04.03.2016

Обзор изменений налогового законодательства – 2016

Автор:

 

В течение 2015 года в Налоговый кодекс неоднократно вносились изменения и дополнения, часть из которых вступила в действие в 2015 году, часть – с 1 января 2016 года, а часть будет последовательно вводиться в действие с 2017 по 2022 год. Новшества налогового и таможенного законодательства введены в целях реализации Плана нации «Путь к казахстанской мечте».

Третья реформа по Плану нации представляет 18 магистральных направлений по сокращению в экономике бюрократических издержек следующего характера, в том числе:

Так, в целях реализации данных направлений в течение 2015 года в Налоговый кодекс неоднократно вносились изменения и дополнения, которые вступают в действие в течение 2016–2017, 2018-го и в другие годы.

При этом основные поправки внесены в налоговое законодательство Законом РК от 3 декабря 2015 года № 432-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» (далее – Закон № 432–V) и еще 30 законами РК, в частности:

Законом от 7 апреля 2015 года № 300-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам правового регулирования сферы интеллектуальной собственности» (далее – Закон № 300-V).

Законом от 24 апреля 2015 года № 310-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам игорного бизнеса» (далее – Закон № 310-V).

 Законом от 27 апреля 2015 года № 311-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам страхования и исламского финансирования» (далее – Закон № 311-V).

Законом от 8 июня 2015 года № 317-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам» (далее – Закон № 317-V).

Законом от 21 июля 2015 года № 337-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования деятельности автономных организаций образования» (далее – Закон № 337-V).

Законом от 2 августа 2015 года № 342-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения» (далее – Закон № 342-V).

Законом от 27 октября 2015 года № 362-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам специальных экономических зон» (далее – Закон № 362-V).

Законом от 27 октября 2015 года № 363-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития дорожно-транспортной инфраструктуры, транспортной логистики и авиаперевозок» (далее – Закон № 363-V).

Законом от 27 октября 2015 года № 364-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования торговой деятельности» (далее – Закон № 364-V).

Законом от 29 октября 2015 года № 373-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сельскохозяйственных кооперативов» (далее – Закон № 373-V).

Законом от 29 октября 2015 года № 376-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства» (далее – Закон № 376-V).

Законом от 31 октября 2015 года № 378-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования системы отправления правосудия» (далее – Закон № 378-V).

Законом от 31 октября 2015 года № 382-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» (далее – Закон № 382-V).

Законом от 2 ноября 2015 года № 387-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления в Республике Казахстан (далее – Закон № 387-V).

Законом от 12 ноября 2015 года № 393-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного аудита и финансового контроля (далее – Закон № 393-V).

Законом от 13 ноября 2015 года № 399-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реабилитации и банкротства (далее – Закон № 399-V).

Законом от 13 ноября 2015 года № 400-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительство в Республике Казахстан, в связи с легализацией ими имущества» (далее – Закон № 400-V).

Законом от 16 ноября 2015 года № 403-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам благотворительности» (далее – Закон № 403-V).

Законом от 16 ноября 2015 года № 406-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного социального медицинского страхования» (далее – Закон № 406-V).

Законом от 17 ноября 2015 года № 407-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам индустриально-инновационной политики» (далее – Закон № 407-V).

Законом от 17 ноября 2015 года № 408-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания государственных услуг» (далее – Закон № 408-V).

Законом от 18 ноября 2015 года № 412-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц» (далее – Закон № 412-V).

Законом от 24 ноября 2015 года № 419-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информатизации» (далее – Закон № 419-V).

Законом от 24 ноября 2015 года № 421-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам миграции и занятости населения» (далее – Закон № 421-V).

Законом от 24 ноября 2015 года № 422-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам неработающих кредитов и активов банков второго уровня, оказания финансовых услуг и деятельности финансовых организаций и Национального Банка Республики Казахстан» (далее – Закон от № 422-V).

Закон от 27 ноября 2015 года № 424-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам производства органической продукции и развития агропромышленного комплекса» (далее – Закон № 424-V).

А также:

Законом от 26 ноября 2015 года № 57-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности микрофинансовых организаций» (далее – Закон № 57-V).

