Об игорном бизнесе

Закон Республики Казахстан от 12 января 2007 года N 219

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) аппаратно-программный комплекс – совокупность программных и технических средств, обеспечивающих информационные процессы;

2) пари - основанное на риске соглашение, заключенное участниками между собой либо с организатором игорного бизнеса, на исход события, предполагающий выигрыш, в котором они не принимают участия;

2-1) оборудование для организации и проведения пари – устройства, используемые для организации и проведения пари, позволяющие участникам пари наблюдать развитие и исход события, на результат которого ими были сделаны ставки;

2-2) бенефициарный собственник – физическое лицо:

которому прямо или косвенно принадлежат более двадцати пяти процентов долей участия в уставном капитале либо размещенных (за вычетом привилегированных и выкупленных обществом) акций юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица;

осуществляющее контроль над юридическим лицом или иностранной структурой без образования юридического лица иным образом;

в интересах которого юридическим лицом или иностранной структурой без образования юридического лица совершаются операции с деньгами и (или) иным имуществом;

3) букмекерская контора – организатор игорного бизнеса, заключающий пари с участниками;

3-1) единая система учета – совокупность программного обеспечения и технических средств, подключенных посредством сетей телекоммуникаций к аппаратно-программному комплексу букмекерской конторы и (или) тотализатора и обеспечивающих прием (осуществление) наличных и безналичных платежей, в том числе с использованием электронных денег, выплату выигрышей, а также осуществляющих персонифицированный сбор, обработку и хранение информации о каждом участнике пари, принятых ставках на пари (в том числе электронных) по каждому участнику пари, коэффициентах на варианты исхода пари, выигрышах и выплатах по ним и иные функции, предусмотренные настоящим Законом;

4) легитимационные знаки – фишки, жетоны определенного номинала и (или) электронные носители, заменяющие наличные деньги и используемые в игорных заведениях для участия в азартных играх в порядке, определенном правилами организатора игорного бизнеса;

4-1) интернет-казино – интернет-ресурс, реализующий возможность организации и проведения азартных игр в режиме реального времени посредством сети Интернет и (или) электронных денег и предусматривающий получение выигрыша;

5) казино - игорное заведение, в котором для организации и проведения азартных игр используются игровые столы;

6) касса казино или зала игровых автоматов – место в игорном заведении, специально оборудованное организатором игорного бизнеса, где осуществляются операции с деньгами, а также выдача и (или) возврат легитимационных знаков;

7) азартная игра – основанное на риске соглашение, предполагающее выигрыш, заключенное участниками между собой либо с организатором игорного бизнеса на исход события, в котором указанные лица принимают участие;

7-1) участник азартной игры и (или) пари - физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и (или) пари;

7-2) лицо, ограниченное в участии в азартных играх и (или) пари, – физическое лицо, которое вследствие злоупотребления азартными играми и (или) пари ограничено судом в дееспособности, а также гражданин Республики Казахстан, ограничивший себя от участия в азартных играх и (или) пари;

7-3) мерчент ID – уникальный набор символов, идентифицирующих иностранную компанию как получателя платежа и (или) перевода денег с использованием платежных систем;

8) обязательные резервы - деньги, принадлежащие организатору игорного бизнеса или заявителю на праве собственности, в том числе полученные в кредит и размещаемые в банках на территории Республики Казахстан на основании договора банковского вклада на условиях выдачи вклада по первому требованию (вклада до востребования) и используемые им в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом;

9) игровой автомат – игорное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр, выигрыш которого определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игорного оборудования, без участия организатора игорного бизнеса или его работников;

10) зал игровых автоматов - игорное заведение, в котором для организации и проведения азартных игр используются только игровые автоматы;

11) игорный бизнес - предпринимательская деятельность, связанная с организацией и проведением азартных игр и (или) пари;

12) организатор игорного бизнеса - юридическое лицо, осуществляющее организацию и проведение азартных игр и (или) пари в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан;

13) уполномоченный орган в сфере игорного бизнеса (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, определяемый Правительством Республики Казахстан, осуществляющий реализацию государственной политики и контроль в сфере игорного бизнеса;

14) игорное оборудование – устройства или приспособления, предназначенные и используемые для проведения азартных игр;

15) игорное заведение - здание, помещение, сооружение, в которых проводятся в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом, азартные игры, предусматривающие получение выигрыша;

15-1) игровая сессия – определяемый правилами организатора игорного бизнеса порядок взаимодействия участника азартной игры с организатором игорного бизнеса, завершающегося выявлением (фиксацией) выигрыша;

16) игровой стол - игорное оборудование, предназначенное для проведения азартных игр с участием игрока (игроков) и одним представителем казино;

17) исключен Законом РК от 24.04.2015 № 310-V (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования);

17-1) заявитель - юридическое лицо, обратившееся в уполномоченный орган с заявлением о выдаче лицензии на право занятия деятельностью в сфере игорного бизнеса в Республике Казахстан;

