Мы уже рассмотрели экономическую выгоду от активов госучреждений, а также отражение в учете денег и их эквивалентов, инвестиций и долгосрочных активов, дебиторской задолженности – как видов активов государственных учреждений. В заключение остановимся на особенностях отражения в учете госучреждений запасов.
Продолжение. Начало см. часть 1, часть 2, часть 3
ЗАПАСЫ
Запасы – это активы государственного учреждения в виде материалов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров. Это классическая структура запасов.
Подвиды запасов отличаются друг от друга только назначением, а не натуральными формами. Назначением материалов являются переработка с целью изготовления готовой продукции или потребление для собственных нужд государственного учреждения. Незавершенное производство – не законченная изготовлением продукция, находящаяся на различных стадиях производственного процесса, словом, это уже не материалы, но еще и не готовая продукция. Готовая продукция – это завершенные единицы изделий, выпущенные из производства для дальнейшего потребления или продажи. Товары – запасы, купленные с целью дальнейшей перепродажи без дополнительной переработки.
По продолжительности времени ожидания от них экономической выгоды запасы всегда краткосрочные активы, так как время их использования ограничивается отчетным периодом в 12 месяцев или операционным циклом, который может продлиться более или менее 12 месяцев. То есть если даже операционный цикл, период с момента приобретения запасов до их использования путем потребления или продажи, более 12 месяцев, то они все равно считаются краткосрочными активами.
К примеру, для строительства какого-либо объекта приобретаются материалы, в том числе и те, которые могут быть использованы на втором году строительства, тем не менее данные материалы будут признаваться в учете краткосрочными активами. Или страховые запасы в государственных резервах. По ним экономической выгоды ожидают вроде бы в долгосрочной перспективе (более одного года), однако неопределенность, связанная с востребованием этих запасов, а также сроки годности или хранения делают эти запасы тоже краткосрочными активами. Кроме того, данные запасы постоянно обновляются: старая партия – в расход (в продажу), новая партия – в приход.
Экономическая выгода от использования запасов имеет свои особенности. Если коммерческие компании извлекают экономическую выгоду в виде выручки от продажи запасов, то госучреждения в большинстве своем не продают запасы, а потребляют для собственных нужд либо распределяют бесплатно или продают по номинальной стоимости. Исходя из этого, экономическая выгода от запасов для госучреждения – это удовлетворение собственных нужд (потребление) и потребностей нуждающихся (бесплатное распределение или продажа по номинальной стоимости).
Следовательно, аналитический учет запасов целесообразно организовать по группам:
– запасы для собственных нужд госучреждения;
– запасы для бесплатного распределения;
– запасы для распределения по номинальной стоимости.
Такая классификация запасов уместна для консолидации финансовой отчетности на уровне правительства.
Другой аспект проблемы по учету запасов – это их оценка. Условно оценку запасов можно подразделить на два этапа:
● первоначальную оценку;
● последующую оценку:
– на дату отчета;
– на момент списания запасов с баланса.
Первоначально запасы оцениваются по себестоимости и по ней принимаются на баланс госучреждения.
Для приобретенных запасов это затраты на приобретение (покупная цена за вычетом скидки поставщика плюс транспортно-заготовительные расходы (ТЗР)), расходы по доставке запасов до месторасположения государственного учреждения (склады, строительные площадки), невозмещаемые налоги (НДС, акцизы, таможенные сборы) и т. п.
Для произведенных запасов это производственные затраты, включающие затраты на потребленные основные материалы, на труд производственных рабочих и производственные накладные расходы (ПНР).
Таким образом, запасы ставятся на баланс по себестоимости приобретения или производства.
Последующая оценка запасов на дату отчета производится с целью приведения стоимости запасов, включаемых в валюту баланса, до текущей стоимости. В данном случае текущая стоимость запасов – это реальная рыночная стоимость, то есть стоимость экономической выгоды, ожидаемой ...
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты. 200 тенге