01.07.2014

Налогообложение при международных перевозках

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Автор:

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

Транспорт (от лат. transportare – перемещать, перевозить) – сфера услуг, осуществляющая перевозки людей и грузов. В понятие «транспорт» включается совокупность путей сообщения и подвижных перевозочных средств, а также различных сооружений и устройств, обеспечивающих их нормальную работу.

В международном товарообмене транспорт занимает особое место. С одной стороны, он является необходимым условием осуществления международного разделения труда; с другой – выступает на международных рынках в качестве экспортёра своей продукции, которая представляет специфический товар – транспортные услуги.

Понятие «международная перевозка» в Гражданском законодательстве Республики Казахстан соответствует понятию, используемому в Налоговых конвенциях.

Согласно подпункту 16 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса, международными перевозками признаются любые перевозки пассажиров, багажа, товаров, в том числе почты, морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, осуществляемые между пунктами, находящимися в разных государствах, одним из которых является Республика Казахстан.

Правовое регулирование обязательств по перевозке регламентируется главой 34 «Перевозка» и главой 35 «Транспортная экспедиция» (ст. 708–714) Гражданского кодекса Республики Казахстан.

Перевозка грузов, пассажиров и багажа производится на основании договора перевозки.

Общие условия перевозки определяются законодательными актами о транспорте, иными законодательными актами и изданными в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом, законодательными актами о транспорте, иными законодательными актами и изданными в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Согласно статье 689 Гражданского кодекса, по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза согласно договору или тарифу.

На отношения по перевозке распространяются общие правила Гражданского кодекса, международные соглашения, а также иные законодательные и нормативные акты, в том числе:

  • Закон Республики Казахстан от 21 сентября 1994 года № 156-XIII «О транспорте в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.04.2014 г.);
  • Закон Республики Казахстан от 8 декабря 2001 года № 266-II «О железнодорожном транспорте» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2014 г.);
  • Закон Республики Казахстан от 17 января 2002 года № 284-II «О торговом мореплавании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.04.2014 г.);
  • Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 года № 476-II «Об автомобильном транспорте» с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.04.2014 г.);
  • Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены Постановлением Правительства РК от 18 июля 2011 года № 826) с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.12.2013 г.;
  • Правила перевозок пассажиров и багажа морским транспортом. Постановление Правительства РК от 18 июля 2011 г. № 823;
  • Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте. Постановление Правительства РК от 13.12.2011 г. № 1522;
  • Правила предоставления услуг экспедитора (утверждены приказом министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 июля 2004 года № 296-I (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.07.2012 г.);
  • Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. (ред. от 11.12.2009 г.) «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе»;
  • Договор от 28.05.2010 г. между Российской Федерацией и Республикой Казахстан
  • «О применении международных договоров в рамках формирования Таможенного союза»;
  • Государственный стандарт ГОСТ «Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте» СТ РК 1294–2004;
  • Конвенция о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) (Женева, 19.05.1956 г.);
  • Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее – СМГС) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2013 г.) и другие нормативные документы.

 

Казахстан является членом Международной федерации экспедиторских ассоциаций (фр. «Federation Internationale des Associations de Transitaires et Аssimiles» – ФИАТА), поэтому нормы ФИАТА применяются к отношениям, участниками которых являются экспедиторы Казахстана.

В современном мире выделяют шесть видов транспорта: морской, железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и трубопроводный. Виды транспорта подразделяются на водный (морской, речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный. Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются как для перевозки грузов, так и пассажиров.

Транспортные операции можно разделить на три группы, связанные между собой последовательностью их выполнения во времени.

Первая группа операций включает в себя действия, предшествующие реализации внешнеторговой сделки. В эту группу входят: планирование внешнеторговых перево­зок, анализ транспортных рынков, тарифов и условий перевозки, планирование расходов.