17-2) ставка - сумма денег, передаваемых участником азартной игры и (или) пари организатору игорного бизнеса и являющихся основным условием участия в азартной игре и (или) пари в соответствии с правилами, установленными организатором игорного бизнеса;

17-3) Исключен Законом РК от 08.07.2024 № 116-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

18) тотализатор – организатор игорного бизнеса, оказывающий посреднические услуги при заключении пари между его участниками;

19) касса тотализатора или букмекерской конторы – место, где осуществляются прием ставок на пари, выплата выигрыша по нему;

19-1) электронная касса тотализатора или букмекерской конторы - информационная система, посредством которой осуществляется прием (учет) ставок и производятся выплаты выигрышей с использованием информационно-коммуникационных сетей;

20) исключен Законом РК от 04.05.2009 N 157-IV (порядок введения в действие см. ст.2);

21) выигрыш – имущественная выгода, подлежащая обязательной выплате участнику азартной игры и (или) пари при наступлении результата азартной игры и (или) пари, предусмотренного правилами, установленными организатором игорного бизнеса;

22) электронное казино – заведение, использующее аппаратно-программный комплекс и (или) интернет-ресурс, реализующее возможность организации и проведения азартных игр в режиме реального времени посредством сети Интернет и (или) электронных денег и предусматривающее получение выигрыша.

Статья 1-1. Цель и задачи законодательства Республики Казахстан об игорном бизнесе

1. Целью законодательства Республики Казахстан об игорном бизнесе является регулирование общественных отношений, связанных с осуществлением деятельности в сфере игорного бизнеса, в интересах граждан, общества и государства.

2. Задачи законодательства Республики Казахстан об игорном бизнесе:

1) определение условий и порядка организации деятельности в сфере игорного бизнеса;

2) установление организационных основ государственного контроля и регулирования в сфере игорного бизнеса.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об игорном бизнесе

1. Законодательство Республики Казахстан об игорном бизнесе основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует правоотношения:

1) связанные с особенностями правового положения и деятельности организаторов игорного бизнеса;

2) возникающие между организатором игорного бизнеса и участниками азартных игр и (или) пари при проведении самой игры и (или) пари;

3) возникающие между организатором игорного бизнеса и уполномоченным органом.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на организацию и проведение лотерей, а также деятельность, связанную с оказанием услуг с использованием игровых автоматов без выигрыша, проведением спортивных мероприятий, в том числе боулинга (кегельбана), картинга, бильярда.

Статья 4. Основные принципы деятельности в сфере игорного бизнеса

Основными принципами осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса являются:

1) обеспечение защиты прав и законных интересов участников игорного бизнеса;

2) обеспечение законности осуществления своей деятельности организаторами игорного бизнеса.

Статья 5. Государственное регулирование в сфере игорного бизнеса

1. Государственное регулирование деятельности и контроль в сфере игорного бизнеса Республики Казахстан осуществляют Президент Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан, уполномоченный орган и иные государственные органы в пределах их компетенции.

2. Формами государственного регулирования деятельности в сфере игорного бизнеса являются:

1) определение порядка осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса;

2) осуществление лицензирования деятельности в сфере игорного бизнеса в Республике Казахстан;

3) осуществление государственного контроля над деятельностью в сфере игорного бизнеса.

Статья 6. Виды деятельности в сфере игорного бизнеса

1. В Республике Казахстан осуществляются следующие виды деятельности в сфере игорного бизнеса:

1) казино;

2) зал игровых автоматов;

3) букмекерская контора;

4) тотализатор.

2. На территории Республики Казахстан запрещаются:

1) осуществление не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи видов деятельности в сфере игорного бизнеса;

2) деятельность электронного казино и интернет-казино;

2-1) интернет-ресурсы иностранных букмекерских контор и тотализаторов, не имеющих лицензий на право занятия деятельностью в сфере игорного бизнеса в Республике Казахстан;

2-2) электронные кассы тотализатора или букмекерской конторы, кроме тех, которые зарегистрированы под доменными именами .KZ или .ҚАЗ и поставлены на регистрационный учет в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан;

3) организация и проведение азартных игр и (или) пари, предусматривающих прием ставок и (или) выдачу выигрыша в виде иного имущества, кроме денег, за исключением деятельности казино, где допускается выдача выигрыша в виде иного имущества;

4) установка и использование игорного оборудования в предпринимательских целях, за исключением мест, предусмотренных пунктом 1 статьи 11 настоящего Закона;

5) заключение пари, прием (учет) ставок на пари, выплата выигрыша по пари вне букмекерских контор и тотализаторов (касс букмекерских контор и (или) тотализаторов);

6) заключение пари, прием (учет) ставок, выплата выигрыша лицами, не являющимися организаторами игорного бизнеса, осуществляющими деятельность тотализатора или букмекерской конторы;

7) организация и проведение азартных игр и (или) пари под видом розыгрыша призов, направленных на стимулирование продаж товаров (работ, услуг);

8) организация и проведение пари на события, генерируемые программным обеспечением и (или) путем использования оборудования (механического, электрического, электронного или иного технического оборудования) и (или) любой визуализации события, кроме его непосредственной трансляции;

9) оказание услуг по осуществлению платежей в пользу иностранных организаторов игорного бизнеса, деятельность которых является незаконной на территории Республики Казахстан по решению уполномоченного органа в соответствии с настоящим Законом.

