03.09.2019

Налог на добавленную стоимость в 2019 году

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Автор:
Редакция журнала: , Выпуск № - 3 сентября 2019 г.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог на потребление и эффективное средство пополнения бюджета страны и по этой причине объект пристального внимания налоговых органов. Верно определить объект налогообложения, ставку, правильно исчислить и уплатить в бюджет, без ошибок составить и вовремя представить в налоговый орган отчетность поможет данная статья.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В Казахстане НДС был введен Законом РК «О налоге на добавленную стоимость» от 24 декабря 1991 года № 1041-XII (утратил силу Указом Президента РК, имеющим силу закона, от 18 июля 1995 года № 2367), которым были установлены дифференцированные ставки по видам товаров, работ, услуг от 20 до 10 %.

В 2001 году НДС был переведен на единую ставку 16 %, которая в течение последующих 8 лет постепенно понижалась и с 1 января 2009 года по настоящее время составляет 12 %.

В настоящее время НДС регулируется нормами раздела 10 Налогового кодекса. Основными элементами НДС являются:

1) плательщики;

2) объекты налогообложения;

3) налоговая ставка;

4) налоговый период;

5) порядок исчисления;

6) порядок уплаты в бюджет;

7) налоговая отчетность.

Для детального изучения порядка исчисления и уплаты НДС в бюджет рассмотрим каждый из элементов.

1.1. Плательщики

Согласно статье 367 Налогового кодекса, плательщиками НДС являются:

1) лица, по которым произведена постановка на регистрационный учет по НДС в РК:

– индивидуальные предприниматели (ИП), лица, занимающиеся частной практикой;

– юридические лица – резиденты, за исключением государственных учреждений и государственных учебных заведений среднего образования;

– нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК через структурные подразделения;

2) лица, импортирующие товары на территорию РК в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и (или) таможенным законодательством РК.

Постановка на регистрационный учет по НДС может осуществляться как в добровольном порядке, так и в обязательном. В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса, юридические лица, ИП, лица, занимающиеся частной практикой, и нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК через структурные подразделения, вправе добровольно встать на регистрационный учет по НДС. Для этого необходимо подать налоговое заявление о регистрационном учете по НДС одним из следующих способов:

1) на бумажном носителе, в явочном порядке;

2) в электронной форме через веб-портал «Кабинет налогоплательщика»;

3) при государственной регистрации юридического лица – резидента в Национальном реестре бизнес-идентификационных номеров.


Примечание

Налогоплательщики, имеющие высокий уровень риска по системе управления рисками, не вправе подавать заявление о регистрационном учете по НДС в электронной форме и обязаны проходить регистрацию в явочном порядке.

Налоговый орган осуществляет постановку на регистрационный учет по НДС в течение одного рабочего дня со дня подачи заявления. Налогоплательщики, которые подали заявление о регистрационном учете по НДС в явочном порядке или в электронной форме, становятся плательщиками НДС со дня подачи такого заявления. Лица, подавшие заявление при государственной регистрации юридического лица – резидента в Национальном реестре бизнес-идентификационных номеров, являются плательщиками НДС со дня государственной регистрации.

На основании статьи 82 Налогового кодекса обязательной постановке на регистрационный учет по НДС подлежат юридические лица – резиденты, нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК через филиал, представительство, ИП, лица, занимающиеся частной практикой, в случае, если размер оборота для целей постановки на регистрационный учет по НДС превышает в течение календарного года 30 000-кратный размер месячного расчетного показателя (МРП). Размер оборота определяется нарастающим итогом.

Могут ли ТОО и ИП, применяющие специальный налоговый режим (СНР) на основе упрощенной декларации, стать плательщиками НДС?

Да, ТОО и ИП, применяющие СНР на основе упрощенной декларации, могут пройти как добровольную, так и обязательную постановку на регистрационный учет по НДС.

1.2. Объекты налогообложения

Объект налогообложения – это показатель, по отношению к которому начисляется соответствующий налог. Объектами обложения НДС являются:

1) облагаемый оборот;

2) облагаемый импорт.

1.2.1. Облагаемый оборот

В соответствии со статьей 369 Налогового кодекса, облагаемым оборотом является:

1) оборот, совершаемый плательщиком НДС по реализации товаров, работ, услуг, за исключением необлагаемого оборота;

2) оборот, совершаемый плательщиком НДС при приобретении работ, услуг от нерезидента;

3) оборот в виде остатков товаров, за исключением необлагаемого оборота. При этом для целей определения облагаемого оборота по НДС к товарам относятся основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость и другое имущество, за исключением:

– работ, услуг;

– денег, в том числе авансов, в национальной и иностранной валюте.

