Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) автозаправочная станция – технологический комплекс и оборудование, обеспечивающие хранение и розничную реализацию нефтепродуктов, оснащенные контрольными приборами учета.
Автозаправочные станции подразделяются на следующие типы:
стационарный – с подземным или наземным размещением емкостей, предназначенный для заправки нефтепродуктами транспортных средств через топливораздаточные колонки;
контейнерный – с наземным расположением емкостей для хранения нефтепродуктов, технологическая система которого характеризуется размещением топливораздаточных колонок в контейнере хранения нефтепродуктов, выполненном как единое заводское изделие;
передвижной – с размещением емкости и топливораздаточной колонки на автомобильном шасси, прицепе, полуприцепе, выполненных как единое заводское изделие;
2) исключен Законом РК от 10.07.2012 № 36-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);
3) персональный идентификационный номер-код - постоянный идентификационный номер, который присваивается производителям нефтепродуктов, оптовым поставщикам нефтепродуктов, осуществляющим импорт нефтепродуктов, и каждому наименованию нефтепродукта, производимого в Республике Казахстан или ввозимого на территорию Республики Казахстан, необходимый для указания вида, марки нефтепродуктов в сопроводительной накладной на товары и декларации по обороту нефтепродуктов;
4) контрольные приборы учета – технические устройства, определяющие количественные и качественные характеристики нефтепродуктов, предназначенные для ведения учета с целью последующей передачи в режиме реального времени через оператора данных контрольных приборов учета в сфере производства и оборота нефтепродуктов уполномоченному органу в области оборота нефтепродуктов, а также уполномоченному органу в области производства нефтепродуктов, установленные на производственных объектах производителей нефтепродуктов, баз нефтепродуктов и на автозаправочных станциях (кроме автозаправочных станций передвижного типа), допущенные к применению в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области обеспечения единства измерений;
5) Исключен Законом РК от 30.12.2021 № 96-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
6) компаундирование - смешивание двух или нескольких компонентов, в том числе введение присадок, добавок, в целях получения нефтепродукта заданного качества;
6-1) продукты переработки – продукты переработки сырой нефти и газового конденсата, пригодные для последующей переработки производителем нефтепродуктов (за исключением производителя нефтепродуктов малой мощности);
7) некондиционный нефтепродукт – нефтепродукт, не соответствующий требованиям нормативных технических документов и документов по стандартизации;
8) производитель нефтепродуктов малой мощности - производитель нефтепродуктов, осуществляющий производство нефтепродуктов на технологических установках, проектная мощность которых предусматривает объем переработки сырой нефти и (или) газового конденсата менее восьмисот тысяч тонн в год;
9) исключен Законом РК от 30.12.2022 № 177-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
10) нефтепродукты - отдельные виды нефтепродуктов: бензин, авиационное и дизельное топливо, мазут, дорожный битум;
10-1) производственный объект баз нефтепродуктов – технологическое оборудование, резервуарный парк, технические устройства и коммуникации, предназначенные для приема, хранения, отгрузки и реализации нефтепродуктов, соответствующие требованиям законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования;
11) план поставок нефтепродуктов - объем ежемесячных потребностей областей, городов республиканского значения и столицы в нефтепродуктах, производимых в Республике Казахстан;
11-1) единый оператор по поставке нефтепродуктов – юридическое лицо, определяемое уполномоченным органом в сфере производства нефтепродуктов, основным предметом деятельности которого является обеспечение Вооруженных Сил Республики Казахстан, Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Национальной гвардии Республики Казахстан, уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, уполномоченного органа в области государственного материального резерва нефтепродуктами, а также предоставление им услуг по хранению и доставке нефтепродуктов;
12) розничная реализация нефтепродуктов - предпринимательская деятельность по реализации нефтепродуктов физическим и юридическим лицам для собственных нужд без целей дальнейшей реализации;
13) розничный реализатор нефтепродуктов – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие приобретение нефтепродуктов для целей дальнейшей розничной реализации;
14) оптовый поставщик нефтепродуктов – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие приобретение нефтепродуктов у производителей нефтепродуктов, поставщиков нефти и (или) импортеров для целей дальнейшей реализации;
14-1) импортер – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие ввоз (в том числе импорт) собственных нефтепродуктов на территорию Республики Казахстан для целей дальнейшей реализации;
15) оптовая реализация нефтепродуктов – предпринимательская деятельность по реализации нефтепродуктов производителями нефтепродуктов, поставщиками нефти, оптовыми поставщиками нефтепродуктов, импортерами для целей дальнейшей реализации;
16) производство нефтепродуктов – комплекс работ по переработке сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов их переработки, а также компаундированию, обеспечивающих получение нефтепродуктов;
Не относится к производству нефтепродуктов компаундирование, осуществляемое в резервуаре баз нефтепродуктов и (или) емкостях автозаправочных станций в целях изменения физико-химических свойств нефтепродуктов;
17) Исключен Законом РК от 30.12.2021 № 96-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
18) мониторинг производства и реализации нефтепродуктов - анализ потребностей, процессов производства, реализации, транспортировки, а также динамики розничных и оптовых цен на нефтепродукты;
19) уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области государственного регулирования производства нефтепродуктов;
20) производитель нефтепродуктов – юридическое лицо, имеющее на праве собственности и (или) иных законных основаниях нефтеперерабатывающий завод и осуществляющее производство нефтепродуктов в соответствии с паспортом производства, а также реализацию произведенных собственных нефтепродуктов и (или) передачу нефтепродуктов, являющихся продуктом переработки давальческого сырья;
21) оборот нефтепродуктов - приобретение, хранение, оптовая и розничная реализация, отгрузка, транспортировка, экспорт и импорт нефтепродуктов;
22) уполномоченный орган в области оборота нефтепродуктов - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области государственного регулирования оборота нефтепродуктов;
23) база нефтепродуктов – комплекс зданий и сооружений, включающий технологическое оборудование, резервуарный парк, технические устройства и коммуникации, предназначенные для приема, хранения, отгрузки и реализации нефтепродуктов;
24) единая база данных по производству и обороту нефтепродуктов - электронная база данных по производству и обороту нефтепродуктов, формируемая на основе административных данных государственных органов, осуществляющих в пределах своей компетенции государственное регулирование производства и оборота нефтепродуктов;
24-1) данные контрольных приборов учета в сфере производства и оборота нефтепродуктов – данные об объемах производства и оборота нефтепродуктов;
24-2) оператор данных контрольных приборов учета в сфере производства и оборота нефтепродуктов – юридическое лицо, определенное Правительством Республики Казахстан, обеспечивающее автоматизированную онлайн-передачу данных контрольных приборов учета уполномоченному органу в области оборота нефтепродуктов, его территориальным подразделениям, а также уполномоченному органу в области производства нефтепродуктов;
24-3) производственный объект производителя нефтепродуктов – комплекс зданий и сооружений, включающий технологическое оборудование, резервуарный парк, эстакады налива нефтепродуктов, технические устройства и коммуникации, предназначенный для приема сырой нефти и (или) газового конденсата, производства, хранения, слива, налива, прокачки, транспортировки, отгрузки и реализации нефтепродуктов, соответствующий требованиям законодательства Республики Казахстан в области технического регулирования;
