04.11.2019

Претензии и неустойки в учете

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Автор:

Одним из способов защитить свои права в случае нарушения условий договора является предъявление претензии и начисление неустойки. Рассмотрим порядок отражения неустойки в бухгалтерском и налоговом учете предприятия.

Согласно статье 293 Гражданского кодекса, неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Основанием для признания неустойки (штрафа) являются договор, в условиях которого прописаны штрафные санкции, письмо-претензия от кредитора с указанием причин предъявления неустойки и размера неустойки, а также счет на оплату. Первичными документами для отнесения суммы неустойки на расходы могут также послужить акт сверки, протокол разногласий либо бухгалтерская справка.

Размеры неустойки обычно определяются в твердой денежной сумме или в процентах к сумме неисполненного либо ненадлежаще исполненного обязательства.

Расчеты по претензиям являются одним из видов прочей дебиторской (кредиторской) задолженности.

Для получения полного доступа к просмотру Вы можете:
Авторизоваться, если Вы подписчик
Оформить подписку и задавать вопросы каждый день. Тарифы
Купить доступ
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты.
200 тенге