01.10.2020

Международные перевозки, осуществляемые резидентами РК

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Автор:

Какая перевозка в целях налогообложения признается международной, какими нормативными актами регулируется и какими документами оформляется, как определить дату совершения оборота и место реализации – на эти и другие вопросы ответит эксперт журнала.

Законодательные нормы и документальное оформление

Международные перевозки осуществляются на основе договоров. Существуют международные договоры перевозки груза и пассажиров. В свою очередь, каждый из них подразделяется на договоры перевозки соответствующим видом транспорта: автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским, речным. В отличие от договора перевозки груза во внутреннем сообщении договор международной перевозки груза регламентируется международно-правовыми источниками, а при их отсутствии или неурегулированности отдельных вопросов – нормами внутреннего законодательства.

Международное транспортное законодательство представлено следующими основными конвенциями:

– Конвенцией о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 19 мая 1956 года), являющейся базовой, основополагающей нормой международной перевозки частного права. Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей конвенции. Регламентирует общепринятые, сложившиеся в мировой практике правила, обычаи, касающиеся договора перевозки;

– Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) (Берн,9 мая 1980 года);

– Конвенцией для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (Монреаль, 28 мая 1999 года);

– Конвенцией Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 года (Гамбург, 31 марта 1978 года).

Договор международной перевозки груза и договор перевозки груза во внутреннем сообщении не имеют принципиальных отличий и относятся к договорам одного типа. В своей основе характеристики и структурные элементы этих договоров совпадают.

Вместе с тем между ними имеются и определенные различия, одно из которых касается транспортной документации. Договор международной перевозки грузов отличается от аналогичного договора во внутренних перевозках формой и прилагаемым к договору комплектом обязательных товарно-транспортных документов. Эти документы выполняют различные функции (например, закрепляют права и обязанности сторон), определяют условия перевозки, также содержат указания перевозчику и позволяют выполнить необходимые формальности, связанные с пересечением государственной границы.

Существуют две основные системы транспортных документов, подтверждающих заключение договора международной перевозки груза:

– накладная, применяемая при осуществлении автомобильных, железнодорожных и воздушных перевозок, а также перевозок речным транспортом;

– коносамент, применяемый при морских перевозках и перевозках речным транспортом.

Отличие коносамента от накладной в том, что коносамент составляется перевозчиком, подписывается им и вручается грузоотправителю, а накладная составляется, как правило, грузоотправителем (только отдельные сведения вносятся в нее перевозчиком) и подписывается обеими сторонами. Коносамент является товарораспорядительным документом с вытекающими ...

Для получения полного доступа к просмотру Вы можете:
Авторизоваться, если Вы подписчик
Оформить подписку и задавать вопросы каждый день. Тарифы
Купить доступ
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты.
200 тенге