Процентный риск занимает особое место в системе финансовых рисков всех банков. Его особенность заключается в том, что он присущ широкому спектру банковских продуктов, таких как депозиты, кредиты, операции с ценными бумагами и другие операции банка с финансовыми инструментами, чувствительными к изменению процентных ставок. Gap-анализ, метод дюрации, хеджирование процентного риска с помощью производных финансовых инструментов – основные методы управления процентным риском, обязательные к применению во всех коммерческих банках.
Управление процентным риском стало актуальным с начала 1970 годов, что было обусловлено крахом Бреттон-Вудской мировой валютной системы фиксированных валютных курсов и возникновением системы плавающих валютных курсов. С плаванием валютных курсов неразрывно связана и нестабильность процентных ставок.
Процентный риск – это риск возникновения финансовых потерь (убытков), в том числе переоценки чистой приведенной стоимости процентных активов и обязательств, вследствие неблагоприятного изменения рыночных процентных ставок по активам и обязательствам и внебалансовым инструментам. Процентный риск включает:
– риск возникновения расходов (убытков) из-за несоответствия сроков возврата и погашения размещенных активов и привлеченных обязательств банка (при фиксированных ставках вознаграждения);
– риск возникновения расходов (убытков) вследствие применения банком разных видов ставок (плавающей либо фиксированной) по активам банка, с одной стороны, и обязательствам – с другой;
– базисный риск, связанный с применением различных методов начисления и корректировки получаемого и уплачиваемого вознаграждения по ряду инструментов, которые при прочих равных условиях имеют сходные ценовые характеристики.
Перед банком ставятся следующие основные задачи по управлению процентным риском:
– проведение мероприятий по управлению процентным риском, в том числе по его хеджированию;
– ограничение (лимитирование) объемов принимаемого процентного риска;
– контроль над соблюдением установленных лимитов на принятие банком процентного риска;
– организация текущего мониторинга, анализа и отчетности банка по процентному риску.
Тактической (краткосрочной) целью управления процентным риском является защита от снижения одного из основных доходов банка – чистого процентного дохода (ЧПД). Стратегической (долгосрочной) целью является защита от снижения величины собственного капитала банка. Обе цели взаимодополняют друг друга.
Банки в основном практикуют три метода управления процентным риском, каждый из которых будет рассмотрен отдельно:
– gap-анализ;
– метод дюрации;
– хеджирование процентного риска с помощью ...
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты. 200 тенге