09.03.2016

Особенности учета и налогообложения в гостиничном бизнесе

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Автор:

 

Система бухгалтерского учета и финансовой отчетности в гостиничном бизнесе строится в соответствии с принципами и качественными характеристиками, которые установлены Законом РК "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" от 28 февраля 2007 года № 234-III (далее - Закон о бухгалтерском учете и финансовой отчетности), национальными и международными стандартами финансовой отчетности.

Статьей 4 Закона о бухгалтерском учете и финансовой отчетности определены основные цели бухгалтерского учета и финансовой отчетности: обеспечение заинтересованных лиц полной и достоверной информацией о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуальных предпринимателей и организаций.

Современная гостиница – это комплекс услуг, различных по функциям, но объединенных между собой целью создания оптимальных условий проживания, уровня комфорта для туристов, командированных на различные сроки, и обеспечения общественными формами обслуживания проживающих в комплексе. Создание гостиничных комплексов связано с высокой степенью их социальной и экономической целесообразности, рентабельности. Они призваны играть роль комплексного многоцелевого центра. В связи с этим бухгалтерский и налоговый учет в гостиницах является процессом трудоемким, а изменения, происходящие в законодательстве, требуют от бухгалтера гостиницы отслеживать их сразу по нескольким видам деятельности.

Порядок предоставления гостиничных услуг регламентируется Постановлением Правительства РК «Об утверждении Правил предоставления физическими и юридическими лицами торговых, развлекательных, гостиничных, медицинских и иных услуг на территории столицы» от 21 апреля 2008 года № 366.

Согласно данным правилам, поставщики гостиничных услуг осуществляют свою деятельность при наличии сертификата соответствия, выданного в установленном законодательством порядке. Здание гостиницы (либо часть здания, в котором расположена гостиница) обеспечивается освещаемыми или светящимися информационными вывесками с указанием наименования гостиницы, распорядка работы и площадок для стоянки автотранспортных средств на государственном, русском и при необходимости на английском языках.

Поставщики гостиничных услуг обеспечивают наличие:

1) телефонов коллективного пользования в вестибюле и (или) в кабине с городской, междугородней и международной связью;

2) в гостиничных номерах: телефонной связи, перечня предоставляемых услуг, противопожарной инструкции, телефонного справочника, буклетов, брошюр и других материалов с информацией для туристов на государственном, русском и при необходимости на английском языках.

Гостиничные услуги предполагают также предоставление услуг:

1) прачечной, химчистки;

2) по вызову такси;

3) по организации экскурсий по столице;

4) по предоставлению электронных средств связи, копировальной техники, подключению к электронной сети Интернет;

5) спортивно-оздоровительных;

6) иных услуг в соответствии с договором между потребителем и поставщиком гостиничных услуг.

Порядок и условия проживания в гостинице определяются правилами проживания в гостинице, устанавливаемыми поставщиком гостиничных услуг.

Персонал гостиницы должен иметь соответствующую профессиональную подготовку.

Поставщик гостиничных услуг обеспечивает персонал специальной одеждой и служебными значками (бейджами).

Функциональные обязанности персонала устанавливаются администрацией гостиницы в соответствующих инструкциях.

В учетной политике гостиничной организации должны быть рассмотрены особенности в учете гостиничного бизнеса: план счетов бухгалтерского учета; формы первичных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций; порядок проведения инвентаризации и методы оценки товарно-материальных запасов, имущества и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации и другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Организация бухгалтерского учета на предприятиях гостиничного бизнеса

При формировании учетной политики гостинице необходимо особое внимание уделять методу и порядку признания дохода от проживания.

Согласно МСФО (LAS) 18 «Выручка», выручка – это валовое поступление экономических выгод за определенный период в ходе обычной деятельности предприятия, приводящее к увеличению собственного капитала, не связанного с взносами участников собственного капитала.

Выручка должна измеряться по справедливой стоимости полученного или подлежащего получению возмещения.

Сумма выручки, возникающей от операции, обычно определяется договором между предприятием и покупателем или пользователем актива. Она измеряется по справедливой стоимости возмещения, полученного или подлежащего получению, с учетом суммы любых торговых или оптовых скидок, предоставляемых предприятием.

Также необходимо предусмотреть и дату признания выручки от оказания услуг по проживанию, которой может быть дата проживания гостя (каждый прожитый гостем ...

Для получения полного доступа к просмотру Вы можете:
Авторизоваться, если Вы подписчик
Оформить подписку и задавать вопросы каждый день. Тарифы
Купить доступ
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты.
200 тенге