25) паспорт производства - документ установленной формы, отражающий показатели производственных мощностей производителя нефтепродуктов, основные его характеристики, регламентирующий использование имеющегося оборудования для соблюдения технологического процесса производства;
26) резервуар – емкость для хранения на базе нефтепродуктов либо на производственном объекте производителя нефтепродуктов;
26-1) технологические нужды – производственный процесс использования технологического топлива и (или) нефтепродуктов на получение тепловой энергии и на иные технологические процессы производителя нефтепродуктов, обусловленные режимом эксплуатации и технологическими характеристиками оборудования;
26-2) технологическое топливо – газообразное, жидкое и (или) твердое топливо переменного состава, выделяемое в процессе переработки сырой нефти и (или) газового конденсата и (или) продуктов переработки и направленное производителем нефтепродуктов на получение тепловой энергии и на иные технологические процессы производителя нефтепродуктов, обусловленные режимом эксплуатации и технологическими характеристиками оборудования;
27) уведомление уполномоченного органа в области оборота нефтепродуктов – письменное сообщение, направленное на бумажном носителе или в электронном виде уполномоченным органом в области оборота нефтепродуктов и (или) его территориальными подразделениями производителю нефтепродуктов, поставщику нефти, импортеру, оптовому поставщику нефтепродуктов или розничному реализатору нефтепродуктов, об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля в области государственного регулирования производства и оборота нефтепродуктов;
28) сопроводительная накладная на товары – документ, предназначенный для контроля за оборотом нефтепродуктов и необходимый для оформления операций по отпуску и приему нефтепродуктов, а также операций по передаче нефтепродуктов поставщикам нефти;
29) конечный потребитель – физические и юридические лица, приобретающие нефтепродукты без целей дальнейшей реализации.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов
1. Законодательство Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Сфера применения настоящего Закона
1. Настоящий Закон действует на территории Республики Казахстан и распространяется на отношения в области производства и оборота нефтепродуктов.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения:
1) возникающие при реализации нефтепродуктов физическими и (или) юридическими лицами не для целей предпринимательской деятельности;
2) по производству нефтепродуктов, возникающие в рамках мобилизационной подготовки, мобилизации;
3) возникающие при реализации нефтепродуктов единым оператором по поставке нефтепродуктов Вооруженным Силам Республики Казахстан, Пограничной службе Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Национальной гвардии Республики Казахстан, уполномоченному органу в сфере гражданской защиты, уполномоченному органу в области государственного материального резерва.
Статья 4. Государственное регулирование производства и оборота нефтепродуктов
Государственное регулирование производства и оборота нефтепродуктов осуществляется путем:
1) утверждения для недропользователей графиков поставок сырой нефти и (или) газового конденсата производителям нефтепродуктов для обеспечения потребностей внутреннего рынка Республики Казахстан;
2) утверждения планов переработки нефти и продуктов переработки и поставок нефтепродуктов;
3) исключен Законом РК от 10.07.2012 № 36-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);
4) установления условий и ограничений при осуществлении оптовой и розничной реализации нефтепродуктов;
5) технического регулирования и стандартизации в области производства и оборота нефтепродуктов;
6) осуществления государственного контроля в области
производства и оборота нефтепродуктов;
7) установления предельных цен на розничную реализацию нефтепродуктов через стационарные автозаправочные станции, на которые установлено государственное регулирование цен;
7-1) установления предельных цен на оптовую реализацию нефтепродуктов для стационарных автозаправочных станций, на которые установлено государственное регулирование цен;
8) осуществления мониторинга производства и реализации нефтепродуктов;
9) обеспечения выполнения международных обязательств Республики Казахстан в части регулирования производства и оборота нефтепродуктов, осуществления сотрудничества с органами иностранных государств и международными организациями, уполномоченными регулировать вопросы производства и оборота нефтепродуктов.
Статья 5. Цели и задачи государственного регулирования производства и оборота нефтепродуктов
1. Целями государственного регулирования производства и оборота нефтепродуктов являются обеспечение экономической безопасности Республики Казахстан, удовлетворение спроса потребителей в качественных и безопасных для окружающей среды и здоровья населения нефтепродуктах.
2. Задачами государственного регулирования производства и оборота нефтепродуктов являются:
1) защита жизни и здоровья человека и охрана окружающей среды;
2) защита экономических интересов Республики Казахстан, в том числе создание условий, исключающих незаконное производство и оборот нефтепродуктов;
3) повышение качества нефтепродуктов, производимых в Республике Казахстан;
4) создание условий, обеспечивающих модернизацию перерабатывающих мощностей производителей нефтепродуктов.
Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает основные направления государственной политики в области государственного регулирования производства и оборота нефтепродуктов и организует их реализацию;
2) исключен Законом РК от 10.07.2012 № 36-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);
3) - 12) исключены Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
12-1) исключен Законом РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
12-2) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
12-3) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
12-4) исключен Законом РК от 03.12.2015 № 432-V (вводится в действие с 01.01.2016);
12-5) исключен Законом РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
12-6) исключен Законом РК от 03.04.2019 № 243-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
13) исключен Законом РК от 19.04.2023 № 223-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 7. Компетенция уполномоченного органа в области производства нефтепродуктов
Уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов:
1) формирует и реализует государственную политику в области государственного регулирования производства нефтепродуктов в пределах своей компетенции;
2) разрабатывает и утверждает порядок утверждения и отзыва паспорта производства, форму паспорта производства;
2-1) утверждает паспорт производства производителям нефтепродуктов;
2-2) определяет единого оператора по поставке нефтепродуктов;
3) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
4) ежегодно утверждает графики планово-предупредительных работ технологических установок производителей нефтепродуктов с учетом весенне-полевых и уборочных работ и отопительного периода;
5) разрабатывает и утверждает порядок осуществления мониторинга производства и реализации нефтепродуктов;
6) исключен Законом РК от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
7) осуществляет государственный контроль в области производства нефтепродуктов;
8) Исключен Законом РК от 30.12.2021 № 96-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
9) разрабатывает и утверждает перечень нефтепродуктов, на которые устанавливается государственное регулирование цен;
10) ежегодно утверждает планы переработки нефти и продуктов переработки;
11) ежемесячно утверждает планы поставок отдельных видов нефтепродуктов;
12) утверждает для недропользователей графики поставок сырой нефти и (или) газового конденсата производителям нефтепродуктов, а также нефтеперерабатывающим заводам, расположенным за пределами Республики Казахстан, для обеспечения потребностей внутреннего рынка Республики Казахстан;
12-1) разрабатывает и утверждает по согласованию с уполномоченным органом в области оборота нефтепродуктов перечень продуктов переработки;
13) разрабатывает и представляет в уполномоченный орган в области регулирования торговой деятельности предложения о принятии мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в отношении экспорта и (или) импорта нефтепродуктов;
14) исключен Законом РК от 10.07.2012 № 36-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);
