Основным видом деятельности автотранспортного предприятия являются автомобильные перевозки. О калькулировании себестоимости автоперевозок, а также об особенностях учета автотранспорта расскажет эксперт журнала.
Эксплуатационные расходы учитываются на соответствующих производственных счетах. Например: если автотранспортное предприятие (АТП) является крупным, то используется активный калькуляционный счет 8100 «Основное производство»; если АТП находится на балансе какого-либо хозяйствующего субъекта – счет 8300 «Вспомогательные производства». В любом случае учет эксплуатационных расходов ведется по одинаковым калькуляционным статьям.
Для раздельного учета каждого вида перевозок самостоятельному АТП целесообразно отдельно вести аналитику к счету 8110 «Основное производство»:
– расходы по автомобилям, работающим по тарифам за одну тонну перевезенного груза;
– по автомобилям, работающим по часовому тарифу;
– по эксплуатации легкового автотранспорта;
– по выполнению погрузочно-разгрузочных и экспедиционных работ.
Рассмотрим отражение на счетах бухгалтерского учета эксплуатационных и других производственных расходов:
При списании ГСМ и (или) шин следует руководствоваться Постановлением Правительства РК «Об утверждении норм расходов горюче-смазочных материалов для государственных органов Республики Казахстан и расходов на содержание автотранспорта» от 11 августа 2009 года № 1210.
Если в вышеуказанном постановлении отсутствует информация по какой-либо машине (механизму), расход ГСМ должен осуществляться по нормам, разработанным и утвержденным организацией на основании паспортных данных машины (механизма).
В конце отчетного периода списывается фактическая себестоимость автомобильных и прочих услуг, оказанных клиентам, равная сумме фактических затрат за этот период, так как автомобильное производство не имеет незавершенного производства:
Учет затрат в АТП, находящихся на балансе какого-либо хозяйствующего субъекта, ведется по таким же калькуляционным статьям на счете 8310 «Вспомогательные производства», что и в хозяйственно самостоятельных АТП.
Затраты на управление и обслуживание автоперевозок являются постоянными расходами, размер которых не всегда зависит от работы автопарка.
АТП при осуществлении смешанных видов перевозок и транспортно-экспедиционных операций следует учитывать накладные расходы раздельно по видам перевозок и транспортных услуг, а также по внутрипроизводственным подразделениям.
Накладные расходы группируются по следующей номенклатуре:
1) зарплата производственно-линейного персонала (диспетчеров, механиков, техников);
2) зарплата вспомогательных и подсобных рабочих (кроме рабочих по ремонту и техобслуживанию подвижного состава);
3) зарплата учеников (кроме сдельной, начисленной за ремонтные работы);
4) содержание сторожевой охраны (зарплата);
5) содержание производственных помещений и территорий АТП ...
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты. 200 тенге