04.04.2016

Карьера собственника: путь от предпринимателя к общественному деятелю

Открыть компанию? Легко!

Удержать компанию на плаву? Надо подумать…

Развивать копанию? Надо идти учиться.

Работая с собственниками компаний, мне часто приходится сталкиваться с ситуацией выгорания владельца, когда бизнес тянется каким-то образом сам по себе, потому что закрыть жалко, а что делать – непонятно, и при этом накоплен опыт ошибок и проблем, из-за которого уже не хочется быстро открывать глаза по утрам и резво мчаться в офис.

Кто-то в этот момент сдается и либо сознательно продает компанию, либо бессознательно ее доводит до смерти. А кто-то ищет способы получить необходимые знания. Те, кому удается найти правильные знания, выкарабкиваются из ямы, начинают строить системный бизнес и набирать обороты. А некоторым не везет: они не находят правильных знаний и постепенно скатываются вниз. Что дальше – смотрите выше.

Давайте разберемся в том, какие этапы и кризисы проходит компания, а вместе с ней и владелец. И какие шаги вы можете предпринять на каждом из них. Но для начала я хочу сказать, что никогда нельзя путать роли собственника и наемного директора. А это очень легко сделать хотя бы потому, что вы можете наткнуться на программы МБА (магистр бизнес-администрации), в которых собственники и наемные топ-менеджеры обучаются вместе. Цель такого совместного обучения декларируется как угодно, но я могу вам сказать сразу: совместное обучение собственников и наемных ТОПов либо опускает собственника по шкале компетентности, либо поднимает СЕО (англ. Chief Executive Officer – главный исполнительный директор). То есть либо собственник окончательно погрязает в административной работе, либо СЕО открывает собственный бизнес. Тут уж у каждой программы МБА собственный конечный результат в зависимости от того, какие знание предоставляются студентам.

Хочу отметить, что я сторонник разделения труда: у собственника своя работа, а у наемного директора – совершенно иная. И только тогда, когда нет определенности в этом вопросе, вы, владелец, либо не можете выйти из оперативного управления, либо доверяете компанию кому-то, кто ее постепенно выводит из-под вашего контроля. Такое случается повсеместно. И происходит только потому, что владельцы не понимают, в чем суть их карьерного роста. Для СЕО все понятно: большая компания или новый рынок, или более высокая должность, или большая зарплата, более серьезные проекты или работа в другой стране. А что делать владельцу?

Владелец тоже делает карьеру, но показателями его карьерного роста являются показатели его компании: чем они выше, тем он, как собственник, успешнее. И речь не только о количестве заработанных денег, но и о том, как к нему относятся на рынке, обращаются ли к нему за советом, берут ли интервью, приглашают ли выступить на конференциях и пр.

Владельцу компании совершенно не нужно получать знания о том, как вести бухгалтерский учет, но ему необходимы знания о том, как правильно инвестировать деньги или строить франчайзинговые структуры. Ему не требуются знания об управлении проектами, но обязательно нужно уметь мыслить стратегически и быть способным рисковать разумно, но без оглядки. И не имеет смысла изучать кад­ровый учет или способы мотивации сотрудников, но жизненно необходимы знания по общению, чтобы можно было с первого взгляда оценить потенциального партнера. Также не нужно уметь делать презентации, но он должен быть мастером в публичных выступлениях. Как видите, разница огромная. И владельцу компании необходимо знать о том, как растет и меняется бизнес, и быть способным вмешиваться вовремя и точно, в соответствии с тем, на каком этапе развития находится ...

Для получения полного доступа к сайту авторизуйтесь или оформите подписку, либо пройдите регистрацию и получите бесплатный доступ к сайту на три дня