Законом от 5 декабря 2013 года № 152-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» (далее – Закон № 152-V).

Законом от 18 июня 2014 года № 210-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» (далее – Закон № 210-V).

Законом от 28 ноября 2014 года № 257-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» (далее – Закон № 257-V).

Законом от 14 января 2016 года № 445-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам драгоценных металлов и драгоценных камней» (далее – Закон № 445-V).

Далее рассмотрим, что представляют собой поправки, уже введенные вышеперечисленными законами РК; в какие годы действуют предусмотренные в них положения, на что необходимо обратить внимание. И как они влияют на некоторые аспекты экономики.

КОНТРОЛЬ ЗА ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ

Законом № 432-V в целях реализации шага 39 Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» (далее – План нации) планируется интеграция таможенной и налоговой систем, в рамках которой импортер будет отслеживаться в целях налогообложения от момента ввоза товара на территорию Казахстана до его реализации.

В целях реализации названного мероприятия Законом № 432-V предусмотрен поэтапный переход на использование электронных сопроводительных накладных.

В настоящее время сопроводительные накладные применяются в отношении алкогольной продукции (СНА) и нефтепродуктов (СНН), что позволяет осуществлять контроль за перемещением алкогольной продукции и нефтепродуктов при их перемещении только внутри республики.

С 1 июля 2016 года Законом № 432-V предусмотрено внедрение сопроводительных накладных на табак и табачные изделия, нефтепродукты при их перемещении внутри республики и импорте.

С 1 января 2017 года вводится электронная сопроводительная накладная на товары при импорте и перемещении всех товаров по территории РК, которая должна заменить все вышеперечисленные сопроводительные накладные.

Вышеуказанные нововведения позволят осуществлять сквозной контроль за товарами с момента импорта или производства до реализации конечному потребителю. В свою очередь, сквозной контроль позволит минимизировать факты нелегального ввоза товаров и уклонения от уплаты налогов и способствовать защите отечественного производителя от нелегального ввоза товаров импортного производства.

При этом подпунктом 9 пункта 1 статьи 14 Налогового кодекса в редакции Закона № 432-V предусмотрены обязанности налогоплательщика по оформлению и оговорены сроки оформления сопроводительных накладных на товары при перемещении товаров по территории РК; при ввозе товаров на территорию РК с территории государств, не являющихся членами Таможенного союза, и с территории государств – членов Евразийского экономического союза. Правила оформления, использования, форма и сроки оформления сопроводительных накладных на товары утверждаются уполномоченным органом.

Следует учесть, что с 1 января 2016 года, согласно пункту 2 статьи 627 Налогового кодекса, при необходимости налоговые органы в ходе налоговой проверки могут проводить проверки по инвентаризации имущества налогоплательщика (налогового агента) (кроме жилых помещений), в том числе на соответствие сведениям, указанным в товарно-транспортных накладных, и наличие товарно-транспортных накладных на импортируемые товары и соответствие наименований товаров сведениям, указанным в товарно-транспортных накладных, при проверке автотранспортных средств на постах транспортного контроля или дорожной полиции.

Также, согласно пункту 5 статьи 627 Налогового кодекса, налоговыми органами проводится тематическая проверка без извещения до начала проверки – внеплановая проверка, в отношении налогоплательщика (налогового агента), в том числе по вопросам наличия товарно-транспортных накладных на импортируемые товары и соответствия наименования товаров сведениям, указанным в товарно-транспортных накладных, при проверке автотранспортных средств на постах транспортного контроля или дорожной полиции.

Для участия при проведении таких тематических проверок по согласованию с объединениями субъектов частного предпринимательства могут быть привлечены представители объединений.

Представительство налогоплательщиков в части НДС

Закон № 432-V. Согласно пункту 1 статьи 17 Налогового кодекса, налогоплательщик (налоговый агент) не вправе участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан, через законного или уполномоченного представителя в случае представления:

1) с 1 января 2016 года налогового заявления для изменения сведений о руководителе юридического лица-резидента, его структурного подразделения, структурного подразделения юридического лица-нерезидента;

2) налоговой отчетности по НДС налогоплательщиком, снятым с регистрационного учета по НДС по решению налогового органа в соответствии с пунктом 4 статьи 571 Налогового кодекса;

3) с 1 апреля 2016 года налогового заявления о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость.

