02.08.2023

Учет и налогообложение транспортно-экспедиторских услуг

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.


Особенностью учета транспортно-экспедиторских услуг является то, что отражение каждой операции в учете зависит от условий договора транспортной экспедиции.

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Согласно главе 35 Гражданского кодекса РК по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – отправителя груза, получателя груза или иного заинтересованного в услугах экспедитора лица) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза.

В качестве дополнительных услуг договором экспедиции могут быть предусмотрены получение для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг.

С согласия клиента экспедитор может сам определить, каким видом транспорта перевозить грузы клиента, учитывая при этом интересы клиента, уровень тарифов и сроки доставки.

Если из договора экспедиции не вытекает обязанность экспедитора исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.

Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за выполнение договора.

Договор экспедиции не является договором на перевозку груза.

Согласно подпункту 9 статьи 1 Закона РК от 21 сентября 1994 года № 156-XIII «О транспорте в Республике Казахстан» (далее – Закон о транспорте) перевозчик – физическое или юридическое лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений за плату или по найму и имеющее на это соответствующее разрешение, выданное в установленном порядке.

Таким образом, перевозчиком может выступать и сам экспедитор, у которого есть собственные или арендованные транспортные средства (железнодорожные (ж/д) составы, морские суда, самолеты, автомобили). В данном случае необходимо, кроме заключения договора на транспортно-экспедиционные услуги, заключить договор на перевозку груза.

Нюансы договоров перевозки грузов регламентируются главой 34 Гражданского кодекса, Законом о транспорте. Перевозка груза может быть по территории РК, за пределами РК, может быть международной (из/в РК), транзитной (через территорию РК), мультимодальной (несколькими видами транспорта по одному договору) и осуществляться резидентом РК или нерезидентом. Данные параметры влияют на налоговый учет транспортно-экспедиторских услуг в части НДС и КПН за нерезидента, поэтому необходимо правильное документальное оформление таких перевозок.


БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

В учетной политике кроме определения, по каким стандартам бухгалтерского учета будет работать транспортно-экспедиторская организация, и применения законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности необходимо предусмотреть, какие ситуации могут возникать в рамках договора экспедиции касательно учета денежных средств; доходов и расходов; дебиторской и кредиторской задолженности в отношениях с клиентами и организациями, осуществляющими перевозку груза; возникающих курсовых разниц и пр.

Клиент переводит денежные средства на счет экспедитора, которые включают в себя суммы, предназначенные для оплаты партнерам, участвующим в перевозке груза, и сумму вознаграждения экспедитора. Полученные денежные средства могут быть как в тенге, так и в любой иностранной валюте. Являются ли получаемые денежные средства предоплатой, постоплатой или оплатой на иных основаниях (например, 20 % предоплата, 80 % постоплата), зависит от условий договора.

Согласно пункту 23 МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов» на конец каждого отчетного периода:

(а) монетарные статьи в иностранной валюте пересчитываются по курсу на отчетную дату;

(b) немонетарные статьи, которые оцениваются по исторической стоимости в иностранной валюте, пересчитываются по обменному курсу на дату операции;

(c) немонетарные статьи, которые оцениваются по справедливой стоимости в иностранной валюте, пересчитываются по обменному курсу на дату оценки справедливой стоимости.

Монетарные статьи – единицы имеющейся в наличии валюты, а также активы и обязательства к получению или выплате, выраженные фиксированным или определяемым количеством валютных единиц.

Согласно пункту 16 МСФО (IAS) 21 неотъемлемой характеристикой монетарной статьи является право получить (или обязанность предоставить) фиксированное или определяемое количество валютных единиц.

При этом неотъемлемой характеристикой немонетарной статьи является отсутствие права получить (или обязанность предоставить) фиксированное или измеримое количество валютных единиц.

Так как полученная:

– предоплата является немонетарной статьей, то приобретение экспедитором ...

Для получения полного доступа к просмотру Вы можете:
Авторизоваться, если Вы подписчик
Оформить подписку и задавать вопросы каждый день. Тарифы
Купить доступ
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты.
500 тенге