При реализации товаров, работ, услуг поставщик нередко предоставляет покупателю скидки. Каков бухгалтерский учет скидок, предоставленных как до момента реализации, так и после? Что такое кредит-нота, и как отразить ее в учете и продавцу, и покупателю? Как оформить счета-фактуры при различных вариантах предоставления скидок? На какие налоги влияет предоставление скидок и каков налоговый учет скидок? Ответы на эти вопросы представлены в данной статье.
Бухгалтерский учет
Для правильного бухгалтерского учета скидок рекомендуется предусмотреть в учетной политике у поставщиков в разделе учета выручки, а у покупателей в разделе учета запасов подразделы по учету скидок с учетом особенностей торговых сделок.
Для учета скидок также можно предусмотреть следующие документы:
− оформленную маркетинговую политику как составную часть учетной политики;
− утвержденный список клиентов – крупных покупателей продукции, которым предоставляются скидки;
− приказ (распоряжение) руководителя об утверждении прайс-листов на весь ассортимент продаваемых товаров, в том числе со скидкой;
− приказ об уценке сезонного или залежавшегося товара;
− положение о переоценке товара в связи с истечением или приближением даты истечения сроков годности или реализации товаров;
− договор купли-продажи товара, с указанием на формирование цены сделки с учетом размера соответствующих скидок (надбавок) в рамках проведения маркетинговой политики;
− извещение покупателю о предоставленной скидке (если она предоставлена не в момент приобретения товара);
− накладную на отпуск со скидкой;
− положение о применении дисконтных карт и скидок, предоставляемых их владельцам.
В списке первичных документов, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан «Об утверждении форм первичных учетных документов» от 21 июня 2007 года № 216, не предусмотрены формы, связанные с учетом скидок.
Поэтому каждая организация самостоятельно разрабатывает эти формы, причем они должны содержать обязательные реквизиты, установленные Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 28 февраля 2007 года № 234-III.
Предоставление скидки до момента реализации
Если покупатель и продавец договариваются о скидке до момента реализации, то многие продавцы учитывают реализацию товаров, работ, услуг на нетто-основе без учета скидки. При оформлении счета-фактуры скидка не отражается.
ПРИМЕР
Цена сделки на товар без НДС – 100 000 тенге, скидка – 10%, себестоимость товара – 60 000 тенге.
В нижеприведенных таблицах представлены бухгалтерские проводки по отражению операций без учета скидок как для продавца, так и для покупателя.
Корреспонденция счетов по отражению операций без учета скидок у продавца
Корреспонденция счетов по отражению операций без учета скидок у покупателя
Некоторые компании отражают в своей отчетности саму реализацию по отпускным ценам и предоставляемые скидки.
В приведенных ниже таблицах представлены бухгалтерские проводки по отражению операций с учетом скидок как у продавца, так и у покупателя.
Корреспонденция счетов по отражению операций с учетом скидок у продавца
Корреспонденция счетов по отражению операций с учетом скидок у покупателя
Счет-фактура будет иметь следующий вид:*
(Ф.И.О., подпись)
(должность)
Главный бухгалтер организации
(Ф.И.О., подпись)
(Ф.И.О., подпись)
Примечание:Без печати не действителен. Оригинал (первый экземпляр) – покупателю. Копия (второй экземпляр) – поставщику.
Предоставление скидки после реализации
Зачастую скидки после реализации предоставляются, если покупатель выполнит определенные условия сделки.
ПРИМЕР
Поставщик реализует свой товар по цене 5 000 тенге за единицу. Себестоимость единицы товара составляет 3 000 тенге. Условиями договора предусмотрено, что если покупатель оплачивает полностью сумму за товар поставщику в течение трех дней, то ему предоставляется скидка 5%. Сложность учета заключается в том, что поставщик не знает заранее, оплатит ли ему покупатель за товар в льготный срок или нет. При таких условиях реализации существуют два подхода для отражения операций по предоставлению скидок поставщиком.
Первый подходзаключается в том, что поставщик в момент реализации признает полную реализацию, а скидку учитывает только в момент оплаты. В этом случае скидка будет показана в дополнительном счете-фактуре.
Рассмотрим бухгалтерские проводки у продавца и оформление счета-фактуры при использовании первого подхода.
Корреспонденция счетов при использовании первого подхода у продавца
При этом в счете-фактуре будет отражено следующее:
После оплаты, то есть после того, как была использована скидка, выписывается дополнительный счет-фактура на сумму предоставленной скидки:
В соответствии с требованиями статьи 265 Налогового кодекса в дополнительном счете-фактуре указываются:
1) порядковый номер арабскими цифрами дополнительного счета-фактуры и дата его выписки;
2) порядковый номер арабскими цифрами и дата выписки счета-фактуры, к которому выписывается дополнительный счет-фактура;
3) наименование, адрес и идентификационный номер поставщика и получателя товаров, работ, услуг;
4) ставка НДС;
5) размер корректировки облагаемого оборота без учета НДС;
6) скорректированная сумма НДС.
Дополнительный счет-фактура выписывается поставщиком товаров, работ, услуг и подтверждается получателем указанных товаров, работ, услуг.
В нижеследующей таблице отражены бухгалтерские проводки для покупателя.
Корреспонденция счетов при использовании первого подхода у покупателя
Суть второго подхода состоит в том, что продавец в момент продажи учитывает скидку,
а если покупатель не использует срок льготной оплаты, то производится корректировка ранее выписанного счета-фактуры.
Рассмотрим бухгалтерские проводки у продавца и оформление счета-фактуры при использовании второго подхода.
Корреспонденция счетов при ...
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты. 200 тенге