих отнесению на вычеты в соответствии с Налоговым кодексом;

– затрат (расходов), отнесенных на вычеты в соответствии с частью второй пункта 12 статьи 100 Налогового кодекса;

– затрат (расходов), по которым налогоплательщик имеет право на вычеты на основании пунктов 6 и 13 статьи 100 Налогового кодекса, а также статей 101–114 Налогового кодекса;

– амортизационных отчислений;

– затрат (расходов), возникающих в бухгалтерском учете и не рассматриваемых как расход в целях налогообложения в соответствии с пунктом 15 статьи 100 Налогового кодекса.

ТОО «АВС» в налоговом периоде осуществляло строительство здания, которое было включено в состав фиксированных активов.

В журнале хозяйственных операций учет затрат на строительство здания отражен проводками № 47–51 и № 53.

Себестоимость построенного здания ТОО «АВС» складывается из следующих затрат:

Для целей строки 100.00.009 VII нужно включить следующие затраты из вышеуказанных:

– материальные затраты – 11 200 000 тенге;

– трудовые затраты – 4 800 000 тенге;

– услуги подрядных организаций – 1 450 000 тенге;

– итого – 17 450 000 тенге.

Сформируем налоговый регистр для заполнения строки 100.00.009 VII.

Налоговый регистр «Стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, которые включаются в первоначальную стоимость фиксированных активов»

Таким образом, в строке 100.00.009 VII отражается сумма в размере 17 450 000 тенге.

Заполнение строки 100.00.009 VIII. В строке отражаются стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, не относимых на вычеты на основании подпунктов 1–14 статьи 115 Налогового кодекса, за исключением стоимости, отражаемой в строке 100.00.009 VII, в том числе сумма расходов по естественной убыли ТМЗ, сумма расходов, не подлежащая отнесению на вычеты в соответствии с пунктом 15 статьи 100 Налогового кодекса. Кроме того, по данной строке отражается себестоимость ТМЗ, которая относится на вычеты по строкам с 100.00.010 по 100.00.019 декларации по КПН.

По учетным данным ТОО «АВС» есть затраты, связанные с ТМЗ, которые не подлежат вычету:

– себестоимость товаров, переданных на безвозмездной основе другой организации, балансовая стоимость которых составляет 250 000 тенге (из журнала хозяйственных операций проводка № 85.1);

– себестоимость недостающих запасов, списанных за счет чистой прибыли, в сумме 60 000 тенге (из журнала хозяйственных операций проводка № 84.1);

– расходы по начислению резерва по обесценению запасов на сумму 67 200 тенге (из журнала хозяйственных операций проводка № 109.6).

В соответствии с подпунктом 9 статьи 115 Налогового кодекса, стоимость имущества, переданного налогоплательщиком на безвозмездной основе, вычету не подлежит.

Сформируем налоговый регистр для заполнения строки 100.00.009 VIII.

Налоговый регистр «Себестоимость ТМЗ, не относимая на вычеты на основании подпункта 9 статьи 115 Налогового кодекса»

Таким образом, в строке 100.00.009 VIII отражается сумма в размере 377 200 тенге.

Заполнение строки 100.00.009 IX. В строке указываются стоимость работ и услуг, себестоимость ТМЗ, которые были признаны в отчетном налоговом периоде расходами будущих периодов и подлежат отнесению на вычеты в последующие налоговые периоды.

По учетным данным ТОО «АВС» данная строка не заполняется.

Далее, основываясь на вышеприведенных данных, заполним строку 100.00.009 декларации по КПН, которая определяется как 100.00.009 I – 100.00.009 II + 100.00.009 III + 100.00.009 IV + 100.00.009 V – 100.00.009 VI – 100.00.009 VII – 100.00.009 VIII – 100.00.009 IX.

Получаем 93 281 450 тенге (27 765 000 – 37 021 600 + 90 905 250 + 31 850 000 – 2 390 000 – 17 450 000 – 377 200). Таким образом, в строке 100.00.009 отражается сумма в размере 93 281 450 тенге.