С 1 января 2016 года введены изменения в пункт 2-1 статьи 563 Налогового кодекса касательно того, что изменение сведений о руководителе юридического лица-резидента, его структурного подразделения, структурного подразделения юридического лица-нерезидента осуществляется на основании налогового заявления о постановке на регистрационный учет.

При этом к налоговому заявлению, представленному для изменения сведений о руководителе юридического лица-резидента, прилагается нотариально засвидетельствованная копия решения общего собрания участников (акционеров) юридического лица или одного участника (акционера) юридического лица, состоящего из одного участника (акционера), о назначении исполнительного органа юридического лица.

К налоговому заявлению, представленному для изменения сведений о руководителе структурного подразделения юридического лица, прилагается нотариально засвидетельствованная копия решения уполномоченного органа юридического лица о назначении руководителя структурного подразделения юридического лица либо иного документа, подтверждающего его полномочия.

При этом налоговое заявление подается первым руководителем юридического лица-резидента, его структурного подразделения, структурного подразделения юридического лица-нерезидента в явочном порядке. При подаче налогового заявления заполняется анкета по форме, утвержденной уполномоченным органом.

Обязательство по представлению налогового заявления в явочном порядке не распространяется на лиц, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, и участников информационной системы электронных счетов-фактур.

Новые обязательства касательно аренды

Закон № 364-V. Пунктом 2 статьи 63 Налогового кодекса с 1 января 2017 года список налоговых отчетностей будет дополнен реестром договоров аренды (пользования), представляемый индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, предоставляющими в аренду (пользование) торговые объекты, торговые места в торговых объектах, в том числе на торговых рынках.

Особенности установления реестра договоров аренды (пользования) и сроки его представления с 1 января 2017 года регламентированы новой статьей 67-1 Налогового кодекса.

Данный реестр содержит сведения об участниках аренды, периоде аренды, сумме арендной платы и (или) сумме возмещаемых расходов в соответствии с договором аренды (пользования) с указанием сумм, подлежащих уплате и фактически уплаченных; назначении торгового объекта, торгового места в торговом объекте, в том числе на торговом рынке; месте нахождения торгового объекта, торгового места в торговом объекте, в том числе на торговом рынке.

При этом реестр договоров аренды (пользования) должен содержать также следующие сведения о торговом объекте, в том числе о торговом рынке:

1) стационарный или нестационарный;

2) общая площадь;

3) торговая площадь;

4) входит (не входит) в торговую сеть.

Реестр договоров аренды (пользования) представляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика – индивидуального предпринимателя или юридического лица, предоставляющего в аренду (пользование) торговые объекты, торговые места в торговых объектах, в том числе на торговых рынках, в срок не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Закон № 432-V. Согласно статье 129 нового Трудового кодекса, по соглашению сторон при использовании работником личного имущества в интересах работодателя и с его согласия работодателем производится компенсационная выплата за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, других технических средств и расходы на их эксплуатацию.

Относительно налогообложения компенсационных выплат, в связи с использованием работником личного имущества в интересах работодателя, внесены поправки, действующие с 1 января 2016 года.

При этом, согласно подпункту 24 пункта 3 статьи 155 Налогового кодекса, не рассматриваются в качестве дохода физического лица следующие расходы, понесенные физическим лицом-арендатором, не являющимся индивидуальным предпринимателем, или возмещенные им физическому лицу-арендодателю, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, при имущественном найме (аренде) жилища, жилого помещения (квартиры) – в случае, если указанные расходы производятся отдельно от арендной платы на:

содержание общего имущества объекта кондоминиума в соответствии с жилищным законодательством Республики Казахстан;

оплату коммунальных услуг, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О жилищных отношениях»;

ремонт жилища, жилого помещения (квартиры).

Отметим, до 1 июля 2016 года данные положения действуют в следующей редакции:

24) возмещение расходов физического лица-арендодателя, не являющегося индивидуальным предпринимателем, на содержание и ремонт имущества, переданного в имущественный наем (аренду), или расходов арендатора на содержание и ремонт имущества, арендованного у физического лица, не зачитываемых в счет платы по договору аренды.