Статья 6-1. Перечень иностранных организаторов игорного бизнеса, деятельность которых является незаконной на территории Республики Казахстан

Уполномоченный орган ведет перечень иностранных организаторов игорного бизнеса, деятельность которых является незаконной на территории Республики Казахстан (далее – перечень), и размещает его на своем интернет-ресурсе.

Перечень включает данные мерчент ID иностранных организаторов игорного бизнеса, деятельность которых является незаконной на территории Республики Казахстан, и иные сведения, определяемые уполномоченным органом.

Поставщики платежных услуг считаются уведомленными о включении в перечень по истечении пяти рабочих дней со дня размещения такой информации на интернет-ресурсе уполномоченного органа.

Статья 7. Компетенция Правительства Республики Казахстан

Правительство Республики Казахстан разрабатывает основные направления государственной политики в сфере игорного бизнеса.

Статья 8. Компетенция уполномоченного органа и иных государственных органов

1. Уполномоченный орган:

1) формирует и реализует государственную политику в сфере игорного бизнеса;

2) осуществляет контроль за соблюдением организаторами игорного бизнеса законодательства Республики Казахстан об игорном бизнесе, а также за соблюдением законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

3) исключен Законом РК от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

4) исключен Законом РК от 08.07.2024 № 116-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

4-1) разрабатывает и утверждает правила функционирования единой системы учета и передачи информации, содержащейся в единой системе учета, иным лицам в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

4-2) разрабатывает и утверждает правила определения юридического лица, обеспечивающего функционирование единой системы учета, и предъявляемые к нему квалификационные требования по согласованию с уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сфере защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, уполномоченным органом в сфере информатизации и Национальным Банком Республики Казахстан;

4-3) устанавливает размер комиссии, взимаемой юридическим лицом, обеспечивающим функционирование единой системы учета, при выплате выигрышей участникам пари по согласованию с уполномоченным органом, осуществляющим руководство в сфере защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности;

4-4) определяет срок сотрудничества с юридическим лицом, обеспечивающим функционирование единой системы учета, условия его пролонгации или прекращения;

5) выдает лицензии на право занятия деятельностью в сфере игорного бизнеса в Республике Казахстан;

5-1) определяет юридическое лицо, обеспечивающее функционирование единой системы учета, в соответствии с утвержденными правилами и квалификационными требованиями;

6) ведет электронный реестр лицензиара;

7) исключен Законом РК от 29.12.2014 № 269-V (вводится в действие с 01.01.2015);

7-1) осуществляет сбор и анализ отчетности, представляемой организатором игорного бизнеса;

7-2) исключен Законом РК от 08.07.2024 № 116-VIII (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

7-3) осуществляет систематический сбор информации и анализ содержания интернет-ресурсов на предмет наличия признаков интернет-казино, иностранных букмекерских контор и (или) тотализаторов, не имеющих лицензий на право занятия деятельностью в сфере игорного бизнеса в Республике Казахстан, в порядке, им определяемом;

7-4) ведет реестр касс тотализаторов и букмекерских контор;

7-5) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в сфере деятельности игорного бизнеса в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

7-6) ведет список лиц, ограниченных в участии в азартных играх и (или) пари;

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

2. Иные государственные органы осуществляют государственное регулирование деятельности в сфере игорного бизнеса в пределах своей компетенции, установленной законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 9. Лицензирование деятельности в сфере игорного бизнеса

1. Лицензирование деятельности в сфере игорного бизнеса осуществляется в соответствии с настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

2. Деятельность в сфере азартных игр осуществляется на основании лицензии, выдаваемой заявителю на каждое игорное заведение сроком на десять лет.

Деятельность в сфере пари осуществляется на основании лицензии, выдаваемой заявителю на деятельность букмекерской конторы либо тотализатора сроком на десять лет.

3. Размер, порядок исчисления и уплаты лицензионного сбора, платы за пользование лицензиями на занятие отдельными видами деятельности определяются Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).

4. Данные о лицензиях вносятся в электронный реестр лицензиара.

Статья 10. Налогообложение организаторов игорного бизнеса и выигрышей

Налогообложение организаторов игорного бизнеса и выигрышей осуществляется в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

Статья 11. Месторасположение игорных заведений, букмекерских контор и тотализаторов (касс букмекерских контор и (или) тотализаторов)

1. Казино, залы игровых автоматов, букмекерские конторы и тотализаторы (кассы букмекерских контор и (или) тотализаторов) подлежат размещению в Алматинской области на побережье Капшагайского водохранилища и в Бурабайском районе Акмолинской области в пределах территорий, определяемых местными исполнительными органами.

