23.07.2012

Инвентаризация запасов

Автор:

Важным моментом в ведении бухгалтерского учета является инвентаризация запасов компании. Инвентаризация запасов – это проверка их наличия в натуре путем подсчета, взвешивания, обмера и т. д.

Основными целями инвентаризации запасов являются: выявление фактического наличия запасов; сопоставление фактического наличия запасов с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете и, следовательно, обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Периодическая инвентаризация запасов необходима потому, что между фактическими остатками и данными бухгалтерского учета возможны расхождения по различным причинам, таким как:

· естественная убыль запасов;

· недостачи или излишки запасов;

· неисправность измерительных и весовых приборов;

· допущение арифметических ошибок в подсчетах при оформлении первичных документов;

· умышленные злоупотребления (растраты, хищения, прямое присвоение и т. д.);

· нарушение условий хранения и другие причины.

Периодичность проведения инвентаризации товарно-материальных запасов указы­вается в учетной политике организации. В обязательном порядке инвентаризация проводится в следующих случаях:

· перед составлением годовой финансовой отчетности;

· при передаче товарно-материальных запасов одним материально ответственным лицом другому;

· при переоценке запасов;

· при установлении фактов хищений и других злоупотреблений, а также порче товарно-материальных запасов;

· в случае стихийных бедствий (пожара, наводнения, землетрясения и др.), ограблений, аварий и других чрезвычайных ситуаций, вызванных форс-мажорными обстоятель­ствами;

· по требованию судебно-следственных органов, а также по указанию руководителей вышестоящих организаций или руководителя предприятия;

· при ликвидации или реорганизации организации (предприятия) перед составлением ликвидационного или разделительного баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Основными задачами инвентаризации запасов являются:

· контроль за полным и точным отражением фактического наличия и состояния товарно-материальных запасов путем сопоставления с учетными данными в целях обеспечения их сохранности;

· проверка правильности учетных данных по товарно-материальным запасам, их реальное отражение в балансе организации;

· выявление малоходовых (невостребованных), неполноценных, залежавшихся и совершенно непригодных для использования запасов, а также запасов, частично потерявших свое первоначальное качество, что очень важно для разработки мер по ликвидации сверхнормативных товарных запасов;

· проверка соблюдения правил и условий хранения товарно-материальных запасов;

· проверка соблюдения правил организации материальной ответственности за вверенные лицам ценности.

Инвентаризация товарно-материальных запасов по своему назначению и в зависимости от сроков проведения бывает плановая, внеплановая и внезапная. Плановые инвентаризации проводятся периодически, согласно заранее разработанному и утвержденному руководителем в начале отчетного года графику (плану) их проведения. Внеплановые инвентаризации проводятся вне графика (плана) по мере необходимости (например, при смене материально ответственного лица). По распоряжению вышестоящих органов, по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией, собственников, руководства организации проводятся внезапные инвентаризации.

В зависимости от полноты охвата проверкой товарно-материальных запасов на предприятии различают полные и частичные инвентаризации. Полная инвентаризация – это проверка всех без исключения товарно-материальных запасов, находящихся на данном предприятии. Она проводится обязательно перед составлением годовой финансовой отчетности, при смене материально ответственных лиц, при переоценке более одной трети всех запасов. Частичная инвентаризация представляет собой проверку только лишь части или отдельных видов товарно-материальных запасов.

В зависимости от степени охвата проверкой товарно-материальных запасов инвентаризации бывают сплошные и выборочные. Сплошная инвентаризация – это проверка товарно-материальных запасов одновременно на всем предприятии, в его структурных подразделениях, отделах, секциях, филиалах и представительствах. Выборочная инвентаризация – это проверка отдельных наименований товаров, имеющихся на предприятии, она является разновидностью частичной инвентаризации. Выборочной проверке подвергаются прежде всего наиболее ценные и пользующиеся повышенным спросом (дефицитные) запасы, а также запасы, по которым образовались сверхнормативные запасы или продолжительное время не было их движения (поступления, выбытия). Если при выборочных проверках будут установлены расхождения с данными бухгалтерского учета, то должна быть проведена внеочередная сплошная инвентаризация товарно-материальных запасов.