14-1) в пределах своей компетенции для формирования и ведения единой базы данных по производству и обороту нефтепродуктов предоставляет в уполномоченный орган в области оборота нефтепродуктов информацию о фактических ежесуточных объемах производства, реализации (отгрузки) и об остатках нефтепродуктов по видам и в разрезе производителей нефтепродуктов, поставщиков нефти (об объемах реализации (отгрузки) и об остатках нефтепродуктов), импортеров (об объемах импорта, ввоза) в порядке, предусмотренном подпунктом 3) статьи 8 настоящего Закона;
14-2) в пределах своей компетенции представляет в уполномоченный орган в области оборота нефтепродуктов ежегодные утвержденные (в том числе корректировочные) планы переработки нефти, ежемесячные графики транспортировки нефти на все нефтеперерабатывающие заводы (в том числе расположенные за пределами территории Республики Казахстан) в разрезе поставщиков нефти (недропользователей), ежемесячные планы (графики) поставок нефтепродуктов по регионам Республики Казахстан в разрезе поставщиков нефти;
15) устанавливает предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов через стационарные автозаправочные станции, на которые установлено государственное регулирование цен;
15-1) устанавливает предельные цены на оптовую реализацию нефтепродуктов для стационарных автозаправочных станций, на которые установлено государственное регулирование цен;
16) исключен Законом РК от 10.07.2012 № 36-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);
17) исключен Законом РК от 29.12.2014 № 269-V (вводится в действие с 01.01.2015);
18) разрабатывает и утверждает порядок доступа поставщиков нефти к переработке сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки;
19) проводит ведомственное статистическое наблюдение в области производства и реализации нефтепродуктов в соответствии с планом статистических работ;
20) осуществляет административный учет в области производства и реализации нефтепродуктов по формам, согласованным с уполномоченным органом в области государственной статистики;
21) Исключен Законом РК от 30.12.2021 № 96-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
21-1) разрабатывает и утверждает правила поставки нефтепродуктов единым оператором по поставке нефтепродуктов Вооруженным Силам Республики Казахстан, Пограничной службе Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Национальной гвардии Республики Казахстан, уполномоченному органу в сфере гражданской защиты, уполномоченному органу в области государственного материального резерва;
21-2) разрабатывает и утверждает перечень нефтепродуктов, доставляемых единым оператором по поставке нефтепродуктов Вооруженным Силам Республики Казахстан, Пограничной службе Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Национальной гвардии Республики Казахстан, уполномоченному органу в сфере гражданской защиты, уполномоченному органу в области государственного материального резерва;
21-3) разрабатывает и утверждает порядок определения предельной цены на розничную реализацию нефтепродуктов через стационарные автозаправочные станции, на которые установлено государственное регулирование цен, а также на оптовую реализацию для стационарных автозаправочных станций нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен;
21-3) разрабатывает и утверждает порядок определения предельной цены на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен;
21-4) Исключен Законом РК от 30.12.2021 № 96-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
21-5) утверждает нормативные технические документы в сфере производства нефтепродуктов;
21-6) осуществляет рассмотрение проектов документов по стандартизации в пределах компетенции, а также подготовку предложений по разработке, внесению изменений, пересмотру и отмене национальных, межгосударственных стандартов, национальных классификаторов технико-экономической информации и рекомендаций по стандартизации для внесения в уполномоченный орган в сфере стандартизации;
21-7) разрабатывает порядок формирования плана поставок нефтепродуктов;
21-8) разрабатывает и утверждает порядок и требования по оснащению производственных объектов баз нефтепродуктов контрольными приборами учета;
22) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 8. Компетенция уполномоченного органа в области оборота нефтепродуктов
Уполномоченный орган в области оборота нефтепродуктов:
1) формирует и реализует государственную политику в области государственного регулирования оборота нефтепродуктов в пределах своей компетенции;
2) осуществляет государственный контроль в области оборота нефтепродуктов;
3) разрабатывает и утверждает порядок формирования и ведения единой базы данных по производству и обороту нефтепродуктов;
4) осуществляет ведение единой базы данных по производству и обороту нефтепродуктов в порядке, предусмотренном подпунктом 3) настоящей статьи;
5) осуществляет камеральный контроль за оборотом нефтепродуктов;
6) исключен Законом РК от 05.01.2021 № 407-VI (вводится в действие с 01.01.2020);
7) разрабатывает и утверждает правила присвоения персональных идентификационных номеров-кодов;
8) разрабатывает и утверждает форму уведомлений;
9) разрабатывает и утверждает формы, правила представления и составления деклараций по обороту нефтепродуктов;
10) исключен Законом РК от 25.12.2017 № 122-VI (вводится в действие с 01.01.2018);
10-1) согласовывает представленный уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов перечень продуктов переработки;
10-2) Исключен Законом РК от 30.12.2021 № 96-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
10-3) определяет оператора данных контрольных приборов учета в сфере производства и оборота нефтепродуктов по согласованию с уполномоченным органом в сфере производства нефтепродуктов;
11) исключен Законом РК от 29.12.2014 № 269-V (вводится в действие с 01.01.2015);
12) разрабатывает и утверждает форму и правила ведения журнала учета движения нефтепродуктов на автозаправочных станциях и базах нефтепродуктов;
12-1) разрабатывает и утверждает порядок и требования по оснащению резервуаров производственных объектов производителей нефтепродуктов и автозаправочных станций (кроме автозаправочных станций передвижного типа) контрольными приборами учета;
12-2) в пределах своей компетенции предоставляет для сверки в уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов информацию об объемах производства и оборота нефтепродуктов из единой базы данных по производству и обороту нефтепродуктов;
13) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 9. Компетенция иных государственных органов в области государственного регулирования производства и оборота нефтепродуктов
1. Уполномоченный орган в области технического регулирования и метрологии:
1) осуществляет государственный контроль за соответствием нефтепродуктов требованиям, установленным техническими регламентами;
2) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
3) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
2. Исключен Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
3. Уполномоченный орган в области промышленной безопасности:
1) осуществляет государственное регулирование и государственный контроль в области промышленной безопасности при производстве, транспортировке, хранении и реализации нефтепродуктов;
2) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
4. Уполномоченный орган в области развития агропромышленного комплекса:
1) совместно с местными исполнительными органами областей определяет объемы нефтепродуктов, необходимые для поставок производителям сельскохозяйственной продукции;
2) исключен Законом РК от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
3) проводит анализ обеспеченности производителей сельскохозяйственной продукции нефтепродуктами и представляет его результаты в уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов;
3-1) утверждает порядок определения региональных операторов распределения нефтепродуктов на сельскохозяйственные работы, а также порядок формирования и распределения объемов нефтепродуктов для производителей сельскохозяйственной продукции в периоды весенне-полевых и уборочных работ;
4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 10. Компетенция местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы
Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы:
1) составляют прогноз потребления нефтепродуктов на территории областей, городов республиканского значения и столицы на предстоящий календарный год в разрезе по месяцам;
2) составляют прогноз потребления нефтепродуктов на территории областей, городов республиканского значения и столицы на отопительный период;
2-1) исключен Законом РК от 03.04.2019 № 243-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
3) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.
