Одна из ключевых целей, стоящих перед государствами – участниками Договора о ЕАЭС, – гармонизация условий ведения бизнеса: беспрепятственный оборот товаров на территории стран ЕАЭС, отсутствие таможенного оформления, таможенного контроля на границе; получение импортером отсрочки по уплате НДС и акциза, уменьшение налоговой нагрузки при исчислении НДС по импортируемым сделкам.
С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор о ЕАЭС) (г. Астана, 29 мая 2014 года). Договор о ЕАЭС пришел на смену Соглашению о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе (г. Москва, 25 января 2008 года), прекратившему свое действие 1 января 2015 года.
Таможенный союз (далее – ТС) – форма торгово-экономической интеграции государств-членов, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры; действуют Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (далее – ЕТТ ЕАЭС) и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной (ст. 2 Договора о ЕАЭС).
Сфера действия ЕАЭС значительно шире ТС. В рамках ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках ЕАЭС.
В состав ЕАЭС входят страны – участницы ТС: основатели – Российская Федерация, Республики Казахстан и Беларусь и недавно вступившие государства – Республики Армения и Кыргызстан.
В Налоговый кодекс с 1 июля 2010 года введена новая глава 37-1 «Особенности обложения налогом на добавленную стоимость при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе», которая включает статьи с 276-1 по 276-23, регламентирующие порядок обложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) в ТС.
Налоговый контроль за исполнением налогоплательщиками налогового обязательства по НДС при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг во взаимной торговле государств – членов ТС осуществляется органами налоговой службы на основании налоговой отчетности, представленной налогоплательщиком, а также сведений и (или) документов о деятельности налогоплательщика, полученных от государственных органов и иных лиц.
Принципы взимания косвенных налогов в государствах-членах регулируются статьей 72 Договора о ЕАЭС.
Взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.
Взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, при выполнении работ, оказании услуг осуществляются в порядке, предусмотренном Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение 18 к Договору о ЕАЭС) (далее – Протокол).
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг.
При импорте товаров на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-члена, на территорию которого импортируются товары, если иное не установлено законодательством этого государства-члена в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками).
Ставки косвенных налогов во взаимной торговле при импорте товаров на территорию государства-члена не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары при их реализации на территории этого государства-члена.
Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства-члена:
– товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства-члена не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию;
– товаров, которые ввозятся на территорию государства-члена физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности;
– товаров, импорт которых на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена осуществляется в связи с их передачей в ...
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты. 200 тенге