04.05.2022

Форма 870.00: заполнение в 2022 году

Форма и Правила составления налоговой отчетности «Декларация по плате за негативное воздействие на окружающую среду (форма 870.00)» (далее – Декларация) утверждены Приказом первого заместителя премьер-министра РК – министра финансов РК от 20 января 2020 года № 39 (приложения 113, 114) с учетом изменений, внесенных Приказом заместителя премьер-министра – министра финансов РК от 14 апреля 2022 года № 409.


В связи с принятием нового Экологического кодекса с 1 января 2022 года вместо понятия «плата за эмиссию в окружающую среду» введено понятие «плата за негативное воздействие на окружающую среду».


Введены изменения по объектам обложения платы, ставкам платы, порядку исчисления и уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду.


На основании статьи 573 Налогового кодекса плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата) взимается за выбросы и сбросы загрязняющих веществ (эмиссии в окружающую среду), размещение серы в открытом виде на серных картах и захоронение отходов, осуществляемые на основании соответствующего экологического разрешения и декларации о воздействии на окружающую среду в соответствии с экологическим законодательством РК.

 

Плательщики платы


Плательщиками платы определены операторы объектов I, II и III категорий. Под оператором объекта понимается физическое или юридическое лицо, в собственности или ином законном пользовании которого находится объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно статье 12 Экологического кодекса объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня и риска такого воздействия подразделяются на четыре категории:


– объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду (объекты I категории);
– объекты, оказывающие умеренное негативное во здействие на окружающую среду (объекты II категории);
– объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду (объекты III категории);
– объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду (объекты IV категории).

 

Юридическое лицо вправе своим решением признать самостоятельным плательщиком платы свое структурное подразделение по объемам эмиссии в окружающую среду такого структурного подразделения.

 

Решение юридического лица или отмена такого решения вводится в действие с 1 января года, следующего за годом принятия такого решения.

 

В случае, если юридическое лицо своим решением признало самостоятельным плательщиком платы вновь созданное структурное подразделение юридического лица, то такое решение вводится в действие со дня создания данного структурного подразделения или с 1 января года, следующего за годом создания данного структурного подразделения.

 

Не являются плательщиками платы налогоплательщики, применяющие специальный налоговый режим (СНР) для крестьянских или фермерских хозяйств, по негативному воздействию на окружающую среду, возникающему в результате осуществления деятельности, на которую распространяется СНР для крестьянских или фермерских хозяйств.

 

Экологическое разрешение

Экологическое разрешение – документ, удостоверяющий право индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на осуществление негативного воздействия на окружающую среду и определяющий экологические условия осуществления деятельности.

Экологическое разрешение выдается на каждый отдельный объект I и II категорий.

 В Республике Казахстан выдаются следующие виды экологических разрешений:

 

- комплексное экологическое разрешение;

- экологическое разрешение на воздействие.

 

Для объектов I категории обязательно наличие комплексного экологического разрешения – документа установленного образца, содержащего:

 

1) сведения о его обладателе (операторе), объекте и осуществляемых на нем видах деятельности;

 

2) экологические условия осуществления деятельности, в том числе:

 

– технологические нормативы;
– нормативы эмиссий в окружающую среду;
– нормативы допустимых физических воздействий на природную среду;
– лимиты накопления отходов, лимиты захоронения отходов (при наличии собственного полигона);
– лимиты размещения серы в открытом виде на серных картах (при проведении операций по разведке и (или) добыче углеводородов);
– лимиты на специальное водопользование в соответствии с Водным кодексом РК в случае, если деятельность включает специальное водопользование;
– мероприятия по повышению энергоэффективности и энергосбережению;
– программу управления отходами;
– действия и меры по эксплуатации объекта в ситуациях, представляющих опасность для окружающей среды;
– программу производственного экологического контроля, в том числе требования по проведению производственного мониторинга, включая мониторинг состояния почв и подземных вод и автоматизированный мониторинг эмиссий;
– необходимые условия и меры по предотвращению загрязнения почв и подземных вод, а также требования по регулярному наблюдению и контролю за соблюдением таких условий и мер в целях предотвращения утечек, разливов, аварий и иных нештатных ситуаций в процессе использования оборудования или при хранении отходов и иных опасных веществ;
– для действующих объектов I категории при невозможности соблюдения ими технологических показателей, связанных с применением наилучших доступных техник, – проект программы повышения экологической эффективности;
– иные требования по охране окружающей среды, указанные в заключении об оценке воздействия на окружающую среду;


3) обоснование причин принятия решения о выдаче комплексного экологического разрешения.


Объекты обложения платой за негативное воздействие

 

Статьей 575 Налогового кодекса установлено, что объектом обложения платы является фактический объем негативного воздействия на окружающую среду (масса, единица измерения активности – для радиоактивных отходов) в отчетном периоде (для объектов I и II категорий – в пределах установленных нормативов и лимитов, для объектов III категории – в пределах задекларированного объема), в том числе установленный по результатам осуществления уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и его территориальными органами государственного экологического контроля за соблюдением экологического законодательства РК (государственный экологический контроль), в виде:


– выбросов загрязняющих веществ;
– сбросов загрязняющих веществ;
– захороненных отходов;
– размещенной серы в открытом виде на серных картах, образующейся при проведении операций по разведке и (или) добыче углеводородов.