Вторая группа операций возникает в процессе реализации внешнеторговой сделки и состоит в определении базисного условия контракта (покупатель или продавец оплачивают транспортировку), разработке транспортных условий договора, подготовке товара к транспортировке, заключении договора перевозки, организации контроля за движением груза, оформлении необходимой транспортной и таможенной документации и др.

Третья группа транспортных операций осуществляется после завершения процесса перевозки и состоит в разрешении возможных споров между отправителем, получателем груза и перевозчиком.

Основой для выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Автомобильный транспорт традиционно используется для перевозок на короткие расстояния. Одно из основных его преимуществ – высокая маневренность – обеспечивает регулярность поставки.

Недостатки:

  • сравнительно высокая себестоимость перевозок;
  • возможность хищения груза и угона автотранспорта;
  • сравнительно малая грузоподъемность.

Преимущества железнодорожного транспорта:

  • хорошая приспособленность для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях;
  • возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния;
  • невысокая себестоимость перевозки.

Недостатки: низкая возможность доставки к пунктам потребления, монопольное положение.

Преимущества морского транспорта – низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность.

Недостатки:низкая скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малая частота отправок, зависимость от погодных и навигационных условий.

Преимущества речного транспорта – низкие грузовые тарифы.

Недостатки – малая скорость доставки, низкая доступность в географическом плане.

Преимущества воздушного транспорта – большая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

Недостатки:высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий.

В практике перевозок грузов различают два вида сообщений: смешанное сообщение и прямое сообщение.

Смешанное сообщение – это перевозка грузов различными или одним и тем же видом транспорта, но с перегрузкой (например, с одного автомобиля в другой). При этом каждый раз при перегрузке товара заключается новый договор перевозки, определяющий отношения сторон по ее осуществлению.

Прямое сообщение – это перевозка грузов по одному документу, выполняющему функции договора перевозки, даже если груз перегружался в пути. При перегрузках документ, выполняющий функцию договора перевозки, просто передается на следующий вид транспорта и следует с ним до следующей перегрузки или окончания доставки.

Транспортно-экспедиторское обслуживание представляет собой комплексную систему доставки, которая включает непосредственно перевозку товара от отправителя к получателю и выполнение связанных с перевозкой услуг.

В соответствии со статьей 708 Гражданского кодекса по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – отправителя груза, получателя груза или иного заинтересованного в услугах экспедитора лица) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза.

Считается, что договор транспортной экспедиции наиболее применим в случаях, когда количество отправляемых или прибывающих в адрес того или иного лица грузов достигает значительных размеров и самостоятельное исполнение операций, связанных с оформлением перевозки, становится для грузоотправителя (грузополучателя) обременительным и экономически не оправданным.

Договор транспортной экспедиции является самостоятельным и исключительно транспортно-вспомогательным договором.

Клиентами являются отправитель и получатель груза, также клиентами могут быть и другие лица, связанные с перевозкой груза, в частности собственник имущества.

Экспедитором может быть только предприниматель. Часто в этом качестве выступают специализированные экспедиторские фирмы, порты, консолидирующие небольшие отправки в крупные партии грузов в интересах транспортных организаций.

Обязанности экспедитора может исполнять и сам перевозчик груза (ситуация наиболее распространена при автомобильных перевозках). В этом случае одно и то же лицо будет выполнять функции, составляющие содержание разных договоров с несовпадающими правами и обязанностями.

Экспедитор без согласования с клиентом вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если тому не препятствуют условия договора транспортной экспедиции. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за выполнение договора (ст. 711 Гражданского кодекса).

Договор транспортной экспедиции, как правило, является консенсуальным, но может быть и реальным, особенно когда в качестве экспедитора выступает сам перевозчик.

Договор транспортной экспедиции между экспедитором и клиентом заключается в письменной форме (п. 1 ст. 709 Гражданского кодекса). Принимая груз, экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ (расписку). При необходимости клиент выдает экспедитору доверенность (п. 2 ст. 709 Гражданского кодекса). Тот, в свою очередь, обязан представить клиенту оригиналы договоров, заключенных от имени клиента на основании выданной им доверенности.