Границы территорий для размещения казино, залов игровых автоматов, букмекерских контор и тотализаторов (касс букмекерских контор и (или) тотализаторов) определяются местными исполнительными органами по согласованию с уполномоченным органом.

Изменение границ территорий для размещения казино, залов игровых автоматов, букмекерских контор и тотализаторов (касс букмекерских контор и (или) тотализаторов) местными исполнительными органами, за исключением случаев необходимости защиты особо охраняемых природных территорий, жизни и здоровья людей, а также случаев угрозы уничтожения и порчи объектов историко-культурного наследия, обеспечения нужд обороны и национальной безопасности страны, запрещается.

2. Размещение казино, залов игровых автоматов, букмекерских контор и тотализаторов (касс букмекерских контор и (или) тотализаторов) на территории Республики Казахстан, за исключением территорий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, запрещается.

3. Казино, залы игровых автоматов, букмекерские конторы и тотализаторы (кассы букмекерских контор и (или) тотализаторов) должны располагаться в нежилых помещениях. Запрещается их размещение в нежилых помещениях жилых домов (жилых зданий), зданиях промышленных предприятий и их комплексов и других производственных, коммунальных и складских объектах, культовых зданиях (сооружениях), зданиях государственных органов и учреждений, организаций образования, здравоохранения, культуры, аэропортов, вокзалов, на станциях и остановках всех видов общественного транспорта городского и пригородного сообщения.

Организатору игорного бизнеса, осуществляющему деятельность букмекерской конторы и тотализатора, запрещается размещать вне касс букмекерских контор и (или) тотализаторов оборудование, позволяющее участникам пари наблюдать развитие и исход события, на результат которого ими были сделаны ставки, а также предоставлять участникам пари технические средства, включая услуги связи, для доступа к электронным кассам букмекерской конторы и (или) тотализатора или информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах.

4. Запрещаются предоставление здания, помещения или сооружения для открытия заведомо незаконного игорного заведения либо организации игорного бизнеса, а также предоставление игорного оборудования, оборудования для организации и проведения пари для осуществления (организации) заведомо незаконного игорного бизнеса.

Статья 12. Общие требования, предъявляемые к осуществлению деятельности в сфере игорного бизнеса

1. В одном казино должно быть установлено не менее тридцати игровых столов.

2. В зале игровых автоматов должно быть установлено не менее шестидесяти игровых автоматов.

3. Каждый игровой автомат должен соответствовать требованиям, установленным в отношении соответствующего игорного оборудования законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования.

4. Выплата выигрышей участникам азартных игр и (или) пари производятся организатором игорного бизнеса на основании предъявленного документа, удостоверяющего личность, в размере и сроки, которые предусмотрены правилами проводимых азартных игр и (или) пари, но не позднее трех календарных дней с момента подведения результатов данной азартной игры и (или) пари.

5. Запрещается монтаж игровых автоматов или их частей в стены, оконные и дверные проемы в казино и залах игровых автоматов.

6. Процент выигрыша, технологически заложенный в игровой автомат, должен быть не ниже девяноста пяти процентов.

7. Кассы и игровые места игорных заведений, букмекерских контор и тотализаторов должны быть оборудованы видеозаписывающими системами, обеспечивающими хранение записанной информации не менее семи суток и фиксирующими действия всех участников азартной игры и (или) пари.

7-1. Кассы букмекерских контор и (или) тотализаторов должны быть оснащены металлической дверью, бронированным стеклом и тревожной сигнализацией, подключенной к централизованному пульту частной охранной организации или дежурной части территориального органа внутренних дел.

8. При недостаточности денег в кассе или на счетах организатора игорного бизнеса для выплаты выигрыша участнику азартной игры и (или) пари организатор игорного бизнеса обязан воспользоваться обязательными резервами на недостающую сумму с учетом положений, установленных статьей 14 настоящего Закона.

9. Организатор игорного бизнеса, осуществляющий деятельность букмекерской конторы или тотализатора, обязан посредством аппаратно-программного комплекса и оборудования для организации и проведения пари осуществлять и обеспечивать прием, единый учет общей суммы сделанных ставок, обработку ставок участников пари и выплаты выигрыша.

10. Организатор игорного бизнеса, осуществляющий деятельность букмекерской конторы, самостоятельно определяет события, на исход которых заключается пари.

11. Организатор игорного бизнеса, осуществляющий деятельность тотализатора, принимает ставки на предстоящие реальные события, происходящие в рамках конно-спортивных соревнований (конных скачек, бегов) и (или) собачьих бегов.

12. Букмекерская контора или тотализатор принимает ставки через соответствующую кассу букмекерской конторы или тотализатора и (или) электронную кассу букмекерской конторы или тотализатора. Букмекерская контора или тотализатор не вправе принимать ставки за счет денег, не учтенных в единой системе учета.