Произведем проверку значения строки 100.00.009, увязав с данными бухгалтерского учета ТОО «АВС».

В журнале хозяйственных операций в проводке № 112.1 отражен оборот по счету 7010 «Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг» в сумме 82 701 500 тенге.

Откорректируем данный оборот до суммы вычета, отражаемого в строке 100.00.009:

* Начисленные резервы по отпускам, согласно пункту 15 статьи 100 Налогового кодекса, вычету не подлежат.

Строка 100.00.010 «Штрафы, пени, неустойки»

В данной строке указывается общая сумма расходов по неустойке (штрафам, пеням), относимая на вычеты в соответствии с пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса.

По учетным данным ТОО «АВС» данная строка не заполняется.

Строка 100.00.011 «Сумма налога на добавленную стоимость, относимая на вычеты по основаниям, установленным пунктом 12 статьи 100 Налогового кодекса»

По учетным данным ТОО «АВС» отсутствуют суммы НДС, относимые на вычеты по основаниям, установленным пунктом 12 статьи 100 Налогового кодекса. Таким образом, строка 100.00.011 не заполняется.

Строка 100.00.012 «Социальные отчисления в ГФCC»

В данной строке указывается сумма вычета по начисленным социальным отчислениям в ГФCC, относимая на вычеты в соответствии с пунктом 14-1 статьи 100 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 14-1 статьи 100 Налогового кодекса, вычету подлежат расходы налогоплательщика по начисленным социальным отчислениям в ГФCC в размере, определяемом законодательством Республики Казахстан.

По учетным данным ТОО «АВС» начислены социальные отчисления от доходов работников, выполняющих различные функции (производство, строительство, ремонт, управление, сбыт) в следующих суммах:

Здесь необходимо сделать следующие дополнения относительно социальных отчислений, включенных в расходы по капитальному ремонту основных средств, а также включенных в первоначальную стоимость фиксированного актива (построенного здания).

Капитальный ремонт основных средств. В соответствии с пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей, сумма последующих расходов, подлежащая отнесению в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости активов, указанных в подпункте 12 пункта 2 статьи 116 Налогового кодекса, подпункте 1 пункта 2 статьи 122 Налогового кодекса, а также последующих расходов, указанных в пункте 5 статьи 125 Налогового кодекса:

1) увеличивает соответствующий виду актива стоимостный баланс группы (подгруппы);

2) при отсутствии соответствующего виду актива стоимостного баланса группы (подгруппы) формирует соответствующий виду актива стоимостный баланс группы (подгруппы) на конец текущего налогового периода.

Последующие расходы, предусмотренные пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса, признаются в целях налогообложения в том налоговом периоде, в котором они отнесены на увеличение балансовой стоимости активов в бухгалтерском учете, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 118 Налогового кодекса.

ТОО «АВС» проведен капитальный ремонт основных средств хозяйственным способом, и все расходы в бухгалтерском учете, включая исчисленную сумму социальных отчислений от оплаты труда работников, производивших ремонтные работы, были отнесены на увеличение балансовой стоимости основных средств. На основании пункта 3 статьи 122 Налогового кодекса, на эту же сумму расходов по капремонту, включая социальные отчисления, следует увеличить стоимостный баланс соответствующей группы фиксированных активов. При амортизации этих фиксированных активов в налоговом учете ТОО «АВС» получит вычет, в состав которого будут включены социальные отчисления.

Поэтому в строке 100.00.012 сумма социальных отчислений в размере 11 250 тенге не отражается.

Первоначальная стоимость построенного здания. В соответствии с пунктом 2 статьи 118 Налогового кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей, в первоначальную стоимость фиксированных активов включаются затраты, понесенные налогоплательщиком до дня ввода фиксированного актива в эксплуатацию. К таким затратам относятся затраты на приобретение фиксированного актива, его производство, строительство, монтаж и установку, а также другие затраты, увеличивающие его стоимость в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, кроме:

– затрат (расходов), не подлежащих отнесению на вычеты в соответствии с Налоговым кодексом;

– затрат (расходов), отнесенных на вычеты в соответствии с частью второй пункта 12 статьи 100 Налогового кодекса;

– затрат (расходов), по которым налогоплательщик имеет право на вычеты на основании пунктов 6 и 13 статьи 100 Налогового кодекса, а также статей 101–114 Налогового кодекса;

– амортизационных отчислений;

– затрат (расходов), возникающих в бухгалтерском учете и не рассматриваемых как расход в целях налогообложения в соответствии с пунктом 15 статьи 100 Налогового кодекса.

