Общие положения
В соответствии с пунктом 1 статьи 117 Гражданского кодекса, к недвижимому имуществу (недвижимые вещи, недвижимость) относятся: земельные участки, здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Имущество, не относящееся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законодательных актах (п. 3 ст. 117 Гражданского кодекса).
Классификация транспортных средств в целях бухгалтерского и статистического учета осуществляется в соответствии с Классификатором основных фондов ГК РК 12-2009, утвержденным приказом председателя Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 7 сентября 2009 года № 451-од.
Транспортные средства подразделяются на следующие виды:
- автомобильный;
- железнодорожный;
- судоходный;
- авиационный.
Так как на практике наиболее часто в аренду сдается автомобильный транспорт, то в данной статье рассмотрим порядок учета и налогообложение аренды автотранспортных средств.
Расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией автотранспортных средств
Основной целью любого предприятия является получение максимального дохода при минимальных расходах. Согласно статье 100 Налогового кодекса, все расходы налогоплательщика могут быть отнесены на вычеты в декларации по КПН при выполнении двух требований:
– расходы должны быть связаны (прямо или косвенно) с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода;
– расходы должны быть документально подтверждены.
Бухгалтерский учет транспортных средств осуществляется в соответствии с МСФО (IAS) 16 «Основные средства», НСФО, так как транспортные средства удовлетворяют критериям признания основных средств.
В целях налогообложения транспортные средства признаются фиксированными активами в соответствии со статьей 116 Налогового кодекса. Все расходные материалы и эксплуатационные затраты (ГСМ, расходы на страховку, техосмотр, техобслуживание и т.п.) признаются расходами периода согласно статье 57 Налогового кодекса.
Следовательно, автотранспорт должен учитываться как активы, а затраты, связанные с их нормальной эксплуатацией, – как расходы, связанные с этими активами, принимающими участие в деятельности компании, направленной на получение дохода.
При этом право собственности как при временном пользовании, так и при операционной аренде не передается компании, поэтому эти активы должны учитываться на забалансовых счетах согласно правилам, установленным в Учетной политике.
Нормативными документами, регламентирующими расходы по технической эксплуатации автотранспортных средств (в том числе и арендованных), является Закон РК «Об автомобильном транспорте» от 4 июля 2003 г. № 476-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2014 г.), Правила технической эксплуатации, утвержденные Постановлением Правительства РК от 28 февраля 2008 г. № 203 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.07.2013 г.) (далее – ПТЭ).
Так, согласно данному закону техническая эксплуатация автотранспортных средств – комплекс мероприятий, технических воздействий (диагностирование, техническое обслуживание, ремонт), направленных на организацию и обеспечение безопасной эксплуатации автотранспортных средств. Эти мероприятия и минимальный перечень затрат устанавливаются в ПТЭ, на основании которых каждый субъект, эксплуатирующий транспорт на любом законном основании (право собственности, хозяйственное ведение, оперативное управление, договор аренды, доверительное управление, доверенность на управление и т.п.), обязан осуществлять обслуживание и содержание автотранспорта.
Все расходы, связанные с эксплуатацией транспортного средства, можно разделить на три группы.
1. Расходы по технической эксплуатации, связанные с поддержанием надлежащего технического состояния, обеспечивающие его нормальное и безопасное использование, к которым можно отнести:
- расходы по проведению обязательного технического осмотра;
- обязательное страхование Гражданско-правовой ответственности (далее – ГПО);
- обязательное страхование имущества;
- налог на транспорт;
- диагностирование;
- обязательное ежедневное техническое обслуживание (далее – ЕО);
- обязательное периодическое техобслуживание (далее – ТО);
- обязательное сезонное техническое обслуживание ...
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты. 200 тенге