13. Организаторы игорного бизнеса обязаны соблюдать требования, установленные законодательством Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

14. Организатор игорного бизнеса, осуществляющий деятельность букмекерской конторы, принимает ставки на основании коэффициентов, рассчитанных аппаратно-программным комплексом, и только на предстоящие реальные события, происходящие в рамках спортивных соревнований, проводимых аккредитованными спортивными федерациями или под эгидой международных спортивных организаций, федераций, комитетов.

15. Букмекерские конторы и тотализаторы должны быть оборудованы аппаратно-программным комплексом. Организатор игорного бизнеса, осуществляющий деятельность букмекерской конторы или тотализатора, до принятия ставки обязан произвести регистрацию участника пари посредством аппаратно-программного комплекса с внесением данных, позволяющих установить личность участника.

15-1. Организатор игорного бизнеса размещает в игорном заведении, помещениях букмекерской конторы или тотализатора, кассах казино и зала игровых автоматов, кассах и электронных кассах букмекерской конторы и (или) тотализатора, на собственных интернет-ресурсах (при наличии таковых) на видном месте предупреждение о рисках и вреде участия в азартных играх и (или) пари.

Предупреждение о рисках и вреде участия в азартных играх и (или) пари должно содержать предполагаемые негативные последствия.

Текст, эскизы предупреждения о рисках и вреде участия в азартных играх и (или) пари утверждаются уполномоченным органом.

16. Организатором игорного бизнеса не может выступать (прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять акциями (долями участия в уставном капитале) юридического лица):

1) юридическое лицо, учредителем, участником или бенефициарным собственником которого является лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершенное преступление в сфере экономической деятельности либо за умышленные преступления средней тяжести, тяжкие преступления, особо тяжкие преступления;

2) юридическое лицо, учредителем, участником или бенефициарным собственником которого является лицо, являвшееся учредителем, участником или бенефициарным собственником юридического лица, имеющего налоговую задолженность или признанного банкротом.

17. Лицо, указанное в подпункте 1) пункта 16 настоящей статьи, не может быть назначено на руководящую должность в игорном заведении.

Статья 12-1. Аппаратно-программный комплекс букмекерской конторы или тотализатора

1. Сервер аппаратно-программного комплекса должен быть обеспечен фискальным режимом контрольно-кассовой машины, являющейся компьютерной системой, включенной в государственный реестр контрольно-кассовых машин в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс). Сервер аппаратно-программного комплекса должен находиться по месту нахождения организатора игорного бизнеса на территории Республики Казахстан.

2. Организатор игорного бизнеса, осуществляющий деятельность букмекерской конторы или тотализатора, должен посредством аппаратно-программного комплекса осуществлять расчет коэффициентов выигрышей на варианты исхода пари, учет принятых ставок, расчет выигрышей по результатам пари, учет выигрышей и выплат по ним.

3. Аппаратно-программный комплекс должен обеспечивать взаимодействие с кассами букмекерских контор и (или) тотализаторов и осуществлять сбор и предоставление информации, позволяющей уполномоченному органу осуществлять контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

4. Организаторы игорного бизнеса, осуществляющие деятельность букмекерской конторы и (или) тотализатора, обязаны обеспечить интеграцию аппаратно-программных комплексов с информационными системами органов государственных доходов и уполномоченного органа по финансовому мониторингу в целях обеспечения автоматизированного взаимодействия по передаче сведений.

Порядок, перечень и форма сведений, подлежащих передаче посредством интеграции аппаратно-программных комплексов организаторов игорного бизнеса, осуществляющих деятельность букмекерской конторы и (или) тотализатора, с информационными системами органов государственных доходов и уполномоченного органа по финансовому мониторингу, устанавливаются соответствующими государственными органами.

Статья 12-2. Единая система учета

1. Функционирование единой системы учета обеспечивает юридическое лицо, определенное уполномоченным органом в соответствии с утвержденными правилами и квалификационными требованиями.

2. К юридическому лицу, обеспечивающему функционирование единой системы учета, предъявляются следующие требования:

1) наличие программно-технических средств, позволяющих осуществлять функции единой системы учета, сервера которых размещены на территории Республики Казахстан;

2) прохождение учетной регистрации на предоставление платежных услуг в Национальном Банке Республики Казахстан или наличие лицензии на проведение банковских операций.