Из вышеизложенного следует, что социальные отчисления, исчисленные от заработной платы строительных рабочих, учтенные в бухгалтерском учете в составе первоначальной стоимости построенного здания, также будут учитываться и в налоговом учете, то есть в составе первоначальной стоимости фиксированного актива I группы, и пойдут на вычеты в составе налоговой амортизации.

Поэтому в строке 100.00.012 сумма социальных отчислений в размере 216 000 тенге не отражается.

Сформируем налоговый регистр для заполнения строки 100.00.012.

Налоговый регистр «Сумма вычета по начисленным социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования,
относимая на вычеты в соответствии с пунктом 14-1 статьи 100 Налогового кодекса»

Таким образом, в строке 100.00.012 отражается сумма в размере 1 251 000 тенге.

Строка 100.00.013 «Вычеты по вознаграждению»

В данной строке учитывается сумма вычета по вознаграждению, определяемая в соответствии со статьей 103 Налогового кодекса.

Понятие вознаграждения в целях применения статьи 103 Налогового кодекса регламентировано подпунктом 39 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса и пунктом 1 статьи 103 Налогового кодекса.

В таблице указано, каким образом относятся на вычеты вознаграждения по статье 103 Налогового кодекса:

В соответствии с пунктом 7 статьи 100 Налогового кодекса, вознаграждения за кредиты (займы), полученные на строительство, начисленные в период строительства, включаются в стоимость объекта строительства.

В последнее время распространены ситуации, при которых часть расходов по вознаграждению по полученным займам субсидируются АО «Фонд развития предпринимательства “Даму”» в рамках поддержки предпринимательства.

Пример

ТОО применяет общеустановленный налоговый режим. Фонд «Даму» погашает часть суммы долга ТОО по кредиту (субсидия) путем перечисления денежных средств на транзитный счет банка. ТОО данных субсидий не получает, так как операции происходят, минуя расчетный счет ТОО, и никаких документов, свидетельствующих о погашении части долга фондом (субсидиях), оно не получает.

Облагается ли такой доход КПН? Какими проводками отразить данные операции в учете?

На основании подпункта 16 пункта 1 статьи 85 Налогового кодекса в СГД включается в числе прочего доход в виде безвозмездно полученного имущества, который определяется в соответствии со статьей 96 Налогового кодекса.

Согласно статье 96 Налогового кодекса, если иное не установлено Налоговым кодексом, стоимость любого имущества, в том числе работ и услуг, полученного налогоплательщиком безвозмездно, является его доходом.

Стоимость безвозмездно полученного имущества, в том числе работ и услуг, определяется по данным бухгалтерского учета в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Доход в виде безвозмездно полученного имущества, в том числе работ и услуг, признается в налоговом периоде, в котором такое имущество получено, работы выполнены, услуги оказаны.

Кроме того, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 95 Налогового кодекса, к доходам, полученным в виде компенсации по ранее произведенным вычетам, относятся суммы, полученные из средств государственного бюджета на покрытие затрат (расходов).

Из этого следует, что сумма погашенного займа (вознаграждения по займу) фондом «Даму» включается в СГД в целях обложения КПН.

Для представления информации в финансовой отчетности о субсидиях, относящихся к доходам, в данной ситуации можно применить пункт 20 МСФО (IAS) 20, согласно которому государственная субсидия, которая подлежит получению в качестве компенсации за уже понесенные расходы или убытки или в целях оказания организации немедленной финансовой поддержки без каких-либо будущих соответствующих затрат, признается в составе прибыли или убытка того периода, в котором она подлежит получению.