Статья 11. Государственный контроль за производством и оборотом отдельных видов нефтепродуктов
Государственный контроль за производством и оборотом отдельных видов нефтепродуктов осуществляется в форме проверки и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.
Статья 11-1. Поставщик нефти
Поставщиком нефти является юридическое лицо, поставляющее производителю нефтепродуктов, а также нефтеперерабатывающим заводам, расположенным за пределами Республики Казахстан, самостоятельно добытые, полученные Республикой Казахстан в качестве налогов, уплачиваемых в натуральной форме в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, самостоятельно ввезенные (в том числе импортированные) на территорию Республики Казахстан и (или) приобретенные непосредственно у взаимосвязанного недропользователя и (или) у лица, осуществившего ввоз (в том числе импорт) на территорию Республики Казахстан, сырую нефть и (или) газовый конденсат и осуществляющее реализацию нефтепродуктов, полученных в результате переработки такой нефти и (или) газового конденсата на условиях, установленных настоящим Законом.
Поставщиком нефти также является юридическое лицо, поставляющее производителю нефтепродуктов (за исключением производителя нефтепродуктов малой мощности) продукты переработки сырой нефти или газового конденсата, самостоятельно ввезенные (в том числе импортированные) на территорию Республики Казахстан и (или) которые были приобретены у лица, осуществившего их ввоз (в том числе импорт) на территорию Республики Казахстан, и (или) получены недропользователем в результате переработки самостоятельно добытой сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) приобретены непосредственно у взаимосвязанного недропользователя, который получил их в результате переработки самостоятельно добытой сырой нефти и (или) газового конденсата.
Для целей настоящего Закона поставщиком нефти признается лицо, взаимосвязанное с недропользователем, при соблюдении не менее чем одного из следующих условий:
поставщику нефти принадлежат пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) в недропользователе;
недропользователю принадлежат пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) в поставщике нефти;
поставщик нефти и недропользователь контролируются лицом, которому принадлежат пятьдесят и более процентов акций (долей участия в уставном капитале) в поставщике нефти и недропользователе.
Статья 12. Обязанности производителей нефтепродуктов
1. Производители нефтепродуктов обязаны:
1) осуществлять реализацию нефтепродуктов на условиях равнодоступности и недискриминации, если иное не предусмотрено настоящим Законом;
2) до начала осуществления производства нефтепродуктов направить в соответствующее территориальное подразделение уполномоченного органа в области оборота нефтепродуктов заявку на присвоение персонального идентификационного номера-кода в соответствии с правилами, утверждаемыми уполномоченным органом в области оборота нефтепродуктов;
3) производить и осуществлять оптовую реализацию нефтепродуктов с учетом требований настоящего Закона;
4) Исключен Законом РК от 30.12.2021 № 96-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
5) Исключен Законом РК от 30.12.2021 № 96-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
6) представлять на утверждение уполномоченному органу в области производства нефтепродуктов годовой график проведения планово-предупредительных работ технологических установок и соблюдать данный график;
7) представлять в уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов первичные статистические данные или первичные административные данные, необходимые для ведомственного статистического наблюдения или административного учета;
8) предоставлять поставщикам нефти равные условия доступа к переработке сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки;
9) Исключен Законом РК от 30.12.2021 № 96-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
10) обеспечить равный доступ поставщикам нефти, а также приобретать, принимать на переработку сырую нефть, газовый конденсат, продукты переработки (за исключением производителей нефтепродуктов малой мощности) при наличии документов, подтверждающих их происхождение, указанных в части второй пункта 5 статьи 18 настоящего Закона;
11) вести учет объемов технологического топлива, используемого для технологических нужд;
12) приобретать у поставщиков нефти технологическое топливо, получаемое при переработке давальческого сырья и используемое для технологических нужд.
2. Обязанности, предусмотренные в подпунктах 6), 8), 11) и 12) пункта 1 настоящей статьи, не распространяются на производителей нефтепродуктов малой мощности.
3. Производителям нефтепродуктов запрещается:
1) реализовывать сырую нефть и (или) газовый конденсат, и (или) продукты переработки полученные (приобретенные) с целью их переработки;
2) осуществлять производство бензина и дизельного топлива с использованием металлосодержащих присадок (железо, марганец, свинец и другие, кроме антистатических присадок для дизельного топлива);
2-1) осуществлять реализацию и (или) отгрузку некондиционных нефтепродуктов;
3) использовать одно и то же оборудование для производства нефтепродуктов двумя и более производителями нефтепродуктов;
4) приобретать, а также принимать на переработку сырую нефть и (или) газовый конденсат, и (или) продукты переработки; при отсутствии документов, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 5 статьи 18 настоящего Закона;
4-1) осуществлять производство нефтепродуктов без утвержденного в установленном порядке паспорта производства;
5) останавливать работу технологических установок, используемых для производства нефтепродуктов, без согласования с уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов, за исключением случаев необходимости немедленного предотвращения аварийной ситуации;
6) осуществлять производство нефтепродуктов, за исключением дорожного битума, без оснащения резервуаров контрольными приборами учета либо с неисправными контрольными приборами учета и (или) контрольными приборами учета, не осуществляющими автоматизированную передачу информации об объемах производства нефтепродуктов уполномоченному органу в области оборота, а также уполномоченному органу в области производства нефтепродуктов;
7) осуществлять реализацию (отгрузку) отдельных видов нефтепродуктов, за исключением дорожного битума, с резервуаров производственного объекта производителя нефтепродуктов без перемещения нефтепродуктов через контрольные приборы учета.
4. Запрет, предусмотренный подпунктом 5) пункта 3 настоящей статьи, не распространяется на производителей нефтепродуктов малой мощности.
Статья 13. Требования, обеспечивающие безопасность в области производства и оборота нефтепродуктов
1. Производство и оборот нефтепродуктов должны обеспечивать безопасность для жизни и здоровья человека и окружающей среды в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Объектами технического регулирования и стандартизации в области производства и оборота нефтепродуктов являются нефтепродукты, а также процессы их производства, хранения, транспортировки, реализации, уничтожения и утилизации.
3. Оборудование и технические средства, используемые при производстве и обороте нефтепродуктов, должны соответствовать требованиям законодательства Республики Казахстан в области безопасности машин и оборудования, а также техническим регламентам.
4. При проектировании и строительстве объектов по переработке, транспортировке и распределению нефтепродуктов должны соблюдаться требования экологического законодательства Республики Казахстан, а также законодательства Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, о гражданской защите и учитываться риски возникновения чрезвычайных ситуаций.
Статья 14. Государственное регулирование цен на нефтепродукты
1. В целях обеспечения экономической безопасности в Республике Казахстан может устанавливаться государственное регулирование цен на розничную реализацию нефтепродуктов через стационарные автозаправочные станции и на оптовую реализацию нефтепродуктов, предназначенных для реализации на стационарных автозаправочных станциях, имеющих важное социальное значение, а также оказывающих существенное влияние на экономику Республики Казахстан, в порядке, утвержденном уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов.
2. Уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов по согласованию с уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий, устанавливает предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов через стационарные автозаправочные станции и на оптовую реализацию нефтепродуктов, предназначенных для реализации на стационарных автозаправочных станциях, на которые установлено государственное регулирование цен.
3. Лица, осуществляющие розничную реализацию нефтепродуктов через стационарные автозаправочные станции, обязаны не превышать установленные предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен.
Лица, осуществляющие оптовую реализацию нефтепродуктов для стационарных автозаправочных станций, обязаны не превышать установленные предельные цены на оптовую реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен.
4. В случаях государственного регулирования цен на розничную реализацию нефтепродуктов через стационарные автозаправочные станции и на оптовую реализацию нефтепродуктов, предназначенных для реализации на стационарных автозаправочных станциях, предельные цены устанавливаются не более одного раза в месяц.
Статья 15. Текущий счет для финансирования инвестиционной программы
Сноска. Статья 15 Исключена Законом Республики Казахстан от 30.12.2021 года № 96-VII ЗРК (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 16. Декларирование оборота нефтепродуктов и результаты камерального контроля
1. Лица, осуществляющие производство и (или) реализацию нефтепродуктов, обязаны представлять уполномоченному органу в области оборота нефтепродуктов декларации по обороту нефтепродуктов.
2. На основании деклараций по обороту нефтепродуктов, сопроводительных накладных на товары и данных контрольных приборов учета уполномоченный орган в области оборота нефтепродуктов и (или) его территориальные подразделения проводят камеральный контроль. В случае осуществления розничной реализации с автозаправочных станций передвижного типа камеральный контроль проводится на основании деклараций по обороту нефтепродуктов и сопроводительных накладных на товары.
3. В случаях выявления по результатам камерального контроля в области государственного регулирования производства и оборота нефтепродуктов расхождений в течение десяти рабочих дней со дня выявления такого нарушения лицу, осуществляющему производство и (или) реализацию нефтепродуктов, вручается уведомление.
В уведомлении указываются фамилия, имя, отчество (при его наличии) или полное наименование лица, осуществляющего производство и (или) реализацию нефтепродуктов, идентификационный номер, наименование органа налоговой службы, дата уведомления, основание для направления уведомления, порядок обжалования.
4. Уведомление должно быть вручено лицу, осуществляющему производство и (или) реализацию нефтепродуктов, или его представителю лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт отправки и получения.
Уведомление, направленное по почте заказным письмом с уведомлением либо в электронном виде посредством электронных каналов связи, обеспечивающих гарантированную доставку сообщений, считается врученным со дня получения ответа почтовой или иной организацией связи либо по истечении пяти рабочих дней со дня направления уведомления в электронном виде.
Исполнение уведомления осуществляется лицом, осуществляющим производство и (или) реализацию нефтепродуктов, в течение тридцати календарных дней со дня, следующего за днем вручения (получения).
Статья 17. Уведомление о начале или прекращении деятельности оптовых поставщиков нефтепродуктов, связанной с оптовыми поставками нефтепродуктов
1. Оптовые поставщики нефтепродуктов до начала или прекращения осуществления деятельности, связанной с оптовыми поставками нефтепродуктов, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов в порядке, установленном Законом Республики Казахстан "О разрешениях и уведомлениях".
2. Оптовые поставщики нефтепродуктов должны отвечать следующим требованиям:
1) владеть на праве собственности или иных законных основаниях базой нефтепродуктов.
Договор аренды базы нефтепродуктов должен заключаться на срок не менее одного года;
2) исключен Законом РК от 27.12.2017 № 126-VI (вводится в действие с 01.01.2018).
3) в случаях реализации авиационного топлива и (или) оптовой реализации нефтепродуктов производителями нефтепродуктов, поставщиками нефти и импорта нефтепродуктов владеть на праве собственности или иных законных основаниях базой нефтепродуктов или резервуаром;
4) для оптовых поставщиков, находящихся в реестре оптовых поставщиков нефтепродуктов, владеть на праве собственности или иных законных основаниях резервуаром на базе нефтепродуктов.
3. В случае прекращения права владения и (или) пользования базой нефтепродуктов оптовый поставщик нефтепродуктов подает уведомление о прекращении осуществления деятельности, связанной с оптовыми поставками нефтепродуктов.
4. Уполномоченный орган ведет реестр оптовых поставщиков нефтепродуктов и вносит в него изменения и дополнения.
5. Исключен Законом РК от 09.04.2016 № 500-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
6. Осуществление оптовыми поставщиками нефтепродуктов деятельности, связанной с оптовыми поставками нефтепродуктов, без подачи уведомления о начале такой деятельности влечет ответственность, установленную Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Статья 18. Особенности государственного регулирования переработки сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки и поставки нефтепродуктов
1. План переработки нефти, продуктов переработки для производителей нефтепродуктов, за исключением производителей нефтепродуктов малой мощности, на предстоящий календарный год утверждается уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов ежегодно не позднее 15 декабря в целях обеспечения максимальной загрузки мощностей производителей нефтепродуктов и удовлетворения потребностей внутреннего рынка Республики Казахстан в нефтепродуктах.
2. План переработки нефти и (или) продуктов переработки определяет объем сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки, который производитель нефтепродуктов обязан ежемесячно перерабатывать для производства соответствующих видов нефтепродуктов в течение календарного года с учетом прогнозируемого потребления нефтепродуктов на внутреннем рынке Республики Казахстан.
3. План переработки нефти и (или) продуктов переработки формируется с учетом обеспечения нефтепродуктами производителей сельскохозяйственной продукции в периоды весенне-полевых и уборочных работ, а также теплоснабжающих организаций на отопительный период.
4. Поставщики нефти ежегодно не позднее 30 ноября направляют в уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов заявки на поставку сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки с указанием планируемых объемов, сроков поставок сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки и направления поставок произведенных нефтепродуктов по областям, городам республиканского значения, столице на предстоящий календарный год.
5. Поставщики нефти вправе приобретать и (или) поставлять производителям нефтепродуктов сырую нефть и (или) газовый конденсат, и (или) продукты переработки (за исключением производителей нефтепродуктов малой мощности) при наличии документов, подтверждающих их происхождение.
К документам, подтверждающим происхождение, относятся:
1) документ, подтверждающий качество (паспорт качества) сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки;
2) договор купли-продажи и (или) передачи сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки с указанием наименования месторождения и наименования производителя нефтепродуктов, которому предоставляется для переработки сырая нефть и (или) газовый конденсат (в случае реализации производителю нефтепродуктов);
3) перевозочные документы, выданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан об автомобильном транспорте, о железнодорожном транспорте, о внутреннем водном транспорте, о магистральном трубопроводе и налоговым законодательством Республики Казахстан.
Документы, указанные в части второй настоящего пункта, предоставляются на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа.
