20.05.2020

Бухгалтерский учет и налогообложение операций по замене и возврату товара

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Автор:

Согласно действующему в РК законодательству, потребитель имеет право на возврат или замену товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества. Как это отражается в учете компании, заменившей товар или вернувшей деньги покупателю, расскажет эксперт.

Порядок проведения операций по возврату и замене товара регулируют Закон РК «О защите прав потребителей» от 4 мая 2010 года № 274-IV (далее – Закон) и Гражданский кодекс.

Оформление возврата товара надлежащего качества регламентирует статья 454 Гражданского кодекса и статья 14 Закона.

Покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки или иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и тому подобное либо на другой товар по соглашению сторон, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.

Местом обмена или возврата товара является место покупки товара, если иное не предусмотрено договором.

Согласно статье 455 Гражданского кодекса и статье 15 Закона, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

– соразмерного уменьшения покупной цены;

– безвозмездного устранения недостатков товара.

– расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Обязанности продавца (изготовителя) при продаже товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества определены в статье 30 Закона.

При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида и т. д.

Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый аналогичный товар.

При замене товара (комплектующего изделия) гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи его потребителю, если иное не предусмотрено договором.

При возврате потребителю уплаченной за товар денежной суммы продавец (изготовитель) не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

При замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула) перерасчет цены не производится.

При расторжении договора расчеты с потребителем производятся в случае повышения цены на товар, исходя из его цены на момент расторжения договора, а в случае снижения цены – исходя из цены товара на момент покупки.

Продавец (изготовитель) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом товара ненадлежащего качества.

Форма оплаты приобретаемого товара определяется по соглашению между потребителем и продавцом (изготовителем) в порядке, установленном законодательством РК.

Таким образом, оформляя возврат товара покупателем, прежде всего необходимо согласовать способ погашения задолженности, выбрав возврат денежных средств ...

Для получения полного доступа к просмотру Вы можете:
Авторизоваться, если Вы подписчик
Оформить подписку и задавать вопросы каждый день. Тарифы
Купить доступ
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты.
200 тенге