Исходя из вышеизложенного, если погашается вознаграждение по займу, можно составить следующие проводки:

При этом сумма вознаграждения, которая выплачена фондом «Даму», не подлежит вычету. Это объясняется тем, что, в соответствии с пунктом 1-1 статьи 103 Налогового кодекса, вознаграждения в виде выплат по обязательствам лицу, которое вправе создать провизии (резервы), подлежащие отнесению на вычет в соответствии с пунктами 1, 1-1 и 3 статьи 106 Налогового кодекса, подлежат вычету в размере фактически уплаченных:

1) в отчетном налоговом периоде в пределах суммы расхода, признанного расходом в отчетном налоговом периоде и (или) в налоговых периодах, предшествующих отчетному налоговому периоду;

2) в налоговых периодах, предшествующих отчетному налоговому периоду, в пределах суммы расходов, признанных расходом в отчетном налоговом периоде.

Поскольку часть вознаграждения организация не уплачивает, значит, эта часть на вычеты не идет.

В этой связи можно предложить другой вариант проводок, более удобный:

Если погашается основная сумма долга, то проводка будет следующей:

Вернемся к сквозному примеру.

По данным ТОО «АВС», учтены вознаграждения по банковским займам. Сумма вознаграждения по банковским займам, использованным для строительства здания, в размере 1 800 000 тенге включается в первоначальную стоимость фиксированного актива на основании пункта 7 статьи 100 Налогового кодекса, поэтому в строке 100.00.013 она не отражается. В дальнейшем это вознаграждение будет вычтено в виде налоговой амортизации фиксированного актива I группы.

Сумма вознаграждения по другим банковским займам, которые не использовались для строительства здания, относятся на вычеты по принципу, рассмотренному в примере подпункта № 2 таблицы, приведенной на с. 26 (так как банки являются лицами, которые вправе создать провизии (резервы), подлежащие отнесению на вычет в соответствии с пунктами 1, 1-1 и 3 статьи 106 Налогового кодекса).

Вычеты по вознаграждению, по данным ТОО «АВС», определяются следующим образом:

тенге

Сформируем налоговый регистр для заполнения строки 100.00.013.

Налоговый регистр «Сумма вычета по вознаграждению, определенная в соответствии со статьей 103 Налогового кодекса»

Таким образом, в строке 100.00.013 отражается сумма в размере 5 800 000 тенге.

Строка 100.00.014 «Сумма представительских расходов»

В данной строке указывается сумма вычета представительских расходов, определенная в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса.

В отчетном налоговом периоде ТОО «АВС» имело представительские расходы.

Для отнесения представительских расходов на вычеты необходимо руководствоваться статьей 102 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 102 Налогового кодекса, к представительским расходам относятся расходы по приему и обслуживанию лиц, в том числе физических лиц, не состоящих в штате налогоплательщика, производимые при проведении следующих представительских мероприятий, независимо от места их проведения:

1) по установлению или поддержанию взаимного сотрудничества;

2) по организации и (или) проведению заседаний совета директоров, иного органа управления налогоплательщика, кроме исполнительных органов.

К представительским расходам в числе прочего относятся расходы:

– на транспортное обеспечение лиц, участвующих в представительских мероприятиях, за исключением расходов, относимых, в соответствии с подпунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса, к компенсациям при служебных командировках;

– питание таких лиц в ходе проведения представительских мероприятий;

– оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате организации;

– аренду и (или) оформление помещения для проведения представительских мероприятий.

Согласно пункту 2 статьи 102 Налогового кодекса, не относятся к представительским расходам и не подлежат вычету расходы на проживание приглашенных лиц, оформление виз для таких лиц, организацию досуга, развлечений, отдыха, а также расходы, не относимые в соответствии с данным пунктом к расходам на транспортное обеспечение лиц, участвующих в представительских мероприятиях.

К расходам на транспортное обеспечение не относятся расходы на проезд железнодорожным, морским и воздушным транспортом участников представительского мероприятия.