6. С учетом заявок, указанных в пункте 4 настоящей статьи, уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов утверждает для поставщиков нефти график поставок сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки, в котором указываются объемы и сроки поставок сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки производителям нефтепродуктов, а также нефтеперерабатывающим заводам, расположенным за пределами Республики Казахстан, в целях обеспечения плана переработки нефти и (или) продуктов переработки. График поставок сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки на предстоящий календарный год утверждается уполномоченным органом в области производства нефтепродуктов ежегодно до 15 декабря и доводится до сведения поставщиков нефти и производителей нефтепродуктов в течение десяти календарных дней со дня его утверждения. Поставщики нефти обязаны осуществлять поставки сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки в соответствии с утвержденным графиком поставок сырой нефти и (или) газового конденсата.
7. Уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов ежемесячно не позднее 25 числа месяца, предшествующего планируемому, утверждает план поставок нефтепродуктов на предстоящий календарный месяц и публикует его на своем интернет-ресурсе.
В плане поставок нефтепродуктов указывается:
1) перечень поставщиков нефти и производителей нефтепродуктов, за исключением производителей нефтепродуктов малой мощности;
2) объемы каждого вида нефтепродуктов, которые каждый поставщик нефти и производитель нефтепродуктов, за исключением производителей нефтепродуктов малой мощности, обязаны поставить на внутренний рынок Республики Казахстан в предстоящем календарном месяце:
в рамках прямых поставок;
через товарные биржи в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах;
3) объемы каждого вида нефтепродуктов, которые каждый поставщик нефти и производитель нефтепродуктов, за исключением производителей нефтепродуктов малой мощности, вправе на условиях, установленных настоящим Законом, реализовать по своему усмотрению на территории Республики Казахстан либо за ее пределы в предстоящем календарном месяце.
8. Поставщики нефти и производители нефтепродуктов, за исключением производителей нефтепродуктов малой мощности, обязаны осуществлять поставки нефтепродуктов, произведенных из принадлежащих им на праве собственности или иных законных основаниях сырой нефти и (или) газового конденсата, в соответствии с планом поставок нефтепродуктов.
Лица, осуществившие приобретение нефтепродуктов в рамках плана поставок нефтепродуктов для целей их дальнейшей реализации, обязаны реализовывать приобретенные нефтепродукты исключительно на внутреннем рынке Республики Казахстан в соответствии с требованиями настоящего Закона.
8-1. Единый оператор по поставке нефтепродуктов обязан осуществлять поставку нефтепродуктов в соответствии с правилами поставки нефтепродуктов единым оператором по поставке нефтепродуктов Вооруженным Силам Республики Казахстан, Пограничной службе Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, Национальной гвардии Республики Казахстан, уполномоченному органу в сфере гражданской защиты, уполномоченному органу в области государственного материального резерва, включающими в том числе порядок ценообразования.
9. Условием заключения договора о переработке сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки производителем нефтепродуктов с поставщиками нефти является предоставление нотариально засвидетельствованной копии договора, указанного в подпункте 3) пункта 5 настоящей статьи.
10. Поставщики нефти представляют в уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов отчет об исполнении графика поставок сырой нефти и (или) газового конденсата, и (или) продуктов переработки и плана поставок нефтепродуктов, производимых в Республике Казахстан.
10-1. Положения, предусмотренные пунктами 7 и 8 настоящей статьи, не распространяются на поставки мазута.
11. Производители нефтепродуктов обязаны представлять в уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов сведения по форме административного учета, необходимые для мониторинга производства и реализации нефтепродуктов.
12. Поставщик нефти вправе возместить производителю сумму расходов по исполнению производителем налогового обязательства по уплате акциза, исчисленного в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, по продуктам переработки из давальческого сырья, если такое возмещение предусмотрено условиями договора между поставщиком и производителем.
13. Действовал с 01.01.2018 до 31.12.2020 в соответствии с Законом РК от 02.01.2021 № 399-VI.
14. Поставщик нефти реализует производителю нефтепродуктов технологическое топливо, полученное в результате переработки принадлежащего такому поставщику нефти давальческого сырья.
При этом поставщик нефти возмещает производителю нефтепродуктов расходы, связанные с приобретением технологического топлива, использованного для технологических нужд при переработке давальческого сырья, в порядке и на условиях, установленных договором между поставщиком нефти и производителем нефтепродуктов.
Статья 19. Условия оборота нефтепродуктов
1. На территории Республики Казахстан запрещаются ввоз и реализация бензина и дизельного топлива, включающих металлосодержащие присадки (железо, марганец, свинец и другие, кроме антистатических присадок для дизельного топлива), и некондиционных нефтепродуктов, в том числе их хранение без дальнейшей переработки.
Положения настоящего пункта не распространяются на случаи реализации технологического топлива производителю нефтепродуктов для технологических нужд.
2. Реализация нефтепродуктов с учетом требований настоящего Закона допускается:
1) производителями нефтепродуктов – с резервуаров и (или) автозаправочных станций;
2) поставщиками нефти – с эстакад налива нефтепродуктов производственных объектов производителей нефтепродуктов, а также с резервуаров баз нефтепродуктов и (или) автозаправочных станций;
3) импортерами – с резервуаров баз нефтепродуктов и (или) автозаправочных станций;
4) оптовыми поставщиками нефтепродуктов – с резервуаров баз нефтепродуктов и (или) автозаправочных станций;
5) розничными реализаторами нефтепродуктов – с резервуаров баз нефтепродуктов и (или) автозаправочных станций.
Положения части первой настоящего пункта не распространяются на реализацию дорожного битума.
3. Реализация, отгрузка и (или) транспортировка и прокачка нефтепродуктов осуществляются с обязательным перемещением нефтепродуктов через контрольные приборы учета:
1) резервуаров – производителями нефтепродуктов, поставщиками нефти, оптовыми поставщиками нефтепродуктов, импортерами, розничными реализаторами нефтепродуктов.
Поставщики нефти, осуществляющие реализацию нефтепродуктов, полученных в результате переработки принадлежащих им сырой нефти и (или) газового конденсата, с эстакад налива нефтепродуктов производственного объекта производителя нефтепродуктов, перемещают такие нефтепродукты через контрольные приборы учета производителя нефтепродуктов в процессе налива в автомобильные и (или) железнодорожные цистерны либо прокачки, транспортировки в резервуар или автозаправочную станцию поставщика нефти.
Импортеры, а также поставщики нефти, осуществляющие реализацию нефтепродуктов, полученных в результате переработки принадлежащих им сырой нефти и (или) газового конденсата нефтеперерабатывающими заводами, расположенными за пределами Республики Казахстан, осуществляют реализацию нефтепродуктов с резервуаров и (или) автозаправочных станций, расположенных на территории Республики Казахстан, с обязательным перемещением нефтепродуктов через контрольные приборы учета;
Реализация, отгрузка и (или) транспортировка, а также прокачка нефтепродуктов с баз нефтепродуктов осуществляются без применения контрольных приборов учета, при этом хранение нефтепродуктов в резервуарах баз нефтепродуктов осуществляется с обязательным оснащением контрольными приборами учета;
2) автозаправочных станций (за исключением автозаправочных станций передвижного типа) – производителями нефтепродуктов, поставщиками нефти, оптовыми поставщиками нефтепродуктов, импортерами, розничными реализаторами нефтепродуктов.