3. Не могут выступать в качестве юридического лица, обеспечивающего функционирование единой системы учета, юридические лица:

1) не зарегистрированные на территории Республики Казахстан;

2) включенные в перечень организаций, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

3) имеющие неисполненные обязательства по исполнительным документам и включенные уполномоченным органом, осуществляющим реализацию государственной политики и государственное регулирование деятельности в сфере обеспечения исполнения исполнительных документов, в Единый реестр должников;

4) учредителями (участниками) и (или) исполнительным органом, и (или) аффилированным лицом которых являются лица, имеющие не погашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость за преступления в сфере экономической деятельности либо умышленные преступления средней тяжести, тяжкие преступления, особо тяжкие преступления, и (или) лица, включенные в перечень лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Статья 13. Квалификационные требования, предъявляемые к заявителям для получения лицензии

1. К заявителям для получения лицензии предъявляются следующие квалификационные требования:

1) для осуществления деятельности тотализатора или букмекерской конторы наличие здания (части здания, строения, сооружения) на праве собственности, соответствующего санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам, установленным законодательством Республики Казахстан;

1-1) для осуществления деятельности казино наличие здания (части здания, строения, сооружения) на праве собственности или ином законном основании в гостиничном комплексе категории не ниже трех звезд, соответствующего санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам, установленным законодательством Республики Казахстан;

1-2) для осуществления деятельности зала игровых автоматов наличие здания (части здания, строения, сооружения) на праве собственности или ином законном основании в гостиничном комплексе категории не ниже трех звезд, в котором осуществляется деятельность казино, соответствующего санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам, установленным законодательством Республики Казахстан;

2) для осуществления деятельности казино и зала игровых автоматов наличие игорного оборудования на праве собственности;

2-1) для осуществления деятельности букмекерской конторы и тотализатора наличие оборудования для организации и проведения пари на праве собственности;

3) наличие договоров с юридическими лицами, получившими в установленном законодательством Республики Казахстан порядке лицензию на осуществление охранной деятельности;

4) наличие разработанных правил работы игорного заведения, букмекерской конторы или тотализатора, приема ставок и проводимых азартных игр и (или) пари на казахском и русском языках;

5) для осуществления деятельности казино и зала игровых автоматов наличие образцов и номинаций применяемых легитимационных знаков на казахском и русском языках;

6) наличие у заявителя обеспечения на каждую лицензию в виде обязательных резервов, определяемых настоящим Законом (в месячных расчетных показателях, установленных законом о республиканском бюджете), для осуществления следующих видов деятельности в сфере игорного бизнеса:

казино и залов игровых автоматов – в размере 60 000;

букмекерских контор – в размере 40 000;

тотализаторов – в размере 10 000.

2. Для получения каждой лицензии на право занятия деятельностью в сфере игорного бизнеса в Республике Казахстан заявитель представляет в уполномоченный орган (лицензиару) документы, подтверждающие его соответствие квалификационным требованиям, установленным настоящим Законом.

Статья 14. Обязательные резервы

1. Обязательные резервы формируются заявителями, претендующими на получение лицензий на право занятия деятельностью в сфере игорного бизнеса, в размерах, установленных настоящим Законом для каждого вида деятельности, на каждую лицензию и размещаются в банках на территории Республики Казахстан на условиях вклада на основании договора, заключаемого банком с клиентом, и при условии выдачи вклада по первому требованию (вклада до востребования).

2. Организатор игорного бизнеса обязан на постоянной основе обеспечивать размещение обязательных резервов в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом.

3. Исключен Законом РК от 04.05.2009 N 157-IV (порядок введения в действие см. ст. 2).

4. Обязательные резервы могут быть использованы исключительно в целях исполнения обязательств организатора игорного бизнеса по выплате выигрыша участникам азартных игр и (или) пари и только при условии недостаточности денег на счетах и в кассе организатора игорного бизнеса, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей.

5. В случае, если сумма обязательных резервов окажется ниже размера, установленного настоящим Законом, организатор игорного бизнеса обязан в течение трех рабочих дней со дня такого снижения пополнить обязательные резервы до размера, установленного настоящим Законом для каждого вида лицензируемой деятельности.

6. Организатор игорного бизнеса представляет справку в уполномоченный орган о наличии и движении денег по банковским счетам, открытым при заключении договора банковского вклада, не реже одного раза в три месяца.

Статья 15. Порядок и особенности посещения игорных заведений

1. Запрещается участие в азартных играх и (или) пари:

1) физических лиц в возрасте до двадцати одного года;

2) лиц, ограниченных в участии в азартных играх и (или) пари;

3) лиц, имеющих неисполненные обязательства по исполнительным документам об имущественных взысканиях, включенных уполномоченным органом, осуществляющим реализацию государственной политики и государственное регулирование деятельности в сфере обеспечения исполнения исполнительных документов, в Единый реестр должников.