Основаниями для осуществления вычета представительских расходов являются:

1) письменный приказ или письменное распоряжение налогоплательщика о проведении представительского мероприятия с указанием цели его проведения и лиц, ответственных за его проведение;

2) утвержденная налогоплательщиком смета расходов такого мероприятия;

3) отчет ответственных лиц о проведенном представительском мероприятии с указанием даты и места проведения, результатов проведенного мероприятия, состава участников, программы мероприятий, фактически произведенных расходах;

4) первичные и иные документы, подтверждающие основания и осуществление представительских расходов.

ТОО «АВС» соблюло все условия для квалификации расходов в качестве представительских расходов.

Представительские расходы относятся на вычеты в размере, не превышающем 1 % суммы расходов работодателя по доходам работников, подлежащим налогообложению, указанным в пункте 2 статьи 163 Налогового кодекса, за налоговый период.

Согласно пункту 2 статьи 163 Налогового кодекса, начисленными работодателем доходами работника, подлежащими налогообложению, являются следующие доходы работника, в том числе признанные в бухгалтерском учете работодателя в качестве расходов (затрат) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности:

1) подлежащие передаче работодателем работнику в собственность деньги в наличной и (или) безналичной формах в связи с наличием трудовых отношений;

2) доходы работника в натуральной форме в соответствии со статьей 164 Налогового кодекса;

3) доходы работника в виде материальной выгоды в соответствии со статьей 165 Налогового кодекса.

За отчетный налоговый период были начислены следующие доходы работникам ТОО «АВС»:

– заработная плата в размере 22 850 000 тенге, в том числе:

● производственных рабочих – 8 700 000 тенге (из журнала хозяйственных операций проводка № 4.2);

● рабочих, начисленная за капитальный ремонт основных средств, – 250 000 тенге (из журнала хозяйственных операций проводка № 41.2);

● рабочих, начисленная за строительство здания, – 4 800 000 тенге (из журнала хозяйственных операций проводка № 48);

● работников сферы сбыта – 3 200 000 тенге (из журнала хозяйственных операций проводка № 38);

● административно-управленческого персонала – 5 900 000 тенге (из журнала хозяйственных операций проводка № 35);

– начисленные отпускные (за счет резерва) – 9 000 000 тенге (из журнала хозяйственных операций проводка № 56);

– итого начисленные доходы работникам, подлежащие обложению, – 31 850 000 тенге.

Сумма представительских расходов составляет 240 000 тенге (из журнала хозяйственных операций проводка № 28).

Налоговый регистр «Сумма вычета представительских расходов, определенная в соответствии со статьей 102 Налогового кодекса»

тенге

Таким образом, в строке 100.00.014 указывается сумма в размере 240 000 тенге.

Строка 100.00.015 «Сомнительные требования»

В данной строке указывается сумма вычета по сомнительным требованиям, определенная в соответствии со статьей 105 Налогового кодекса.

По данным ТОО «АВС», у компании есть сомнительные требования.

В течение отчетного налогового периода была списана торговая дебиторская задолженность в связи с истечением срока исковой давности в общей сумме 392 000 тенге, в том числе:

– сумма торговой дебиторской задолженности без НДС – 350 000 тенге (из журнала хозяйственных операций проводка № 29);

– сумма НДС – 42 000 тенге (из журнала хозяйственных операций проводка № 30).

На основании пункта 1 статьи 105 Налогового кодекса, если иное не установлено данным пунктом, сомнительными требованиями признаются требования, возникшие в результате реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также юридическим лицам – нерезидентам, осуществляющим деятельность в РК через постоянное учреждение, филиал, представительство, и не удовлетворенные в течение трех лет с момента возникновения требования. Сомнительными также признаются требования, возникшие по реализованным товарам, выполненным работам, оказанным услугам и не удовлетворенные в связи с признанием налогоплательщика-дебитора банкротом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Не признаются сомнительными требованиями требования налогоплательщиков, имеющих право на вычет суммы расходов по созданию провизий (резервов) в соответствии с пунктом 1 статьи 106 Налогового кодекса, по выплате начисленных после 31 декабря 2012 года:

1) вознаграждений по депозитам, включая остатки на корреспондентских счетах, размещенным в других банках;

2) вознаграждений по кредитам (за исключением финансового лизинга), предоставленным другим банкам и клиентам;

3) дебиторской задолженности по документарным расчетам и гарантиям;

4) условных обязательств по непокрытым аккредитивам, выпущенным или подтвержденным гарантиям.