1.2.2. Необлагаемый оборот

К необлагаемому обороту, в соответствии со статьей 370 Налогового кодекса, относится:

1) оборот по реализации товаров, работ, услуг, освобожденный от НДС;

2) оборот по реализации товаров, работ, услуг, местом реализации которых не является РК;

3) оборот в виде остатков товаров, освобожденных по НДС.

Исчерпывающий список освобожденных оборотов по НДС по реализации товаров, работ, услуг, местом реализации которых является РК, содержится в статье 394 Налогового кодекса.

Освобожденным является оборот по реализации:

1) работ, услуг, указанных в статье 395 Налогового кодекса, связанных с международными перевозками; земли и жилых зданий; финансовых операций, определенных статьей 397 Налогового кодекса, передача имущества в финансовый лизинг;

2) акцизных марок (учетно-контрольных марок, предназначенных для маркировки подакцизных товаров в соответствии со статьей 172 Налогового кодекса);

3) здания, сооружения, реализуемых государственной исламской специальной финансовой компанией уполномоченному органу по управлению государственным имуществом, ранее приобретенных по договорам, заключенным в соответствии с условиями выпуска государственных исламских ценных бумаг, и земельных участков, занятых таким имуществом;

4) услуг по предоставлению государственной исламской специальной финансовой компанией во временное владение и пользование по договорам имущественного найма (аренды) здания, сооружения, приобретенных по договорам, заключенным в соответствии с условиями выпуска государственных исламских ценных бумаг, и земельных участков, занятых таким имуществом;

5) имущества, передаваемого на безвозмездной основе государственному учреждению или государственному предприятию в соответствии с законодательством РК;

6) имущества в виде выигрышей, выдаваемых оператором лотереи участнику лотереи;

7) услуг по обеспечению информационного и технологического взаимодействия между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке информации участникам расчетов по операциям с платежными карточками и электронными деньгами;

8) услуг по переработке и (или) ремонту товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС с помещением под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

9) услуг в рамках деятельности кооператива собственников помещений (квартир) по управлению общим имуществом объекта кондоминиума, осуществляемых в соответствии с законодательством РК о жилищных отношениях;

10) банкнот и монет национальной валюты;

11) товаров, работ, услуг, если в налоговом периоде, в котором осуществлена реализация, а также за четыре предшествующих налоговых периода соблюдается одно из следующих условий:

– средняя численность инвалидов составляет не менее 51 % от общего числа работников;

– расходы по оплате труда инвалидов составляют не менее 51 % (в специализированных организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, зрения, – не менее 35 %) от общих расходов по оплате труда.

Положения настоящего подпункта не применяются к оборотам по реализации подакцизных товаров.

В отношении оборотов по реализации в рамках долгосрочных контрактов положения настоящего подпункта применяются при соблюдении условий, установленных настоящим пунктом, в течение всего периода действия такого контракта;

12) работ, услуг по безвозмездному ремонту и (или) техническому обслуживанию товаров в период установленного сделкой гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей и деталей к ним, если условиями сделки предусмотрено предоставление налогоплательщиком гарантии качества реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

13) если иное не установлено статьей 392 Налогового кодекса, инвестиционного золота в виде слитков и пластин на основании сделки, заключенной на фондовой бирже, либо если одной из сторон такой сделки являются банк второго уровня, юридические лица, имеющие в соответствии с Законом РК «О валютном регулировании и валютном контроле» от 2 июля 2018 года № 167-VI право на осуществление через свои обменные пункты покупки и продажи аффинированного золота в слитках, выпущенных Национальным Банком РК, юридическое лицо – профессиональный участник рынка ценных бумаг или Национальный Банк РК;

14) услуг туроператора по въездному туризму;

15) заемных операций в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности;

16) товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли;

17) лома и отходов цветных и черных металлов;

18) услуг по проведению религиозными объединениями религиозных обрядов и церемоний в соответствии с законодательством РК;

19) предметов религиозного назначения религиозными объединениями, зарегистрированными в регистрирующем органе.