Реализация, отгрузка и (или) транспортировка и прокачка мазута осуществляются без применения контрольных приборов учета, за исключением случаев его отгрузки и (или) реализации с производственных объектов производителя нефтепродуктов. При этом реализация поставщиком нефти технологического топлива производителю нефтепродуктов для технологических нужд осуществляется без применения контрольных приборов учета.
Реализация нефтепродуктов, находящихся в емкостях для хранения нефтепродуктов автозаправочных станций (за исключением автозаправочных станций передвижного типа) и (или) баз нефтепродуктов, осуществляемая в связи со сменой собственника и (или) владельца (арендатора) таких автозаправочных станций и (или) баз нефтепродуктов, допускается без слива (отгрузки) нефтепродуктов с таких емкостей.
Реализация, отгрузка и (или) транспортировка, прокачка дорожного битума осуществляются без применения контрольных приборов учета.
Реализация нефтепродуктов через товарные биржи в соответствии с правилами биржевой торговли может осуществляться без слива (отгрузки) нефтепродуктов с соответствующих резервуаров для хранения нефтепродуктов.
3-1. Поставщики нефти вправе осуществлять реализацию нефтепродуктов с эстакад налива нефтепродуктов производственного объекта производителя нефтепродуктов.
Передача нефтепродуктов, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, производителем нефтепродуктов поставщику нефти осуществляется путем налива в автомобильные и (или) железнодорожные цистерны либо прокачки, транспортировки в резервуар или на автозаправочную станцию поставщика нефти, принадлежащие ему на праве собственности или иных законных основаниях, и подтверждается документально актами приема-передачи.
4. Пункт 4 действовал с 01.01.2018 до 31.12.2020 в соответствии с Законом РК от 30.12.2021 № 96-VII.
4-1. Правом реализации нефтепродуктов за пределы территории Республики Казахстан обладают исключительно производители нефтепродуктов и поставщики нефти.
При этом лица, указанные в части первой настоящего пункта, вправе осуществлять реализацию за пределы территории Республики Казахстан только нефтепродуктов, произведенных из принадлежащих им на праве собственности или иных законных основаниях сырой нефти и (или) газового конденсата, в объемах, не превышающих указанные в плане поставок нефтепродуктов.
Иные лица не вправе осуществлять реализацию нефтепродуктов за пределы территории Республики Казахстан.
Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на поставки мазута.
4-2. Реализация нефтепродуктов и (или) продуктов переработки осуществляется субъектами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, при наличии следующих документов, подтверждающих их происхождение:
1) документ, подтверждающий качество (паспорт качества);
2) договор купли-продажи и (или) поставки нефтепродуктов и (или) продуктов переработки;
3) перевозочные документы, выданные в соответствии с законодательством Республики Казахстан об автомобильном транспорте, о железнодорожном транспорте, о внутреннем водном транспорте, о магистральном трубопроводе и налоговым законодательством Республики Казахстан.
Документы, указанные в части первой настоящего пункта, представляются на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа.
5. Исключен Законом РК от 09.04.2016 № 500-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 20. Условия транспортировки сырой нефти, газового конденсата и нефтепродуктов железнодорожным, автомобильным, морским, внутренним водным и воздушным транспортом
При импорте нефтепродуктов на территорию Республики Казахстан сопроводительная накладная на товары оформляется получателем.
Для целей настоящего пункта получателем признается:
1) юридическое лицо, являющееся покупателем нефтепродуктов, филиал данного юридического лица, указанный им в качестве получателя;
2) юридическое лицо, его филиал, являющиеся получателями нефтепродуктов при внутреннем перемещении;
3) физическое лицо, являющееся покупателем нефтепродуктов, в том числе при внутреннем перемещении нефтепродуктов.
Внутренним перемещением признается перемещение, связанное с транспортировкой нефтепродуктов внутри объектов деятельности одного физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, или юридического лица.
Сопроводительная накладная на товары оформляется в электронном виде посредством интернет-ресурса.
3. Документы, связанные с транспортировкой сырой нефти, газового конденсата, продуктов переработки и нефтепродуктов трубопроводом, железнодорожным, автомобильным, морским, внутренним водным и воздушным транспортом, должны соответствовать требованиям, установленным для перевозки опасных грузов для каждого вида транспорта.
4. Конструкция и условия эксплуатации средств хранения и транспортировки сырой нефти, газового конденсата и нефтепродуктов трубопроводом, железнодорожным, автомобильным, морским, внутренним водным и воздушным транспортом должны соответствовать требованиям технических регламентов.
Статья 21. Условия оптовой реализации нефтепродуктов
1. Оптовая реализация нефтепродуктов допускается только производителями нефтепродуктов, поставщиками нефти, импортерами, а также оптовыми поставщиками нефтепродуктов.
2. Оптовая реализация нефтепродуктов оптовыми поставщиками нефтепродуктов осуществляется только при условии их внесения в реестр оптовых поставщиков нефтепродуктов в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
3. Производитель нефтепродуктов, поставщик нефти, импортер вправе осуществлять оптовую реализацию нефтепродуктов только оптовым поставщикам нефтепродуктов и (или) розничным реализаторам нефтепродуктов.
Положение части первой настоящего пункта не распространяется на случаи реализации поставщиком нефти мазута и дорожного битума, являющихся продуктами переработки собственного давальческого сырья, другому поставщику нефти в резервуаре производственного объекта производителя нефтепродуктов.
Производители нефтепродуктов и поставщики нефти ежегодно в период с 1 марта по 31 мая и с 1 июля по 30 сентября обязаны поставлять объемы нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен, в адрес стационарных автозаправочных станций в соответствии с планом поставок нефтепродуктов.
4. Оптовые поставщики нефтепродуктов, приобретающие нефтепродукты у производителей нефтепродуктов, поставщиков нефти, импортеров, а также структурных подразделений уполномоченного органа в области государственного материального резерва (при выпуске нефтепродуктов из государственного материального резерва), вправе осуществлять оптовую реализацию нефтепродуктов только розничным реализаторам нефтепродуктов или конечным потребителям.
Оптовые поставщики нефтепродуктов не вправе осуществлять реализацию нефтепродуктов другим оптовым поставщикам нефтепродуктов.
5. Импортеры до начала осуществления ввоза (в том числе импорта) нефтепродуктов должны направить в соответствующее территориальное подразделение уполномоченного органа в области оборота нефтепродуктов заявку на присвоение персонального идентификационного номера-кода в порядке, определяемом уполномоченным органом в области оборота нефтепродуктов.
6. Оптовые поставщики нефтепродуктов обязаны осуществлять хранение нефтепродуктов, за исключением дорожного битума, только в резервуарах баз нефтепродуктов и (или) на автозаправочных станциях с обязательным оснащением контрольными приборами учета.
7. Оптовая реализация нефтепродуктов, осуществляемая производителями, поставщиками нефти, импортерами, оптовыми поставщиками нефтепродуктов в нарушение порядка, предусмотренного настоящей статьей, запрещена.
