Налоговые льготы – важный инструмент в налоговом регулировании и администрировании, который призван осуществлять стимулирующую и социальную функции. Налоговые льготы создают определенные преимущества для отдельных категорий населения, предпринимателей. В данной статье речь пойдет о налоговых преференциях для предпринимателей.
Льготы в налогообложении предоставляются обоснованно и установлены законом, соответствуют конкретному налогу, имеют определенные черты, признаки и формы, отличающие их от других инструментов налогового регулирования. Не являются налоговыми льготами налоговые вычеты в случаях, когда способ исчисления налоговой базы предусматривает вычитание произведенных налогоплательщиком расходов и (или) уплаченных им налогов.
Результатом применения налоговых льгот может быть как уменьшение суммы налоговых обязательств или полное освобождение налогоплательщика от уплаты налога, так и улучшение финансовых показателей его деятельности без изменения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
Основными отличительными чертами налоговых льгот являются:
– ограниченная сфера применения;
– стимулирующая направленность;
– территориальность размещения;
– мобильность.
Таким образом, льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере.
Каждая налоговая льгота жестко привязана к соответствующему налогу, при этом сфера ее применения ограничивается исключительно тем налогом, в механизм которого она встроена.
Законность становления налоговых льгот определяется налоговым законодательством Республики Казахстан. Добровольность применения налоговых льгот определяется возможностью свободного выбора налогоплательщика применять или не применять налоговую льготу. Например, налогоплательщик имеет право применять или не применять упрощенный порядок налогообложения – специальные налоговые режимы.
В соответствии со статьями с 4 по 10 Налогового кодекса налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на определенных принципах налогообложения. Это принципы:
– обязательности налогообложения;
– определенности налогообложения;
– справедливости налогообложения;
– добросовестности налогоплательщиков;
– единства налоговой системы;
– гласности налогового законодательства Республики Казахстан.
Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному официальному опубликованию.
Рассмотрим виды налоговых льгот, предоставляемых в Республике Казахстан:
1. Специальные экономические зоны
Специальный правовой и налоговый режим действует для участников специальной экономической зоны,
Специальная экономическая зона (далее – СЭЗ) – часть территории РК с точно обозначенными границами, на которой для осуществления приоритетных видов деятельности действует специальный правовой режим, установленный Законом РК «О специальных экономических зонах» от 21 июля 2011 года № 469-IV, налоговым, таможенным, земельным законодательством Республики Казахстан, а также законодательством Республики Казахстан о занятости населения.
На территории Казахстана созданы следующие СЭЗ:
1. «Астана – новый город».
2. «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк».
3. «Морпорт Актау».
4. «Парк инновационных технологий».
5. «Оңтүстік».
6. «Бурабай».
7. «Сарыарқа».
8. «Международный центр приграничного сотрудничества “Хоргос”». «Хоргос – Восточные ворота»
9. «Павлодар».
10. «Химический парк Тараз».
Для целей соблюдения Налогового кодекса и получения преференций организацией, осуществляющей деятельность на территории СЭЗ, необходимо юридическое лицо, которое соответствуете одновременно нескольким условиям:
1) является участником СЭЗ в соответствии с законодательством Республики Казахстан о СЭЗ;
2) зарегистрировано в качестве налогоплательщика по месту нахождения в налоговом органе на территории СЭЗ или в территориальном подразделении налогового органа, к компетенции которого относится территория СЭЗ;
3) при наличии на территории СЭЗ необходимой инфраструктуры и объектов, предназначенных для осуществления приоритетных видов деятельности, юридическое лицо не вправе иметь за пределами территории СЭЗ филиалы и иные обособленные структурные подразделения, за исключением представительств;
4) осуществляет на территории СЭЗ приоритетный вид деятельности, соответствующий целям создания СЭЗ.
Перечень приоритетных видов деятельности в разрезе СЭЗ, соответствующих целям создания специальной экономической зоны, а также Правил включения приоритетных видов деятельности в перечень приоритетных видов деятельности в разрезе СЭЗ, соответствующих целям создания СЭЗ, утвержден приказом министра по инвестициям и развитию РК от 27 февраля 2018 года № 142.
При этом определение приоритетных видов деятельности осуществляется ...
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты. 200 тенге