Перечень указанных товаров и критерии его формирования утверждаются Правительством РК;

20) ритуальных услуг похоронных бюро, услуг кладбищ и крематориев;

21) специальных социальных услуг, осуществляемых некоммерческими организациями в соответствии с законодательством РК о специальных социальных услугах;

22) услуг по проведению социально значимых мероприятий в области культуры, зрелищных культурно-массовых мероприятий, осуществляемых в рамках государственного задания в соответствии с законодательством РК о культуре;

23) услуг по осуществлению музеями культурных, образовательных, научно-исследовательских функций и обеспечению популяризации историко-культурного наследия РК;

24) услуг по осуществлению библиотеками информационных, культурных, образовательных функций;

25) услуг и работ в сфере культуры и образования, осуществляемых театрами, филармониями, культурно-досуговыми организациями;

26) научно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры, проводимых на основании лицензии на право осуществления данного вида деятельности;

27) образовательных услуг в сфере дошкольного воспитания и обучения;

28) услуг по дополнительному образованию, оказываемых организацией образования, имеющей лицензию на занятие образовательной деятельностью;

29) образовательных услуг в сфере начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, осуществляемых по соответствующим лицензиям на право осуществления данных видов деятельности;

30) услуг по осуществлению автономными организациями образования, соответствующими условиям подпункта 2 или 4 пункта 1 статьи 291 Налогового кодекса; видов деятельности, определенных подпунктом 2 пункта 1 статьи 291 Налогового кодекса;

31) услуг по предоставлению во временное пользование библиотечного фонда, в том числе в электронной форме, организациями образования, имеющими лицензию на занятие образовательной деятельностью, а также автономными организациями образования, указанными в подпунктах 2, 4 и 6 пункта 1 статьи 291 Налогового кодекса;

32) лекарственных средств любых форм, в том числе фармацевтических субстанций (активных фармацевтических субстанций), медицинских изделий, включая протезно-ортопедические изделия и сурдотифлотехнику, а также материалов и комплектующих для их производства;

33) лекарственных средств любых форм, используемых (применяемых) в области ветеринарии, в том числе фармацевтических субстанций (активных фармацевтических субстанций); изделий ветеринарного назначения, включая протезно-ортопедические изделия, и ветеринарной техники; материалов и комплектующих для производства лекарственных средств любых форм, используемых (применяемых) в области ветеринарии, в том числе фармацевтических субстанций (активных фармацевтических субстанций) и изделий ветеринарного назначения, включая протезно-ортопедические изделия, и ветеринарной техники;

34) услуг в форме медицинской помощи в соответствии с законодательством РК (в том числе при осуществлении медицинской деятельности, не подлежащей лицензированию), оказываемых субъектом здравоохранения, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности;

35) услуг в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, оказываемых государственной организацией санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с законодательством РК в области здравоохранения;

36) услуг, оказываемых в области ветеринарии:

– физическими или юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление деятельности в области ветеринарии;

– физическими и юридическими лицами, включенными в государственный электронный реестр разрешений и уведомлений на осуществление предпринимательской деятельности в сфере ветеринарии, предусмотренный законодательством РК в области ветеринарии;

– государственными ветеринарными организациями, созданными в соответствии с законодательством РК в области ветеринарии;

37) транспортных средств и (или) сельскохозяйственной техники при одновременном соблюдении следующих условий:

– в состав реализуемого транспортного средства и (или) сельскохозяйственной техники входят ранее ввезенные сырье и (или) материалы, которые освобождаются от НДС в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 399 или подпунктом 4 пункта 2 статьи 451 Налогового кодекса;

– ввоз сырья и (или) материалов в составе реализуемого транспортного средства и (или) сельскохозяйственной техники осуществлен юридическим лицом, реализующим указанные транспортные средства и (или) сельскохозяйственную технику;

– транспортные средства и (или) сельскохозяйственная техника включены в перечень транспортных средств и сельскохозяйственной техники, реализация которых освобождается от НДС, утвержденный уполномоченным органом в области государственной поддержки индустриально-инновационной деятельности по согласованию с центральным уполномоченным органом по государственному планированию и уполномоченным органом;

38) товаров, работ и услуг, реализуемых на территории СЭЗ, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы ЕАЭС;

39) научно-исследовательских работ, проводимых на основании договоров на осуществление государственного задания ...

Для получения полного доступа к просмотру Вы можете:
Авторизоваться, если Вы подписчик
Оформить подписку и задавать вопросы каждый день. Тарифы
Купить доступ
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты.
200 тенге