14.01.2019

Обзор изменений в Налоговом кодексе, вступивших в силу с 1 января 2019 года

Автор:

C 1 января 2019 года вступает в силу ряд поправок в налоговое законодательство Республики Казахстан, которые, в свою очередь, влекут изменения в законодательстве, обеспечивающем социальную защиту граждан. В статье не дается оценка тем или иным изменениям в Налоговом кодексе, ее цель – обзор наиболее значимых из них.

 

Законом РК «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” (Налоговый кодекс)» от 25 декабря 2017 года № 121-VI (далее – Закон о введении) действие некоторых статей Налогового кодекса было приостановлено до 1 января 2019 года, ряд изменений в Налоговый кодекс был внесен законами, принятыми в ноябре–декабре 2018 года.

Определение предельных значений в МРП вместо МРЗП

Статьей 8 Закона РК «О республиканском бюджете на 2019–2021 годы» от 30 ноября 2018 года № 197-VI на 2019 год в числе прочих расчетных показателей установлен минимальный размер заработной платы (МРЗП) – 42 500 тенге. И поскольку порядок определения практически всех предельных – минимальных и максимальных – значений, предусмотренных при исчислении ИПН, и соответствия условиям применения специальных налоговых режимов (СНР) в 2018 году определялся в МРЗП, то внесение изменений в Налоговый кодекс было неизбежно и не заставило себя ждать. Так, в соответствии с Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости населения» от 26 декабря 2018 года № 203-VI (далее – Закон от 26 декабря 2018 года № 203-VI), с 1 января 2019 года предельные значения будут определяться исходя из значения месячного расчетного показателя (МРП), установленного республиканским бюджетом на текущий год. Согласно новой редакции подпункта 20 пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса, социальная поддержка физического лица – безвозмездная передача налоговым агентом за год имущества в пределах 647-кратного размера МРП (ранее – 55 МРЗП), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на начало соответствующего финансового года, физическому лицу, имеющему право на социальную поддержку в соответствии с законодательством РК.

И, разумеется, в части предельных значений Законом от 26 декабря 2018 года № 203-VI внесены изменения в раздел 8 «Индивидуальный подоходный налог» Налогового кодекса.

Так, с 1 января 2019 года, согласно подпунктам 11, 12, 14, 18 и 27 пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса, из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются:

– выигрыш по одной лотерее в пределах 6-кратного размера МРП (ранее – 50 % от 1 МРЗП), установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете и действующего на дату начисления таких выигрышей;

– выплаты в связи с выполнением общественных работ и профессиональным обучением, осуществляемые за счет средств бюджета и (или) грантов, в 12-кратном размере МРП (ранее – 1 МРЗП), установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете и действующего на дату такой выплаты;

– доход от личного подсобного хозяйства каждого лица, занимающегося личным подсобным хозяйством, – за год в пределах 282-кратного размера МРП (ранее – 24 МРЗП), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;

– выплаты в пределах 94-кратного размера МРП (ранее – 8 МРЗП), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, по каждому виду выплат, произведенные налоговым агентом в течение календарного года:

• для покрытия расходов физического лица на медицинские услуги (кроме косметологических) – при предоставлении физическим лицом документов, подтверждающих получение медицинских услуг (кроме косметологических) и фактические расходы на их оплату, или расходов работодателя на уплату в пользу работника страховых премий по договорам добровольного страхования на случай болезни – при наличии договора добровольного страхования на случай болезни и документа, подтверждающего уплату страховых премий по договору добровольного страхования на случай болезни;

• в виде оказания материальной помощи работнику при рождении ребенка – при предоставлении работником копии свидетельства (свидетельств) о рождении ребенка (детей);

• на погребение работника или членов его семьи, близких родственников – при наличии справки о смерти или свидетельства о смерти работника или членов его семьи, близких родственников.

Указанные доходы освобождаются от налогообложения на основании заявления о применении корректировки дохода и при наличии подтверждающих документов;

– доходы в виде расходов работодателя на оплату отпуска по беременности и родам, отпуска работникам, усыновившим (удочерившим) новорожденного ребенка (детей), за вычетом суммы социальной выплаты на случай потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), осуществленной в соответствии с законодательством РК об обязательном социальном страховании, – в пределах 12-кратного размера МРП (ранее – 1 МРЗП), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату начисления дохода.

Подпункт 1 пункта 1 статьи 346 Налогового кодекса после слов «заработной платы» дополнен словами «... установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года».

При этом, на основании подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 346 Налогового кодекса, стандартными вычетами являются:

– 882-кратный размер МРП (ранее – 75 МРЗП) за календарный год на основании того, что такое лицо на дату применения настоящего подпункта является:

• участником Великой Отечественной войны и приравненным к нему лицом;

• лицом, награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны;

• лицом, проработавшим (прослужившим) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны;

• инвалидом І, II или III группы;

• ребенком-инвалидом.

В случае если физическое лицо имеет несколько оснований для применения настоящего подпункта, исключение доходов не должно превышать выше­указанный предел дохода;

– 882-кратный размер МРП (ранее – 75 МРЗП) за календарный год на основании того, что такое лицо на дату применения настоящего подпункта является:

• одним из родителей, опекунов, попечителей ребенка-инвалида – за каждого такого ребенка-инвалида до достижения им восемнадцатилетнего возраста;

• одним из родителей, опекунов, попечителей лица, признанного инвалидом по причине «инвалид с детства», – за каждое такое лицо в течение его жизни;

• одним из усыновителей (удочерителей) – за каждое такое лицо до достижения усыновленным (удочеренным) ребенком восемнадцатилетнего возраста;

• одним из приемных родителей, принявших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью, – за каждое такое лицо на период срока действия договора о передаче детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью.