Ставки платы определяются статьей 576 Налогового кодекса в размере, кратном МРП, установленному законом о республиканском бюджете и действующему на первое число налогового периода, с учетом положений пункта 2 статьи 577 Налогового кодекса. Местные представительные органы имеют право повышать ставки не более чем в два раза, за исключением ставок, установленных пунктом 3 статьи 576 Налогового кодекса.


Плательщики платы, являющиеся операторами объектов I и II категорий, с объемами платежей до 100 МРП в суммарном годовом объеме вправе выкупить нормативы или лимиты негативного воздействия на окружающую среду, установленные органом, выдающим разрешительный документ. Выкуп нормативов или лимитов производится с полной предварительной оплатой за текущий год при оформлении разрешительного документа не позднее 20 марта отчетного налогового периода.


При получении разрешительного документа после указанного срока выкуп норматива производится не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором получен разрешительный документ.

 

Сумма платы

 

Согласно статье 577 Налогового кодекса, сумма платы:


1) исчисляется плательщиками, являющимися операторами объектов I и II категорий, исходя из объектов обложения, указанных в статье 575 Налогового кодекса, и установленных ставок платы с применением коэффициентов, предусмотренных статьей 577 Налогового кодекса;


2) исчисляется плательщиками, являющимися операторами объектов III категории, исходя из задекларированных объектов обложения, указанных в статье 575 Налогового кодекса, и установленных ставок платы;


3) начисляется налоговыми органами с применением коэффициентов, предусмотренных статьей 577 Налогового кодекса, исходя из установленных ставок платы и незадекларированной части объектов обложения, определенных статьей 575 Налогового кодекса, выявленной, в том числе, по сведениям, полученным в результате государственного экологического или налогового контроля и представленным в порядке, по форме и в сроки, которые установлены пунктом 3 статьи 573 Налогового кодекса.


В целях стимулирования внедрения и применения наилучших доступных техник на территории РК, предотвращения или снижения уровня вредного антропогенного воздействия на окружающую среду при исчислении платы по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, по которым выдано комплексное экологическое разрешение, в том числе до 1 июля 2021 года, плательщиками применяется коэффициент 0:


– к ставкам платы, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 576 Налогового кодекса, за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников и от сжигания попутного и (или) природного газа в факелах в пределах нормативов, установленных в комплексном экологическом разрешении, со дня его выдачи;


– к ставкам платы, предусмотренным пунктом 5 статьи 576 Налогового кодекса, за сбросы загрязняющих веществ в пределах нормативов, установленных в комплексном экологическом разрешении, со дня его выдачи;


– к ставкам платы, предусмотренным пунктом 6 статьи 576 Налогового кодекса, за захоронение отходов в пределах лимитов и в соответствии с отчетностью, представляемой при образовании, использовании, обезвреживании и захоронении отходов производства и потребления, со дня выдачи комплексного экологического разрешения;


– к ставке платы, предусмотренной пунктом 7 статьи 576 Налогового кодекса, за размещение серы в открытом виде на серных картах в пределах лимитов при проведении операций по разведке и (или) добыче углеводородов и в соответствии с отчетностью, представляемой при образовании и размещении серы, со дня выдачи комплексного экологического разрешения.


При исчислении отдельными плательщиками суммы платы по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, по которым не действует комплексное экологическое разрешение, к соответствующим ставкам платы применяются коэффициенты, указанные в пункте 2 статьи 577 Налогового кодекса.


Сумма платы уплачивается в бюджет по месту нахождения источника (объекта) негативного воздействия на окружающую среду, указанному в разрешительном документе, за исключением передвижных источников загрязнения.


Сумма платы по передвижным источникам загрязнения вносится в бюджет:


– по передвижным источникам, подлежащим государственной регистрации, – по месту регистрации передвижных источников, определяемому уполномоченным государственным органом при проведении такой регистрации;
– по передвижным источникам загрязнения, не подлежащим государственной регистрации, – по месту нахождения налогоплательщика, в том числе по месту нахождения структурного подразделения юридического лица (если на него возложено исполнение налогового обязательства).


Текущие суммы платы за фактический объем негативного воздействия на окружающую среду вносятся плательщиками не позднее 25 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, за исключением плательщиков, указанных в пункте 3 статьи 577 Налогового кодекса.


Отчетность за негативное воздействие на окружающую среду


Плательщики платы представляют в налоговые органы Декларацию по месту нахождения объекта загрязнения, за исключением Декларации по передвижным источникам загрязнения.


Декларация представляется в налоговые органы по передвижным источникам загрязнения ежеквартально, не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом:


1) подлежащим государственной регистрации, – по месту регистрации передвижных источников, определяемому уполномоченным государственным органом при проведении такой регистрации;

2) не подлежащим государственной регистрации, – по месту нахождения налогоплательщика.


