Предприятия, осуществляя хозяйственные операции по купле-продаже, стремятся заинтересовать покупателя выгодными условиями поставок. Продажа товара «в рассрочку» приводит к образованию дебиторской задолженности. Как следствие, необходимо анализировать кредитоспособность партнеров. Кроме того, часто для пополнения оборотных средств компании привлекают заемные средства в банках. Банки при выдаче заемных средств также оценивают кредитоспособность клиентов.
Общие положения
Кредитоспособность – это способность заемщика получить кредит, а также своевременно и полностью рассчитаться по долгам.
Оценка кредитоспособности для каждого предприятия может быть различной. О положительной кредитоспособности компании говорят, например, эффективность размещения и использования как собственных, так и заемных средств, готовность заемщика совершать платежи и погашать кредиты в определенные сроки. Выбор показателей оценки зависит от задач, которые ставит перед собой предприятие, поэтому единых универсальных методических указаний по изучению кредитоспособности не существует.
Известны следующие показатели кредитоспособности:
· коэффициент абсолютной ликвидности;
· коэффициент текущей ликвидности;
· коэффициент покрытия;
· оборачиваемость оборотных активов в днях;
· коэффициент собственности (автономии);
· рентабельность реализации;
· темпы роста оборачиваемости оборотных активов и др.
Оценка кредитоспособности предполагает сопоставление фактического значения показателя с нормативным.
К основным методам оценки кредитоспособности предприятия-заемщика относятся:
· оценка финансовой устойчивости предприятия на основе системы финансовых коэффициентов;
· оценка денежных потоков предприятия;
· оценка делового риска кредитуемой сделки;
· оценка обеспечения кредита и т. п.
Источником информации для оценки кредитоспособности предприятия служит бухгалтерская финансовая отчетность: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях в капитале, отчет о движении денежных средств. Бухгалтерская отчетность является исходной информацией для анализа расчетных показателей, однако следует отметить, что баланс не в достаточной степени отражает стоимость предприятия на день оценки. Для обоснованного и всестороннего анализа кредитоспособности клиентов часто используются:
· данные оперативного учета;
· сведения, накапливаемые в банке;
· сведения статистических органов;
· данные анкет клиентов;
· информация поставщиков;
· сведения специализированных агентств по оценке кредитоспособности хозяйствующих субъектов.
При оценке опыта работы банка с клиентом рассматривается прочность взаимоотношений банка с клиентом. К таким факторам относятся:
· длительность взаимоотношений заемщика с банком по кредитованию, по расчетно-кассовому обслуживанию и по другим видам банковских услуг;
· количественные параметры операций банка с данным клиентом по всем видам продуктов (суммы и сроки кредитов, суммы оборотов по счетам и т. д.);
· дисциплина расчетов с банком по всем как действующим на дату анализа кредитам и другим продуктам, имеющим кредитные риски, так и по предыдущим (ранее предоставленным и погашенным (прекращенным)).
Кроме этого, банк оценивает потенциального заемщика с точки зрения определенных субъективных факторов внешней среды.
Положительными факторами оценки могут быть следующие:
· заемщик является приоритетным клиентом партнера банка;
· участие банка ...
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты. 200 тенге