Вместе с тем введен дополнительный подпункт 4 в пункт 7 статьи 427 Налогового кодекса, действующий с 1 января 2016 года, согласно которому в целях налогообложения в качестве дохода налогоплательщика, применяющего СНР для субъектов малого бизнеса, не рассматриваются следующие расходы, понесенные физическим лицом-арендатором, не являющимся индивидуальным предпринимателем, при имущественном найме (аренде) жилища, жилого помещения (квартиры) – в случае, если указанные расходы не включаются в арендную плату на:

– содержание общего имущества объекта кондоминиума в соответствии с жилищным законодательством РК;

– оплату коммунальных услуг, предусмотренных Законом РК «О жилищных отношениях»;

– ремонт жилища, жилого помещения (квартиры).

Комментарий

Таким образом, с 1 января 2016 года не считается доходом арендная плата для предоставляющего физического лица либо ИП, применяющего СНР, в аренду жилища, жилого помещения (квартиры) – возмещение его расходов по оплате коммунальных услуг, содержание общего имущества объекта кондоминиума и ремонт жилого помещения, произведенные физическим лицом, не являющимся ИП.

Закон № 432-V. Пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса в целях упрощения процедуры получения отсрочки и оптимизации бизнес-процесса с 1 января 2016 года переданы функции по предоставлению отсрочек департаментам по областям и гг. Алматы и Астана.

Согласно действующей ранее норме Налогового кодекса, заявление налогоплательщика о предоставлении отсрочки по уплате налогов, поступающих в республиканский бюджет, рассматривается уполномоченным органом. При рассмотрении заявления уполномоченным органом учитывается мнение территориального ДГД, запрашивается информация в отношении налогоплательщика o его платежной дисциплине, показателях финансово-хозяйственной деятельности и т. д.

В целях экономии времени и ресурсов, а также для удобства налогоплательщика передана функция по предоставлению отсрочек департаментам по областям и гг. Алматы и Астана.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ДЛЯ СЭЗ

Закон № 362-V. В современный период в Казахстане функционируют 10 специальных экономических зон, налогообложение которых регламентировано статьями 150, с 151-1 до 151-10 Налогового кодекса.

Поправки, вносимые по вопросам СЭЗ, выражены в следующем:

1. Исключение требования по выкупу права землепользования при отчуждении участником в пользу управляющей компании СЭЗ земельного участка с расположенными на ней объектами инфраструктуры.

2. Предоставление стабильности налоговых льгот.

3. Оптимизация процедуры определения приоритетных видов деятельности на территории СЭЗ.

4. Возможности применения строительных норм и правил, а также стандартов иностранных государств, международных и региональных организаций на территории СЭЗ (за исключением административных зданий, зданий социального, бытового, жилого назначения) при проектировании, строительстве, реконструкции, проведении технического перевооружения, расширения, капитального ремонта и эксплуатации объектов СЭЗ.

5. Создание Единого координационного центра СЭЗ.

6. Возможности передачи объектов инфраструктуры на баланс управляющих компаний.

7. Закрепление порядка изменения границ и (или) площади территории СЭЗ.

8. Упорядочивание процедур создания новой СЭЗ.

В том числе касательно налогообложения СЭЗ

Важным в части предоставления стабильности налоговых льгот для участников СЭЗ является дополнение пункта 6 статьи 150 Налогового кодекса, действующее с 1 января 2016 года. В случае изменений в налоговом законодательстве, если эти изменения предусматривают исключение или изменение коэффициентов или ставок по местным налогам либо касаются размера уменьшения при исчислении КПН, то участники СЭЗ защищены от этих изменений и применяют режим стабильности налоговых льгот для участников СЭЗ в течение срока действия договора в качестве участника СЭЗ, но не более срока исковой давности 5 лет.

Согласно внесенным поправкам в пункт 1 статьи 150 Налогового кодекса, действующим с 7 ноября 2015 года, предусмотрена оптимизация процедуры определения приоритетных видов деятельности на территории СЭЗ. Перечень приоритетных видов деятельности по видам экономической деятельности, указанных в статьях 151-1151-10 (по видам СЭЗ), и перечень объектов, строительство которых предназначено для осуществления данных видов деятельности, а также порядок включения приоритетных видов деятельности и объектов строительства в указанные перечни, определяются Правительством РК.

