02.07.2014

Бухгалтерский учет в туристических фирмах в «1С» 8.1, 8.2

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Автор:
Редакция журнала: Международные перевозки в «1С»

Туристская отрасль представляет собой комплекс различных услуг по размещению, перевозке, питанию турис­тов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия. В данной статье подробно на примерах приведен бухгалтерский учет в организациях туристической деятельности.

В настоящее время в Республике Казахстан существуют следующие направления туристского рынка:

– въездной туризм – направленный на обслуживание иностранцев, приезжающих в Казахстан;

– внутренний туризм – работа с отечественными туристами внутри страны;

– выездной туризм – организация поездок граждан Рес­публики Казахстан в страны ближнего и дальнего зарубежья.

К основной деятельности в туристском бизнесе относятся:

– реализация турпродукта в виде пакета туристских услуг (турпакета);

– реализация отдельных туристских услуг (авиабилетов);

– посредническая деятельность – оформление виз, загранпаспортов, страховых полисов и т. д.;

– экскурсионная деятельность;

– реализация сопутствующих туристских товаров (картографическая продукция, открытки, сувениры и т.д.);

– прочие услуги основной деятельности.

Организация бухгалтерского учета на предприятиях туристического бизнеса основывается на Конституции РК, Гражданском кодексе РК, Законе РК «О туристской деятельности в Республике Казахстан» от 13 июня 2001 года № 211-II (далее – Закон о туристской деятельности), национальных и международных стандартах финансовой отчетности и иных нормативных правовых актах РК.

В соответствии с Законом о туристской деятельности туризм – это путешествие физических лиц (туристов), посещающих страну (место временного пребывания) в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющих не менее одной ночевки.

Согласно МСФО и НСФО, в Республике Казахстан приняты следующие основные принципы:

– начисление – доходы и расходы признаются в бухгалтерском учете и отражаются в финансовых отчетах по мере их поступления или возникновения (а не на основе получения денежных средств или оплаты);

– непрерывная деятельность – субъект рассматривается непрерывно действующим, т. е. как продолжающий работать в обозримом будущем и у него нет ни намерения, ни необходимости в ликвидации или значительном сокращении масштаба деятельности.

Основные качественные характеристики финансовой отчетности

Понятность. Информация, представленная в финансовой отчетности, должна быть понятна пользователям.

Уместность. Влияние на экономические решения пользователей, помощь в оценке прошлых, настоящих и будущих событий, подтверждение или исправление прошлых оценок.

В учетной политике должны быть рассмотрены:

– особенности туристского бизнеса и их учет;

– рабочий план счетов;

– формы первичных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций;

– порядок проведения инвентаризации и методы оценки товарно-материальных запасов, имущества и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации и другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Руководство организации должно выбирать и применять учетную политику таким образом, чтобы финансовая отчетность соответствовала всем требованиям применяемых стандартов бухгалтерского учета и методических рекомендаций к ним. При отсутствии конкретного требования руководство должно выработать политику, обеспечивающую представление в финансовой отчетности информации, при которой соблюдались бы такие принципы, как начисление, непрерывная деятельность, качественные характеристики: понятность, уместность, надежность, сопоставимость.

Учетная политика – это совокупность способов, применяемых руководителем субъекта для ведения бухгалтерского учета и раскрытия финансовой отчетности в соответствии с их принципами и основами. То есть это конкретные принципы, основы, условия, правила и практика, принятые компанией для подготовки и представления финансовой отчетности.

Структура учетной политики для туристских организаций может быть следующей:

Введение (указываются официальное название компании, место нахождения, цель создания, предмет деятельности).

I. Общая характеристика компании (управление, организационная структура).

II. Общие положения учетной политики компании.

III. Основные положения учетной политики.

1. Учет основных средств и нематериальных активов.

2. Учет товарно-материальных запасов.

3. Учет операций в иностранной валюте.

4. Учет денежных средств.

5. Учет дебиторской задолженности.

6. Учет обязательств.

7. Учет доходов.

8. Учет расходов (учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)).

9. Учет подоходного налога.

10. Учет капитала.

11. Финансовая отчетность компании.

IV. Организация бухгалтерского учета.

Туристская деятельность – деятельность физических и юридических лиц по предоставлению туристских услуг, которая разделяется на следующие виды:

– турагентская деятельность – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагентом);

– туроператорская деятельность – деятельность юридических лиц, имеющих лицензию на данный вид деятельности ...

Для получения полного доступа к просмотру Вы можете:
Авторизоваться, если Вы подписчик
Оформить подписку и задавать вопросы каждый день. Тарифы
Купить доступ
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты.
200 тенге