Данные положения не применяются в отношении работников администраций соответствующих организаций образования, медицинских организаций, организаций социальной защиты населения, являющихся опекунами и попечителями лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, в силу трудовых отношений с такими организациями.

Также изменен размер налогового вычета, применяемого по расходам на оплату медицинских услуг (кроме косметологических). В соответствии с пунктом 3 статьи 348 Налогового кодекса, Налоговый вычет на медицину применяется в размере не более 94-кратного размера МРП (ранее – 8 МРЗП), определенного за календарный год. При этом общая сумма налогового вычета на медицину и корректировки дохода для покрытия расходов физического лица на медицинские услуги (кроме косметологических), в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса, в совокупности за календарный год не должна превышать 94-кратный размер МРП (ранее – 8 МРЗП), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Также Законом от 26 декабря 2018 года № 203-VI внесены изменения в статью 33 Закона о введении, касающиеся представления декларации по индивидуальному подоходному налогу налогоплательщиками-резидентами: граждане РК, оралманы и лица, имеющие вид на жительство в РК, которые имеют по состоянию на 31 декабря отчетного налогового периода деньги на банковских счетах в иностранных банках, находящихся за пределами РК, в сумме, превышающей 141-кратный размер МРП (ранее – 12 МРЗП), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 31 декабря отчетного налогового периода, должны представлять такую декларацию.

Согласно пункту 5 статьи 658 Налогового кодекса, облагаемая сумма дохода трудовых иммигрантов-нерезидентов по доходам, полученным (подлежащим получению) по трудовым договорам, заключенным в соответствии с трудовым законодательством РК на основании разрешения трудовому иммигранту, определяется как сумма доходов, полученных (подлежащих получению) от выполнения работ, оказания услуг, уменьшенная на сумму 12-кратного размера МРП (ранее – 1 МРЗП), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, исчисленная за каждый месяц выполнения работ, оказания услуг соответствующего периода, указанного в разрешении трудовому иммигранту.

МРП вместо МРЗП для определения предельных значений с 1 января 2019 года установлен в подпункте 1 пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса.

Так, прекращению деятельности в принудительном порядке подлежат юридические лица – резиденты, их структурные подразделения, структурные подразделения юридического лица – нерезидента, юридические лица – нерезиденты, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение без открытия структурного подразделения, индивидуальные предприниматели (ИП), соответствующие одновременно следующим условиям:

1) до 1 января календарного года, но не менее срока исковой давности, установленного статьей 48 Налогового кодекса:

– не представлявшие налоговую отчетность;

– не совершавшие экспортно-импортные операции;

– не осуществлявшие платежи и (или) переводы денег по банковским счетам, за исключением случаев, если сумма платежа и (или) перевода денег за календарный год не превышает 141-кратный размер МРП (ранее – 12 МРЗП), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, а также получения пенсионных и (или) социальных выплат;

– не состоявшие на регистрационном учете в качестве плательщика НДС.

Также МРП вместо МРЗП применяется для определения условий применения СНР субъектами малого бизнеса. То есть, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 683 Налогового кодекса, доход за налоговый период не должен превышать для СНР:

– на основе патента – 3 528-кратный размер МРП (ранее – 300 МРЗП), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;

– на основе упрощенной декларации – 24 038-кратный размер МРП (ранее – 2 044 МРЗП), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;

– с использованием фиксированного вычета – 144 184-кратный размер МРП (ранее – 12 260 МРЗП), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 687 Налогового кодекса, в целях исчисления налогов по упрощенной декларации сумма налогов, исчисленная за налоговый период согласно пункту 1 настоящей статьи, подлежит корректировке в сторону уменьшения на сумму в размере 1,5 % от суммы налога за каждого работника исходя из среднесписочной численности работников, если среднемесячная заработная плата работников по итогам отчетного периода составила у ИП не менее 23-кратного размера МРП (ранее – 2 МРЗП), юридических лиц – не менее 29-кратного размера МРП (ранее – 2,5 МРЗП), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на первое число налогового периода.

Также, в соответствии с пунктом 3 статьи 694 Налогового кодекса, налогоплательщик, применяющий СНР с использованием фиксированного вычета, имеет право на уменьшение налогооблагаемого дохода на 1-кратный размер начисленных в отчетном налоговом периоде расходов работодателя по доходам работника, подлежащих отнесению на вычеты при определении налогооблагаемого дохода в соответствии с параграфом 4 главы 75 Налогового кодекса. Такое уменьшение налогоплательщик вправе производить при условии, если среднемесячная заработная плата работников такого налогоплательщика за отчетный налоговый период превышает 47-кратный размер МРП (ранее – 4 МРЗП), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Уменьшение облагаемого дохода работника на 90 %

В рамках Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения» от 2 июля 2018 года № 165-VI подпункт 2 статьи 33 Закона о введении статья 341 Налогового кодекса дополнена подпунктом 49, согласно которому из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключается облагаемый доход работника в размере 90 % от суммы такого дохода. Указанное положение применяется к доходу работника, не превышающему 25-кратный ...

Для получения полного доступа к сайту авторизуйтесь или оформите подписку, либо пройдите регистрацию и получите бесплатный доступ к сайту на три дня