Определение приоритетных видов деятельности осуществляется в соответствии с общим классификатором видов экономической деятельности и классификатором продукции по видам экономической деятельности, утвержденными уполномоченным государственным органом в области технического регулирования.

Комментарий

Таким образом, если ранее перечень приоритетных видов деятельности для каждой СЭЗ предусматривал конкретизацию по видам и наименованиям производимой продукции, то сейчас для каждой СЭЗ виды деятельности оптимизированы, сгруппированы и приведены в соответствие с Общим классификатором видов экономической деятельности.

Изменения внесены в пункт 1 статьи 151-1 Налогового кодекса, действующие с 1 января 2015 года в порядке налогообложения на территории СЭЗ «Астана – новый город». Ранее предусмотренные в Налоговом кодексе 18 приоритетных для СЭЗ «Астана – новый город» видов деятельности оптимизированы, сгруппированы и приведены в соответствие с Общим классификатором видов экономической деятельности. Так, для работы на территории СЭЗ «Астана – новый город» включены следующие виды деятельности:

1) обрабатывающая промышленность, за исключением производства напитков; производства табачных изделий; производства деревянных и пробковых изделий, кроме мебели; производства изделий из соломки и материалов для плетения; печати и воспроизведения записанных материалов; ремонта и установки машин и оборудования;

2) складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность;

3) строительство и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, административного и жилого комплексов в соответствии с проектно-сметной документацией;

4) строительство и ввод в эксплуатацию больниц, поликлиник, школ, детских садов, музеев, театров, высших и средних учебных заведений, библиотек, дворцов школьников, спортивных комплексов в соответствии с проектно-сметной документацией;

5) строительство и ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных непосредственно для осуществления видов деятельности, предусмотренных подпунктами 1 и 2 настоящего пункта, в пределах проектно-сметной документации.

Изменен порядок исчисления платы за пользование земельным участком: коэффициент 0 к соответствующим ставкам при исчислении платы за пользование земельными участками на срок, указанный в договоре временного возмездного землепользования (аренды), но не более срока действия СЭЗ «Астана – новый город».

Если ранее коэффициент 0 к ставкам платы за пользование земельными участками применялся на срок, указанный в договоре временного возмездного землепользования (аренды), но не более десяти лет со дня предоставления земельных участков, то согласно изменениям коэффициент 0 применяется также на срок договора аренды земельного участка, но не более всего срока действия СЭЗ.

Далее, в результате оптимизации перечня приоритетных видов деятельности редакционные изменения внесены в пункт 3 статьи 151-1 Налогового кодекса в связи с новыми ссылками на виды деятельности, выраженные в пункте 1.

Так, положения по уменьшению КПН на 100 % не распространяются на корпоративный подоходный налог, исчисленный по доходам, полученным (подлежащим получению) от осуществления следующих видов деятельности, предусмотренных подпунктами 4, 5 пункта 1 статьи 151-1 Налогового кодекса:

 4) строительство и ввод в эксплуатацию больниц, поликлиник, школ, детских садов, музеев, театров, высших и средних учебных заведений, библиотек, дворцов школьников, спортивных комплексов в соответствии с проектно-сметной документацией;

 5) строительство и ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных непосредственно для осуществления видов деятельности, предусмотренных подпунктами 1 и 2 данного пункта, в пределах проектно-сметной документации.

Если организация, осуществляющая указанные виды деятельности, осуществляет также один из видов деятельности, указанных в подпунктах 1–3 пункта 1 данной статьи, такая организация в целях исчисления налогового обязательства по КПН ведет раздельный учет по доходам.

Такие же изменения и дополнения внесены и в другие статьи Налогового кодекса по налогообложению организаций, осуществляющих деятельность на территории СЭЗ, приведенные в

Для получения полного доступа к сайту авторизуйтесь или оформите подписку, либо пройдите регистрацию и получите бесплатный доступ к сайту на три дня