8. Исключен Законом РК от 30.12.2021 № 96-VII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
9. К оптовой реализации нефтепродуктов не относится реализация нефтепродуктов, находящихся в емкостях для хранения нефтепродуктов автозаправочных станций (за исключением автозаправочных станций передвижного типа) и (или) баз нефтепродуктов, осуществляемая розничными реализаторами нефтепродуктов в связи со сменой собственника и (или) владельца (арендатора) таких автозаправочных станций и (или) баз нефтепродуктов.
10. Положения части первой пункта 3 и пункта 4 настоящей статьи не распространяются на реализацию нефтепродуктов через товарные биржи в соответствии с правилами биржевой торговли.
Статья 22. Условия розничной реализации нефтепродуктов
1. Розничная реализация нефтепродуктов допускается производителями нефтепродуктов, поставщиками нефти, импортерами, оптовыми поставщиками нефтепродуктов, а также розничными реализаторами нефтепродуктов.
Розничные реализаторы нефтепродуктов, приобретающие нефтепродукты у производителей нефтепродуктов, поставщиков нефти, оптовых поставщиков нефтепродуктов и (или) импортеров, а также у структурных подразделений уполномоченного органа в области государственного материального резерва (при выпуске нефтепродуктов из государственного материального резерва), обязаны осуществлять реализацию нефтепродуктов только конечным потребителям, за исключением случая реализации нефтепродуктов, находящихся в емкостях для хранения нефтепродуктов автозаправочных станций (за исключением автозаправочных станций передвижного типа) и (или) баз нефтепродуктов, осуществляемой розничными реализаторами нефтепродуктов в связи со сменой собственника и (или) владельца (арендатора) таких автозаправочных станций и (или) баз нефтепродуктов.
Допускается реализация (отгрузка) нефтепродуктов владельцем автозаправочной станции любого вида по договору поручения в интересах розничного реализатора нефтепродуктов.
Обязанность по оформлению, отправке, подтверждению, отклонению, отзыву, возврату и аннулированию сопроводительных накладных на товары в таком случае возлагается на доверителя.
2. Розничная реализация нефтепродуктов с автозаправочных станций контейнерного типа допускается в населенных пунктах с численностью населения до десяти тысяч человек.
Розничная реализация нефтепродуктов с автозаправочных станций передвижного типа допускается только в следующих случаях:
на землях сельскохозяйственного назначения в местах сосредоточения сельскохозяйственной техники на полевых работах;
при заправке морского, внутреннего водного или воздушного транспорта.
3. Запрещается использование автозаправочных станций для хранения и (или) розничной реализации нефтепродуктов одновременно двумя и более лицами, осуществляющими розничную реализацию нефтепродуктов.
4. Исключен Законом РК от 09.04.2016 № 500-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
Статья 23. Мониторинг производства и реализации нефтепродуктов
1. Уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов осуществляет мониторинг, который включает:
1) мониторинг объемов производимых в Республике Казахстан нефтепродуктов по их видам;
2) мониторинг реализации нефтепродуктов в Республике Казахстан, в том числе экспорта и импорта нефтепродуктов;
3) мониторинг оптовых и розничных цен на нефтепродукты, производимые в Республике Казахстан;
3-1) мониторинг объемов нефтепродуктов на базах нефтепродуктов, расположенных на территории Республики Казахстан;
4) мониторинг потребностей областей, городов республиканского значения и столицы в нефтепродуктах.
2. Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы ежегодно представляют в уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов прогноз по потреблению нефтепродуктов.
3. Оптовые поставщики нефтепродуктов представляют в уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов сведения о реализации нефтепродуктов, в том числе нефтепродуктов, импортированных на территорию Республики Казахстан.
4. На основе данных мониторинга производства и реализации нефтепродуктов уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов:
1) составляет прогноз баланса потребления, производства и реализации нефтепродуктов на территории Республики Казахстан на предстоящий календарный год;
2) утверждает планы переработки нефти;
3) утверждает для недропользователей графики поставок сырой нефти и (или) газового конденсата производителям нефтепродуктов для обеспечения потребностей внутреннего рынка Республики Казахстан;
4) утверждает планы поставок нефтепродуктов.
5) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
6) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
5. Владельцы баз нефтепродуктов предоставляют в уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов информацию по поступлению, отгрузке и наличию на хранении нефтепродуктов.
Статья 24. Особенности государственного регулирования оборота нефтепродуктов, связанные с обеспечением производителей сельскохозяйственной продукции нефтепродуктами в периоды весенне-полевых и уборочных работ и теплоснабжающих организаций в отопительный период
1. Уполномоченный орган в области развития агропромышленного комплекса ежегодно совместно с местными исполнительными органами областей с учетом ожидаемых объемов сельскохозяйственных работ вносит в уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов предложение об объеме поставок нефтепродуктов производителям сельскохозяйственной продукции для учета таких объемов в планах переработки нефти.
2. Уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов учитывает объемы нефтепродуктов, необходимые для поставок производителям сельскохозяйственной продукции, в планах переработки нефти.
3. Уполномоченный орган в области производства нефтепродуктов учитывает в планах переработки нефти объемы нефтепродуктов, представленные местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы, необходимые для поставок теплоснабжающим организациям на отопительный период в предстоящем году.
4. Лица, осуществляющие розничную реализацию нефтепродуктов, ежегодно в период с 1 марта по 31 мая и с 1 августа по 31 октября обязаны отдавать приоритет при реализации нефтепродуктов производителям сельскохозяйственной продукции, а с 31 октября по 1 марта – теплоснабжающим организациям.
Статья 25. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов
Нарушение законодательства Республики Казахстан о государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Статья 26. Порядок введения в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования, за исключением:
1) пункта 1, подпункта 1) пункта 2, пунктов 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9 статьи 17 и части первой пункта 1 статьи 21, которые вводятся в действие по истечении шести месяцев после его первого официального опубликования;
2) подпунктов 6) и 7) пункта 3 статьи 12 и подпункта 1) пункта 3 статьи 19, которые для производителей нефтепродуктов вводятся в действие с 1 января 2017 года, для оптовых поставщиков нефтепродуктов, импортеров, поставщиков нефти – с 1 января 2019 года
3) подпункта 2) пункта 3 статьи 19, который вводится в действие:
с 1 января 2019 года – для автозаправочных станций, расположенных на территориях столицы, городов республиканского, областного и районного значения;
с 1 января 2021 года – для автозаправочных станций, не указанных в абзаце втором настоящего подпункта.
2. До 1 января 2015 года в подпункте 26) статьи 1 настоящего Закона слова "контрольными приборами учета" считать словами "средствами измерения, обеспечивающими учет нефтепродуктов".
3. До 1 января 2013 года в части второй пункта 3 статьи 16 настоящего Закона слова "идентификационный номер" считать словами "регистрационный номер налогоплательщика".
4. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 7 апреля 2003 года "О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 6, ст. 33; 2004 г., № 23, ст. 142; 2006 г., № 15, ст. 95; № 24, ст. 148; 2007 г., № 19, ст. 148; 2010 г., № 20-21, ст. 119; № 22, ст. 128).
Президент
Республики Казахстан Н. Назарбаев