Вычету подлежат требования, признанные сомнительными в соответствии с Налоговым кодексом.

Отнесение налогоплательщиком сомнительных требований на вычеты производится при соблюдении одновременно следующих условий:

1) наличие документов, подтверждающих возникновение требований;

2) отражение требований в бухгалтерском учете на момент отнесения на вычеты либо отнесение таких требований на расходы (списание) в бухгалтерском учете в предыдущих периодах.

Сомнительные требования относятся на вычеты в пределах размера ранее признанного дохода от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Со стороны ТОО «АВС» выполнены все требования для признания списанной дебиторской задолженности сомнительным требованием согласно положениям статьи 105 Налогового кодекса.

Налоговый регистр «Сумма вычета по сомнительным требованиям, определенная в соответствии со статьей 105 Налогового кодекса»

Таким образом, в строке 100.00.015 указывается сумма в размере 350 000 тенге.

Строка 100.00.016 «Налоги и другие обязательные платежи в бюджет»

В данной строке указывается сумма вычета по налогам и другим обязательным платежам в бюджет в соответствии со статьей 114 Налогового кодекса.

Согласно статье 114 Налогового кодекса, если иное не установлено данной статьей, в отчетном налоговом периоде вычету подлежат налоги и другие обязательные платежи в бюджет, уплаченные в бюджет РК или иного государства:

1) в отчетном налоговом периоде в пределах начисленных и (или) исчисленных за отчетный налоговый период и (или) налоговые периоды, предшествующие отчетному налоговому периоду;

2) в налоговых периодах, предшествующих отчетному налоговому периоду, в пределах начисленных и (или) исчисленных за отчетный налоговый период.

При этом уплаченные суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет определяются с учетом проведения зачетов в порядке, установленном статьями 599 и 601 Налогового кодекса.

Исчисление и начисление налогов и других обязательных платежей в бюджет производятся в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан или иного государства (для налогов и других обязательных платежей, уплаченных в бюджет иного государства).

Вычету не подлежат:

1) налоги, исключаемые до определения совокупного годового дохода;

2) КПН и налоги на доходы юридических лиц, уплаченные на территории РК и в других государствах;

3) налоги, уплаченные в странах с льготным налогообложением;

4) налог на сверхприбыль.

Определим сумму вычета по налогам, подпадающего под действие статьи 114 Налогового кодекса, по учетным данным ТОО «АВС».

тенге

Касательно суммы вычета по социальному налогу. При расчете суммы вычета по социальному налогу убирается сумма социального налога, исчисленная от заработной платы работников, осуществивших капитальный ремонт основных средств (фиксированных активов). Дело в том, что расходы по капитальному ремонту, в которые также включен и социальный налог, будут отнесены на увеличение стоимостного баланса соответствующей группы фиксированных активов согласно пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса, и затем социальный налог будет отнесен на вычеты при определении налогооблагаемого дохода через налоговую амортизацию фиксированных активов.

Поэтому сумма социального налога в размере 13 500 тенге (из журнала хозяйственных операций проводка № 41.3) в строке 100.00.016 не отражается.

Также следует отметить, что социальный налог, исчисленный от заработной платы работников, осуществивших строительство здания, подлежит вычету именно в строке 100.00.016. Это связано с тем, что, в соответствии с пунктом 2 статьи 118 Налогового кодекса, в первоначальную стоимость фиксированных активов включаются затраты, понесенные налогоплательщиком до дня ввода фиксированного актива в эксплуатацию.

К таким затратам относятся затраты на приобретение фиксированного актива, его производство, строительство, монтаж и установку, а также другие затраты, увеличивающие его стоимость в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, кроме в том числе и затрат (расходов), по которым налогоплательщик имеет право на вычеты на основании пунктов 6 и 13 статьи 100 Налогового кодекса, а также статей 101–114 Налогового кодекса.