2. Правила работы игорного заведения, букмекерской конторы или тотализатора, приема ставок и проводимых азартных игр и (или) пари размещаются организатором игорного бизнеса на видном месте в игорном заведении, кассе букмекерской конторы и (или) тотализатора, а также на интернет-ресурсе организатора игорного бизнеса (при наличии такового) и должны содержать следующие сведения:

1) наименование игорного заведения, букмекерской конторы или тотализатора;

2) наименование организатора игорного бизнеса с указанием его места нахождения, банковских реквизитов, идентификационного номера, интернет-ресурса (при наличии такового);

3) информацию о лицензии на право занятия деятельностью в сфере игорного бизнеса в Республике Казахстан, сроке ее действия;

4) предупреждение о вреде чрезмерного увлечения азартными играми и (или) пари;

5) порядок самостоятельного ограничения в участии в азартных играх и (или) пари;

6) место нахождения и контактные номера телефонов специалистов (учреждений, организаций, служб), оказывающих психологическую помощь участникам азартной игры и (или) пари, а также их близким родственникам;

7) порядок установления личности участника азартной игры и (или) пари;

8) виды проводимых азартных игр и (или) пари;

9) перечень источников информации, используемых для определения результатов исхода события, на которое участники пари делают ставки;

10) основные термины и определения, непосредственно используемые в азартной игре и (или) пари;

11) права и обязанности организатора игорного бизнеса и участника азартной игры и (или) пари в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан;

12) условия участия в азартной игре и (или) пари;

13) порядок проведения азартной игры и (или) пари, а также игровой сессии;

14) условия приема ставок в азартной игре и (или) пари;

15) размер вознаграждения (комиссии) организатора игорного бизнеса, осуществляющего деятельность тотализатора, за посредничество в организации пари;

16) результат, при наступлении которого участнику азартной игры и (или) пари подлежит выплате выигрыш;

17) порядок рассмотрения споров;

18) иные сведения, предусмотренные типовыми правилами работы игорного заведения, букмекерской конторы или тотализатора, приема ставок и проводимых азартных игр и (или) пари, утвержденными уполномоченным органом.

2-1. Правила работы игорного заведения, букмекерской конторы или тотализатора, приема ставок и проводимых азартных игр и (или) пари должны соответствовать типовым правилам работы игорного заведения, букмекерской конторы или тотализатора, приема ставок и проводимых азартных игр и (или) пари, утвержденным уполномоченным органом.

3. Организатор игорного бизнеса вправе:

1) устанавливать ограничения на свободное посещение игорного заведения, букмекерской конторы или тотализатора (кассы букмекерской конторы и (или) тотализатора), не противоречащие законодательству Республики Казахстан;

2) не допускать к азартным играм лиц, нарушающих правила работы игорного заведения, букмекерской конторы или тотализатора (кассы букмекерской конторы и (или) тотализатора), приема ставок и проводимых азартных игр и (или) пари.

Статья 15-1. Ограничение участия в азартных играх и (или) пари

1. Гражданин Республики Казахстан, достигший двадцатиоднолетнего возраста, может самостоятельно ограничить себя в участии в азартных играх и (или) пари сроком от шести месяцев до десяти лет путем подачи заявления в уполномоченный орган о включении себя в список лиц, ограниченных в участии в азартных играх и (или) пари.

Заявление должно содержать фамилию, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), данные документа, удостоверяющего личность, срок ограничения в участии в азартных играх и (или) пари, личную или электронно-цифровую подпись. Поданное заявление не подлежит возврату или отзыву.

2. Близкие родственники, члены семьи на основании вступившего в законную силу решения суда об ограничении дееспособности гражданина вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о включении такого лица в список лиц, ограниченных в участии в азартных играх и (или) пари.

3. Порядок подачи заявления о включении в список лиц, ограниченных в участии в азартных играх и (или) пари, а также ведения списка определяется уполномоченным органом.

Информация о лицах, ограниченных в участии в азартных играх и (или) пари, является конфиденциальной.

Лица, получающие доступ к информации о лицах, ограниченных в участии в азартных играх и (или) пари, обеспечивают ее конфиденциальность путем соблюдения требования не допускать ее распространения без согласия заявителя или его законного представителя либо наличия иного законного основания.

Лица, которым стали известны сведения о лицах, ограниченных в участии в азартных играх и (или) пари в связи с профессиональной, служебной необходимостью, а также трудовыми отношениями, обязаны обеспечивать их конфиденциальность.

В силу профессиональной, служебной необходимости, а также в связи с трудовыми отношениями доступ к списку лиц, ограниченных в участии в азартных играх и (или) пари, может быть обеспечен правоохранительным, специальным государственным органам, Национальному Банку Республики Казахстан и уполномоченному органу по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций по отдельным запросам в адрес уполномоченного органа и при условии обеспечения конфиденциальности и соблюдения иных требований, установленных законодательством Республики Казахстан.

4. До истечения срока ограничения участия в азартных играх и (или) пари гражданин Республики Казахстан может подать заявление о продлении ограничения на новый срок.

5. Уполномоченный орган после дня окончания срока самоограничения в участии в азартных играх и (или) пари исключает из списка лицо, включенное в список лиц, ограниченных в участии в азартных играх и (или) пари.

Лицо, включенное в список лиц, ограниченных в участии в азартных играх и (или) пари, в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, исключается из списка уполномоченным органом на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене ограничения дееспособности гражданина.

6. Запрещаются организация и проведение азартных игр и (или) пари с лицами, находящимися в списке лиц, ограниченных в участии в азартных играх и (или) пари.