Плательщики платы с объемами платежей до 100 МРП в суммарном годовом объеме представляют Декларацию не позднее 20 марта отчетного налогового периода.


В случае оформления разрешительного документа после указанного срока плательщики представляют Декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получен разрешительный документ.


Декларация составляется в соответствии со статьей 579 Налогового кодекса и состоит из самой Декларации (ф. 870.00) и приложения к ней (ф. 870.01), предназначенного для детального отражения информации об исчислении налогового обязательства.


При заполнении Декларации не допускаются исправления, подчистки и помарки.

При отсутствии показателей соответствующие ячейки Декларации не заполняются.


Приложение к Декларации составляется в обязательном порядке при заполнении строк в Декларации, требующих раскрытия соответствующих показателей.


Приложение к Декларации не составляется при отсутствии данных, подлежащих отражению в нем.


В случае превышения количества показателей в строках, имеющихся на листе приложения к Декларации, дополнительно заполняется аналогичный лист приложения к Декларации.


При составлении Декларации:


1) на бумажном носителе – заполняется шариковой или перьевой ручкой, черными или синими чернилами, заглавными печатными символами или с использованием печатающего устройства;

2) в электронной форме – заполняется в соответствии со статьей 208 Налогового кодекса.


Декларация составляется, подписывается, заверяется (печатью в установленных законодательством РК случаях либо электронной цифровой подписью) налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном и (или) электронном носителях на казахском и (или) русском языках в соответствии с пунктом 2 статьи 204 Налогового кодекса.


При представлении Декларации:


1) в явочном порядке на бумажном носителе – составляется в двух экземплярах, один экземпляр возвращается налогоплательщику (налоговому агенту) с отметкой фамилии, имени, отчества (при его наличии) и подписью работника органа государственных доходов, принявшего Декларацию, и оттиском печати (штампа);

2) по почте заказным письмом с уведомлением на бумажном носителе – налогоплательщик (налоговый агент) получает уведомление почтовой или иной организации связи;

3) в электронной форме, допускающей компьютерную обработку информации, – налогоплательщик (налоговый агент) получает уведомление о принятии или непринятии налоговой отчетности системой приема налоговой отчетности органов государственных доходов.


Пример


10 января 2022 года ТОО «А» оформило в департаменте охраны окружающей среды экологическое разрешение на стационарный объект загрязнения (печь). ТОО определено оператором II категории. Были установлены лимиты выбросов загрязняющих веществ:

– по монооксиду углерода – 63,8 тонны;

– диоксиду серы – 47,3 тонны;

– оксиду азота – 0,66 тонны;

– пыли и золе – 15,4 тонны.


За I квартал 2022 года ТОО использовало 4,4 тонны угля. При сжигании четырех тонн угля образовалось 12,14 тонны углекислого газа, 0,11 тонны диоксида серы, 0,022 тонны оксида азота, 2,2 тонны угольной пыли и золы. Номер разрешительного документа – 20333. Также ТОО «А» имеет на балансе:


– грузовой транспорт, который работает на дизельном топливе;

– грузовой транспорт, который работает на сжиженном газе;

– легковой автомобиль, который работает на бензине.


За I квартал 2022 года, по данным бухгалтерского учета, израсходовано:

– дизельного топлива – 5 400 литров;

– бензина – 10 680 литров;

– сжиженного газа – 3 120 литров.


ТОО состоит на учете по месту нахождения стационарного источника загрязнения и по месту регистрации транспорта в РГУ УГД по Бостандыкскому району Департамента государственных доходов г. Алматы.


Перед составлением Декларации необходимо составить налоговый регистр и соответствующие приложения по форме 870.01.

 

Расчеты

Ставки платы за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников составляют:



Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду от стационарных источников



* Ставку платы по пункту 2 статьи 576 Налогового кодекса умножить на коэффициент 2 согласно действующему решению маслихата по г. Алматы. В 2022 году 1 МРП составляет 3 063 тенге.


Ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников составляют:



Перевод литров топлива в тонны


Для перевода литров в тонну можно использовать формулу из Постановления Правительства РК от 6 апреля 2018 года № 173 «Об утверждении ставок акцизов на бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо, газохол, бензанол, нефрас, смесь легких углеводов и экологическое топливо».


В случае, когда единицей измерения объема при реализации дизельного топлива в розничной торговле является литр, перевод литров в тонны осуществляется по следующей формуле:


M = V × 0,769 / 1 000, где:


М – объем реализованного дизельного топлива, тонны;

V – объем реализованного дизельного топлива, литры;

0,769 – показатель плотности для дизельного топлива, кг/литр;


По расчету примера по дизельному топливу: 5 400 литров × 0,769 / 1 000 = 4,1526 тонны.


В случае, когда единицей измерения объема при реализации бензина (за исключением авиационного) в розничной торговле является литр, перевод литров в тонны осуществляется по следующей формуле:


M = V × 0,730 / 1 000, где:


М – объем реализованного ...

Для получения полного доступа к просмотру Вы можете:
Авторизоваться, если Вы подписчик
Оформить подписку и задавать вопросы каждый день. Тарифы
Купить доступ
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты.
200 тенге