Иногда на балансе организации числится имущество, еще физически годное к дальнейшему использованию, но по ряду причин морально устаревшее. Это могут быть и оборудование, и товары народного потребления. Поэтому с необходимостью списания такого имущества может столкнуться любой бухгалтер. Какие документы следует оформить? Как отразить такую операцию в бухгалтерском и налоговом учете? Ответы на данные вопросы – в публикуемом материале.
Для правильной процедуры списания и учета морально устаревшего имущества не следует путать или объединять понятия «физический износ» и «моральный износ».
Физический износ – это старение имущества, в результате которого постепенно утрачивается его первоначальная стоимость. Физический износ актива может наступить в процессе его использования, а также в результате чрезвычайных обстоятельств (пожаров, наводнений и т. д.).
Моральный износ – это старение имущества в связи с появлением вследствие технического прогресса более эффективных видов активов аналогичного назначения. Если учитываемые на балансе организации основные средства, не введенное в эксплуатацию оборудование, материально-производственные запасы, в том числе товары и готовая продукция, по своим качественным показателям или потребительским свойствам уже не могут способствовать получению прибыли, то такое имущество нужно списывать. Порядок действий бухгалтера зависит от того, какое именно имущество требуется списать.
Товарно-материальные запасы
Нередко на складах организации скапливаются остатки нереализованных товарно-материальных ценностей, которые могут включать неликвидные остатки товаров, материалов, готовой продукции и пр.
Продажа такого имущества невозможна из-за потери товарного вида или технологических свойств, а дальнейшее хранение в какой-то момент становится просто невыгодным. В связи с этим подобное имущество следует признать морально устаревшим и списать со счетов учета, предварительно правильно оформив всю необходимую первичную документацию.
Для этого приказом руководителя предприятия назначается инвентаризационная комиссия. В состав комиссии обычно включают сотрудника бухгалтерии и лицо, материально ответственное за сохранность инвентаризируемого имущества.
Комиссия производит непосредственный осмотр морально устаревшего имущества, устанавливает причину его непригодности к дальнейшему использованию, определяет возможность использования его на другие цели или для продажи, составляет акт на списание и представляет его на утверждение руководителю организации, а также осуществляет контроль за утилизацией списанных товарно-материальных ценностей и определяет стоимость возможных отходов (утиля, лома, ветоши и пр.).
В бухгалтерском учете для оформления списания товарно-материальных запасов ...
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты. 200 тенге