28.09.2014

Учет аренды транспортных средств

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Автор:

Общие положения

В соответствии с пунктом 1 статьи 117 Гражданского кодекса, к недвижимому имуществу (недвижимые вещи, недвижимость) относятся: земельные участки, здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Имущество, не относящееся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законодательных актах (п. 3 ст. 117 Гражданского кодекса).

Классификация транспортных средств в целях бухгалтерского и статистического учета осуществляется в соответствии с Классификатором основных фондов ГК РК 12-2009, утвержденным приказом председателя Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 7 сентября 2009 года № 451-од.

Транспортные средства подразделяются на следующие виды:

  • автомобильный;
  • железнодорожный;
  • судоходный;
  • авиационный.

Так как на практике наиболее часто в аренду сдается автомобильный транспорт, то в данной статье рассмотрим порядок учета и налогообложение аренды автотранспортных средств.

Расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией автотранспортных средств

Основной целью любого предприятия является получение максимального дохода при минимальных расходах. Согласно статье 100 Налогового кодекса, все расходы налогоплательщика могут быть отнесены на вычеты в декларации по КПН при выполнении двух требований:

– расходы должны быть связаны (прямо или косвенно) с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода;

– расходы должны быть документально подтверждены.

Бухгалтерский учет транспортных средств осуществляется в соответствии с МСФО (IAS) 16 «Основные средства», НСФО, так как транспортные средства удовлетворяют критериям признания основных средств.

В целях налогообложения транспортные средства признаются фиксированными активами в соответствии со статьей 116 Налогового кодекса. Все расходные материалы и эксплуатационные затраты (ГСМ, расходы на страховку, техосмотр, техобслуживание и т.п.) признаются расходами периода согласно статье 57 Налогового кодекса.

Следовательно, автотранспорт должен учитываться как активы, а затраты, связанные с их нормальной эксплуатацией, – как расходы, связанные с этими активами, принимающими участие в деятельности компании, направленной на получение дохода.

При этом право собственности как при временном пользовании, так и при операционной аренде не передается компании, поэтому эти активы должны учитываться на забалансовых счетах согласно правилам, установленным в Учетной политике.

Нормативными документами, регламентирующими расходы по технической эксплуатации автотранспортных средств (в том числе и арендованных), является Закон РК «Об автомобильном транспорте» от 4 июля 2003 г. № 476-II (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2014 г.), Правила технической эксплуатации, утвержденные Постановлением Правительства РК от 28 февраля 2008 г. № 203 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.07.2013 г.) (далее – ПТЭ).

Так, согласно данному закону техническая эксплуатация автотранспортных средств – комплекс мероприятий, технических воздействий (диагностирование, техническое обслуживание, ремонт), направленных на организацию и обеспечение безопасной эксплуатации автотранспортных средств. Эти мероприятия и минимальный перечень затрат устанавливаются в ПТЭ, на основании которых каждый субъект, эксплуатирующий транспорт на любом законном основании (право собственности, хозяйственное ведение, оперативное управление, договор аренды, доверительное управление, доверенность на управление и т.п.), обязан осуществлять обслуживание и содержание автотранспорта.

Все расходы, связанные с эксплуатацией транспортного средства, можно разделить на три группы.

1. Расходы по технической эксплуатации, связанные с поддержанием надлежащего технического состояния, обеспечивающие его нормальное и безопасное использование, к которым можно отнести:

  • расходы по проведению обязательного технического осмотра;
  • обязательное страхование Гражданско-правовой ответственности (далее – ГПО);
  • обязательное страхование имущества;
  • налог на транспорт;
  • диагностирование;
  • обязательное ежедневное техническое обслуживание (далее – ЕО);
  • обязательное периодическое техобслуживание (далее – ТО);
  • обязательное сезонное техническое обслуживание ...
Для получения полного доступа к просмотру Вы можете:
Авторизоваться, если Вы подписчик
Оформить подписку и задавать вопросы каждый день. Тарифы
Купить доступ
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты.
200 тенге