Таким образом, для расчета вычетов по социальному налогу, по данным ТОО «АВС», используется сумма в размере 1 760 400 тенге (1 773 900 – 13 500).

Касательно остатка на конец налогового периода по земельному налогу. В соответствии с пунктом 14 Правил ведения бухгалтерского учета (утверждены Приказом министра финансов РК от 31 марта 2015 года № 241), не допускается наличие отрицательных остатков на счетах бухгалтерского учета на конец отчетного периода.

По земельному налогу ТОО «АВС» осуществило переплату в текущем налоговом периоде на сумму 60 000 тенге. В этой связи сумма переплаты была отнесена на счет 1430 «Прочие налоги и другие обязательные платежи в бюджет» (из журнала хозяйственных операций проводка № 72.4).

Сформируем налоговый регистр для заполнения строки 100.00.016.

Налоговый регистр «Сумма вычета по налогам и другим обязательным платежам в бюджет в соответствии со статьей 114 Налогового кодекса»

тенге

Таким образом, в строке 100.00.016 отражается сумма в размере 2 530 400 тенге.

Строка 100.00.017 «Вычеты по фиксированным активам»

В данной строке указывается сумма вычетов по фиксированным активам и арендованным основным средствам, определенная в соответствии со статьями 116–122 Налогового кодекса.

Строка 100.000.017 заполняется на основании Приложения по форме 100.02 «Вычеты по фиксированным активам». В данную строку переносится сумма строк 100.02.011 и 100.02.012.

Заполнение приложения по форме 100.02 осуществляется по данным налогового регистра, форма которого утверждена приказом и. о. министра финансов РК от 15 апреля 2015 года № 271 «Об утверждении форм налоговых регистров и правил их составления» (приложение 2 к приказу и. о. министра финансов РК от 15 апреля 2015 года № 271).

По учетным данным ТОО «АВС», имеется следующая информация о стоимостных балансах групп фиксированных активов на начало налогового периода:

* Условная величина.

Систематизируем информацию о движении фиксированных активов в течение налогового периода по учетным данным ТОО «АВС»:

* Социальный налог отражен в строке 100.00.016.

Заполним налоговый регистр по определению стоимостных балансов групп (подгрупп) фиксированных активов и последующим расходам по фиксированным активам.

Начнем с расшифровки амортизационных отчислений и других вычетов по фиксированным активам.

Расшифровка амортизационных отчислений и других вычетов по фиксированным активам

тенге

Продолжение таблицы

* ГК РК КОФ – Государственный классификатор Республики Казахстан «Классификатор основных фондов» (КОФ) (ГК РК 12-2009). При этом нужно отметить, что взамен ГК РК КОФ с 1 января 2015 года был введен Национальный классификатор Республики Казахстан «Классификатор основных фондов» (КОФ) (НК РК 12-2014) (утвержден приказом председателя Комитета технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию РК от 7 ноября 2014 года № 231-од), но который в настоящее время (на момент подписания журнала в печать – 31.01.2017 г.) отменен в соответствии с приказом председателя Комитета технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию РК от 29 июля 2016 года № 184-од.

** Стоимостный баланс III группы фиксированных активов на конец налогового периода равен нулю на основании статьи 92 Налогового кодекса.

Налоговый регистр по определению стоимостных балансов групп (подгрупп) фиксированных активов и последующим расходам по фиксированным активам

тенге

Далее на основе данных вышеприведенного регистра заполним форму 100.02.

Таким образом, в строке 100. 00.017 отражается сумма в размере 9 999 788 тенге.

Строка 100.00.018 «Вычеты по инвестиционным налоговым преференциям»

Согласно учетной информации ТОО «АВС», строка 100.00.018 не заполняется.

Строка 100.00.019 «Вычеты по отчислениям в резервные фонды ...

Для получения полного доступа к просмотру Вы можете:
Авторизоваться, если Вы подписчик
Оформить подписку и задавать вопросы каждый день. Тарифы
Купить доступ
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты.
200 тенге