Услуги, оказываемые транспортным экспедитором, можно подразделить на основные, формирующие предмет данного договора, и дополнительные.

К основным обязанностям экспедитора относятся: организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом; заключение от имени клиента или от своего имени договоров перевозки груза; обеспечение отправки и получения груза. Во исполнение этих обязанностей экспедитор заключает договор об организации перевозок соответствующим видом транспорта или в смешанном сообщении, фрахтует транспортные средства, бронирует их тоннаж или оформляет заявки на их подачу под погрузку, оплачивает провозные платежи, доставляет груз к месту отправки и сдает перевозчику, составляет перевозочные документы, получает груз в пункте назначения и доставляет его на склад получателя.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено получение документов, требующихся для экспорта или импорта, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его затаривание и упаковка, маркировка, взвешивание, погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, сопровождение груза в пути и его хранение, заявление претензий к перевозчику и др. При этом экспедитор не осуществляет непосредственную перевозку груза.

 

Так, например, при перевозке железнодорожным транспортом экспедитор может оказывать следующие виды услуг:

  • оформление документов, сдача и выдача груза;
  • платежно-финансовые;
  • доставка грузов со/до склада клиента, погрузочно-разгрузочные и складские;
  • информационные;
  • подготовка и дополнительное оборудование подвижного состава;
  • таможенное оформление;
  • иные экспедиторские услуги;
  • полный комплекс услуг по организации перевозок грузов от места отправления до места назначения;
  • заключение договора перевозки от своего имени (от имени экспедитора).

К услугам по оформлению документов, приему и выдаче грузов относятся:

  • заключение договора перевозки от имени клиента;
  • оформление транспортной железнодорожной накладной, в том числе международных и (или) комплекта перевозочных документов, транспортно-сопроводительных документов и экспедиторских документов;
  • оформление заявки на переадресовку груза;
  • предъявление груза к перевозке;
  • получение груза;
  • подписание коммерческого акта;
  • оформление претензий на основании коммерческих актов и иных документов.

Платежно-финансовые услуги предполагают:

  • расчет провозных платежей, тарифов, сборов и штрафов, стоимости иных работ;
  • оплату провозных платежей, сборов и штрафов, погрузочно-разгрузочных, складских и иных работ.

Услугами по доставке грузов со/до склада клиента, погрузочно-разгрузочным и складским работам являются:

  • доставка груза со склада клиента до железнодорожной станции и/или от железнодорожной станции до склада клиента;
  • организация погрузки, выгрузки (разгрузки), перегрузки груза на железнодорожной станции и на складах клиента;
  • сортировка груза;
  • комплектование отправок (консолидация, деконсолидация груза);
  • маркировка, перемаркировка, упаковка груза;
  • ремонт транспортной тары и упаковки;
  • хранение, складирование груза;
  • разработка и согласование с перевозчиком технических условий погрузки и крепления груза.

Информационные услуги включают в себя:

  • уведомление клиентов об отправке, продвижении, о пересечении грузом границы, о прибытии и выдаче груза, а также о перегрузке груза на другие транспортные средства в пунктах перевалки;
  • контроль за продвижением груза в пути следования;
  • консультационные услуги в области перевозок груза.

Услуги по подготовке и оборудованию подвижного состава это:

  • обеспечение клиентов съемным оборудованием, необходимым для перевозки груза, вагонами и контейнерами;
  • предоставление клиентам и перевозчику запорно-пломбировочных устройств.

В услуги таможенного оформления входит оформление всех видов таможенных документов.

К иным услугам, связанным с перевозкой груза, относятся:

...

Для получения полного доступа к просмотру Вы можете:
Авторизоваться, если Вы подписчик
Оформить подписку и задавать вопросы каждый день. Тарифы
Купить доступ
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты.
200 тенге