Не существует бизнеса, не нуждающегося в рекламе. Тем не менее вопрос учета проводимых рекламных акций в бухгалтерском и налоговом учете остается одним из сложнейших для бухгалтеров, справиться с которым поможет эксперт журнала.
Термин «реклама» определен в Законе РК «О рекламе» от 19 декабря 2003 года № 508-II. Согласно подпункту 1-1 статьи 3 указанного закона, реклама – распространяемая и размещаемая в любой форме, с помощью любых средств информация, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам и способствовать их реализации.
То есть, для того чтобы акция, проводимая компаниями, была признана рекламной, она должна:
1) быть предназначена для неопределенного круга лиц;
2) формировать интерес к определенным товарам, работам, услугам и способствовать их реализации.
Все используемые рекламные кампании можно разделить на прямую и непрямую рекламу.
К прямой рекламе относится классическое информирование потребителя о товаре, работах и услугах организации через телевидение, радио, газеты, журналы, интернет-сайты и другие средства массовой информации. Затраты на такую рекламу отражаются в бухгалтерском учете в статье расходов по реализации товаров, работ, услуг и относятся на вычеты при определении налогооблагаемого дохода на основании пункта 1 статьи 242 Налогового кодекса. Учет затрат на прямую рекламу не вызывает затруднений, в отличие от непрямой рекламы.
К непрямой рекламе относятся:
– стимуляция сбыта в потребительской среде (consumer promotion);
– стимуляция сбыта в среде торговых посредников (trade promotion);
– прямой маркетинг (direct marketing);
– рекламные материалы (POSM), специальные мероприятия (special events).
В данном материале рассмотрим на практических примерах особенности учета рекламных акций, стимулирующих сбыт в потребительской среде, к которым можно отнести:
1) распространение листовок (leafleting), в том числе с купонами (couponing);
2) дегустацию (tasting);
3) раздачу пробных экземпляров (sampling);
4) подарок за покупку (gift with purchase promotions);
5) стимулирующие лотереи/розыгрыши/конкурсы (lotteries/Draws/Competitions).
Пример 1. Распространение листовок, в том числе с купонами
Руководство кафе «А» приняло решение о проведении рекламной акции по привлечению новых клиентов, для чего были заказаны листовки с купоном, дающим право предъявившему его посетителю на скидку 50 % на бизнес-ланч. Стоимость 2 000 листовок составила 100 000 тенге. Для распространения листовок были привлечены профессиональные промоутеры рекламного агентства. Затраты на оплату услуг промоутеров за 30 дней составили 300 000 тенге.
Стоимость бизнес-ланча без скидки составляет 1 800 тенге, предъявитель купона оплачивает 900 тенге.
Документальное оформление
Законодательно установленного регламента проведения и документального оформления рекламных акций не существует. Согласно сложившейся деловой практике можно выделить следующие необходимые документы при проведении вышеуказанной рекламной акции:
1) приказ руководителя компании «А» о проведении рекламной акции с указанием ответственных лиц;
2) положение (условия) о проведении акции и информация об ознакомлении с условиями сотрудниками компании;
3) документальное оформление получения в типографии рекламных листовок;
4) документальное оформление передачи рекламных листовок промоутерам рекламного агентства;
5) отчет рекламного ...
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты. 200 тенге