Прием (осуществление) наличных и безналичных платежей, в том числе с использованием электронных денег, между участником пари и букмекерской конторой или тотализатором, включая выплату выигрыша, без участия единой системы учета запрещается.

Единая система учета обязана отказать в приеме (осуществлении) наличных и безналичных платежей, в том числе с использованием электронных денег, от (в пользу) лица, находящегося в списке лиц, ограниченных в участии в азартных играх и (или) пари.

7. Организаторы игорного бизнеса отказывают в доступе к участию в азартных играх и (или) пари физическим лицам, которым установлен запрет на участие в азартных играх и (или) пари в соответствии с пунктом 1 статьи 15 настоящего Закона.

Статья 16. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об игорном бизнесе

Нарушение законодательства Республики Казахстан об игорном бизнесе влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 16-1. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан об игорном бизнесе

1. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан об игорном бизнесе осуществляется в форме проверки, профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля, а также профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля.

2. Проверка и профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля осуществляются в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

3. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и настоящим Законом.

4. Субъектами государственного контроля являются организаторы игорного бизнеса.

5. Целями профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля являются своевременное пресечение и недопущение нарушений, предоставление субъектам контроля права самостоятельного устранения нарушений, выявленных уполномоченным органом по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, и снижение административной нагрузки на них.

6. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится путем сопоставления отчетности, представленной организаторами игорного бизнеса в уполномоченный орган, справок о наличии и движении денег по банковским счетам, открытым при заключении договора банковского вклада, сведений от уполномоченных организаций и государственных органов посредством запроса и сведений, полученных из различных источников информации.

7. В случае выявления нарушений по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля в действиях (бездействии) субъекта контроля уполномоченным органом оформляется и направляется рекомендация в срок не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений.

8. Рекомендация должна быть вручена субъекту контроля лично под роспись или иным способом, подтверждающим факты отправки и получения.

Рекомендация, направленная одним из нижеперечисленных способов, считается врученной в следующих случаях:

1) нарочно – с даты отметки в рекомендации о получении;

2) почтой – заказным письмом;

3) электронным способом – с даты отправки уполномоченным органом на электронный адрес субъекта контроля, указанный в письме при запросе уполномоченного органа.

9. Рекомендация об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, должна быть исполнена в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем ее вручения.

10. Субъект контроля в случае несогласия с нарушениями, указанными в рекомендации, вправе направить в уполномоченный орган, направивший рекомендацию, возражение в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения рекомендации.

11. Неисполнение в установленный срок рекомендации об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения субъекта (объекта) контроля, влечет назначение профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля путем включения в полугодовой список проведения профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.

12. Профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля проводится не чаще одного раза в квартал.

Статья 16-2. Организация проведения проверки

Статья исключена Законом РК от 17.07.2009 N 188.


Статья 16-3. Порядок проведения проверок

Статья исключена Законом РК от 17.07.2009 N 188.


Статья 17. Переходные и заключительные положения

1. Настоящий Закон вводится в действие с 1 апреля 2007 года.

2. Со дня введения в действие настоящего Закона действие лицензий, выданных до 1 апреля 2007 года на право занятия деятельностью в сфере игорного бизнеса, прекращается.

Президент
Республики Казахстан

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Статья 1-1. Цель и задачи законодательства Республики Казахстан об игорном бизнесе
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об игорном бизнесе
Статья 3. Сфера действия настоящего Закона
Статья 4. Основные принципы деятельности в сфере игорного бизнеса
Статья 5. Государственное регулирование в сфере игорного бизнеса
Статья 6. Виды деятельности в сфере игорного бизнеса
Статья 6-1. Перечень иностранных организаторов игорного бизнеса, деятельность которых является незаконной на территории Республики Казахстан
Статья 7. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Статья 8. Компетенция уполномоченного органа и иных государственных органов
Статья 9. Лицензирование деятельности в сфере игорного бизнеса
Статья 10. Налогообложение организаторов игорного бизнеса и выигрышей
Статья 11. Месторасположение игорных заведений, букмекерских контор и тотализаторов (касс букмекерских контор и (или) тотализаторов)
Статья 12. Общие требования, предъявляемые к осуществлению деятельности в сфере игорного бизнеса
Статья 12-1. Аппаратно-программный комплекс букмекерской конторы или тотализатора
Статья 12-2. Единая система учета
Статья 13. Квалификационные требования, предъявляемые к заявителям для получения лицензии
Статья 14. Обязательные резервы
Статья 15. Порядок и особенности посещения игорных заведений
Статья 15-1. Ограничение участия в азартных играх и (или) пари
Статья 16. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об игорном бизнесе
Статья 16-1. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан об игорном бизнесе
Статья 16-2. Организация проведения проверки
Статья 16-3. Порядок проведения проверок
Статья 17. Переходные и заключительные положения