Для повышения эффективности инвентаризационной работы и обеспечения реальности и объективности результатов инвентаризации в организациях создают постоянно действующие инвентаризационные комиссии. Комиссию возглавляет руководитель организации или его заместитель. В состав комиссии входят главный бухгалтер, начальники и специалисты структурных подразделений (отделов, служб). Состав комиссии и порядок ее работы утверждаются приказом руководителя организации. Не следует назначать в состав комиссии материально ответственных лиц, по которым проводится инвентаризация. При передаче товарно-материальных запасов от одного материально ответственного лица другому в состав рабочей инвентаризационной комиссии включаются работники, сдающие ценности и принимающие их. В тех случаях, когда инвентаризация товарно-материальных запасов проводится в отсутствие материально ответственных лиц (болезнь, смерть и т. п.), а также в случае установления фактов хищения, после ограблений в состав рабочей инвентаризационной комиссии включается представитель службы внешнего аудита, местной власти или полиции, полномочия которого подтверждаются документами (удостоверением), о чем делается отметка в инвентарной описи. При проведении инвентаризации после стихийных бедствий (наводнение, пожар, землетрясение и т. п.) в состав инвентаризационной комиссии включаются представители органов страхования.

Назначение рабочей инвентаризационной комиссии оформляют письменным распоряжением (приказом) руководителя организации, в котором указывают: персональный состав комиссии; какой вид ценностей подлежит инвентаризации, основание проведения (плановая, смена материально ответственных лиц, переоценка и т. д.); вид и объем инвентаризации; дату и время начала и окончания инвентаризации, срок представления инвентаризационных материалов в бухгалтерию. Распоряжение (приказ) подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

На крупных предприятиях в целях ускорения снятия фактических остатков ценностей по разным местам их хранения могут создаваться несколько инвентаризационных подкомиссий, которые работают под руководством председателя основной инвентаризационной комиссии. Председатель комиссии и материально ответственное лицо по данным итогов всех инвентаризационных описей, составленных подкомиссиями, оформляют и подписывают сводный акт о наличии товарно-материальных запасов в подотчете у этого материально ответственного лица.

Для обеспечения реальности и объективности результатов большое значение имеет внезапность инвентаризации. Инвентаризационная комиссия, прежде чем приступить к проверке фактического наличия, должна:

· опломбировать (опечатать) подсобные помещения, подвалы и другие места хранения товарно-материальных запасов, имеющие отдельные входы и выходы, с целью предот­вращения допуска в них посторонних лиц;

· проверить исправность весоизмерительных приборов, используемых для работы комиссии в процессе проведения инвентаризации, и соблюдение установленных сроков их клеймения.

Перед началом проверки наличия товарно-материальных запасов инвентаризационная комиссия должна получить у материально ответственных лиц последние реестры приходных и расходных документов с приложением к ним документов по поступившим и выбывшим ценностям, товарные (материальные) отчеты с выведенными в них остатками запасов на момент инвентаризации. Отчеты составляются в трех экземплярах: один экземпляр передается председателем инвентаризационной комиссии в бухгалтерию, второй – остается у председателя комиссии, третий – у материально ответственных лиц.

Инвентаризационная комиссия вместе с отчетами обязана получить у материально ответственных лиц расписку о том, что к началу инвентаризации все имущество, поступившее на ответственное хранение, оприходовано, а выбывшее списано в расход и все расходные и приходные документы на имущество, находящееся у них в подотчете, включены в последний отчет (реестр) и сданы в бухгалтерию или переданы инвентаризационной комиссии.

Комиссия тщательно проверяет полученные товарные (материальные) отчеты, а также все приложенные ...

Для получения полного доступа к сайту авторизуйтесь или оформите подписку, либо пройдите регистрацию и получите бесплатный доступ к сайту на три дня