Любая компания в разные периоды деятельности сталкивается с тем, что продажи снижаются, показатели прибыли падают, задолженность по счетам к оплате и к получению растет, чувствуется дефицит свободных денег. Результат: приходится менять политику управления дебиторской и кредиторской задолженностью, пересматривать отношения с поставщиками и покупателями, искать варианты снижения издержек. А при управлении запасами встает главный вопрос: когда, чего и сколько надо заказать, чтобы хватило и не осталось лишнего?
Оборачиваемость запасов
Запасы производственных и торговых предприятий составляют значительную часть оборотных средств компании. Это вполне понятно. Ведь чем выше уровень запасов, тем стабильнее процесс производства и реализации. Однако на содержание и управление товарно-материальными запасами уходит, по некоторым оценкам, до 40% логистических затрат компании. Затоваривание складов и торговых площадей приводит к снижению общей прибыльности компании. Поэтому при анализе финансовой деятельности компании показатели оборачиваемости входят в число основных.
Эффективность управления запасами, в частности, определяется коэффициентом оборачиваемости запасов, который рассчитывается по формуле:
Коэффициент оборачиваемости запасов = Себестоимость продаж / Среднегодовой остаток запасов.
Показатель оборачиваемости запасов может быть также рассчитан в днях:
Оборачиваемость запасов в днях = 365 дней / Коэффициент оборачиваемости запасов.
Оборачиваемость запасов в разах говорит о том, сколько раз за период товар «обернулся», прошел полный цикл от закупки до продажи. Соответственно, оборачиваемость в днях дает информацию о том, сколько дней в среднем проходит от момента закупки товара до его продажи.
Поскольку прибыль создается на каждом витке «оборота», то очевидно, что чем большее количество раз товар за период обернулся, тем выше прибыль за этот период.
Сравнивая показатель оборачиваемости запасов компании со средним показателем по отрасли, а также наблюдая динамику этого показателя, делают общие предварительные выводы об эффективности управления товарно-материальными запасами.
Пример
Имеются следующие сведения из финансовой отчетности компании за последние годы:
– об остатках товаров:
тыс. тенге
– о себестоимости реализованных товаров:
тыс. тенге
Также известно, что в 2014 году показатель оборачиваемости запасов у предприятия-конкурента был 3,6.
Рассчитаем оборачиваемость товаров.
Расчет значения коэффициента оборачиваемости запасов:
Как видно, значение коэффициента оборачиваемости имеет тенденцию к уменьшению. Это значит, что у компании снизилась эффективность управления запасами. К тому же в 2014 году у рассматриваемой компании показатель оборачиваемости ниже, чем у предприятия-конкурента, что тоже подтверждает необходимость пересмотра политики управления запасами.
Оптимальный размер заказа
Условно все расходы компании на содержание запасов можно разделить на три составляющие:
– затраты, связанные с организацией закупок;
– затраты, связанные с организацией хранения товаров;
– убытки, связанные с излишним количеством запасов.
Проблемы, связанные с управлением перечисленными расходами, могут быть решены на основе построения модели оптимального размера заказа (EOQ-модель, формула Уилсона):
где F – фиксированные затраты на формирование одного заказа;
S – объем продаж данного товара за определенный период;
С – переменные затраты, которые зависят от размера запасов на складе;
Р – закупочная цена товарной единицы.
После того как будет установлен оптимальный уровень запасов, несложно установить и момент, в который необходимо сделать заказ. Для этого необходимо умножить количество дней изготовления и доставки товаров поставщиком на количество реализованных товаров за день. Полученное количество товаров представляет собой тот уровень запасов данной номенклатуры, при котором следует направить следующий заказ поставщику.
К сожалению, использовать данную модель в компаниях со значительной номенклатурой невозможно, и в этих компаниях планирование ...
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты. 200 тенге