21.02.2024

Учет транспортных средств

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.


Классификация транспортных средств в целях бухгалтерского и статистического учета осуществляется в соответствии с Классификатором основных фондов ГК РК 12-2009, утвержденным Приказом председателя Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 7 сентября 2009 года № 451-од (с изменениями, утвержденными Приказом Председателя Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции от 28 декабря 2020 года № 469-од).

Транспортные средства подразделяются на следующие виды:

· автомобильный;

· железнодорожный;

· судоходный;

· авиационный.

Бухгалтерский учет транспортных средств осуществляется в соответствии с МСФО (IAS) 16 «Основные средства», так как транспортные средства удовлетворяют критериям признания основных средств.

Основные средства – это материальные активы, которые:

(а) предназначены для использования в процессе производства или поставки товаров и предоставления услуг, при сдаче в аренду или в административных целях; и

(b) предполагаются к использованию в течение более чем одного периода.

Как и прочие активы, объекты транспортных средств признаются в качестве актива, когда:

·существует достаточная вероятность, что предприятие получит связанные с активом будущие экономические выгоды (это требование выполнимо, если к компании перешли все риски и преимущества владения активом), и

· первоначальная стоимость данного объекта может быть достоверно оценена.

Себестоимость объекта транспортных средств включает все затраты, связанные с его приобретением и подготовкой его к использованию, а именно:

· покупную цену, включая импортные пошлины и невозмещаемые налоги (НДС);

· любые затраты, прямо относимые на доставку транспортного средства в нужное место и приведение в состояние, обеспечивающее его функционирование в соответствии с намерениями руководства организации.

При поступлении транспортных средств в организацию составляется корреспонденция счетов:

УЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Транспортные средства в процессе эксплуатации подвергаются износу, стоимостное выражение которого называется амортизацией.

Амортизация – это систематическое распределение амортизируемой стоимости актива на расходы предприятия на протяжении срока его полезного использования. Иногда амортизация включается в балансовую стоимость других активов.

Амортизируемая величина актива определяется после вычета его ликвидационной стоимости. На практике ликвидационная стоимость актива часто составляет незначительную величину и, следовательно, является несущественной при расчете амортизируемой стоимости.

Ликвидационная стоимость актива – расчетная сумма, которую организация получила бы на текущий момент от выбытия актива после вычета расчетных затрат на выбытие, если бы состояние данного актива и срок его службы были такими, какие ожидаются по окончании срока его полезного использования.

Срок полезного использования – это:

· период времени, на протяжении которого, как ожидается, актив будет доступен для использования организацией; или

· количество единиц продукции или аналогичных единиц, которые предприятие ожидает получить от использования актива.

Ликвидационная стоимость и срок полезного использования актива должны пересматриваться, как минимум, один раз в конце каждого отчетного года, и, если ожидания отличаются от предыдущих бухгалтерских оценок, соответствующие изменения должны отражаться в учете как изменение в бухгалтерской оценке в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», то есть перспективно.

Начисление амортизации производится даже в том случае, если справедливая стоимость актива превышает его балансовую стоимость, при условии, что ликвидационная стоимость актива не превышает его балансовую стоимость. Во время ремонта и текущего обслуживания актива начисление амортизации не прекращается.

Амортизация актива начинается тогда, когда он становится доступен для использования, то есть когда его местоположение и состояние позволяют осуществлять его эксплуатацию в режиме, соответствующем намерениям руководства.

Начисление амортизации актива прекращается начиная с более ранней из двух дат:

· даты перевода в состав активов, предназначенных для продажи (или включения в состав выбывающей группы, которая классифицируется как предназначенная для продажи) в соответствии с МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность», или

· даты прекращения признания актива.

Соответственно, начисление амортизации не прекращается в случае простоя актива или прекращения активного использования актива, за исключением случаев, когда актив полностью амортизирован.

Тем не менее при применении метода амортизации на основе использования транспортного средства сумма амортизационного отчисления может быть равна нулю, если транспортное средство не эксплуатируется.

Используемый метод амортизации должен отражать предполагаемую структуру потребления предприятием будущих экономических выгод от актива.

Метод амортизации, применяемый в отношении актива, должен анализироваться на предмет возможного пересмотра как минимум по состоянию на дату окончания каждого отчетного года и, в случае значительного изменения предполагавшихся особенностей потребления будущих экономических выгод, получаемых от актива, метод должен быть изменен с целью отражения изменившихся ожиданий. Такое изменение должно отражаться в учете как изменение в бухгалтерской оценке в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», то есть перспективно.

Для погашения амортизируемой величины транспортных средств на протяжении срока их полезного использования могут применяться различные методы амортизации, а именно: линейный метод (метод равномерного списания), метод уменьшаемого остатка и метод списания стоимости пропорционально объему продукции, который по отношению к транспортным средствам применяется в зависимости от их пробега, выраженного в километраже.

Метод линейной амортизации заключается в начислении постоянной суммы амортизации на протяжении срока полезного использования актива, если при этом не меняется ликвидационная стоимость актива.

В результате применения метода уменьшаемого остатка сумма начисляемой амортизации на протяжении срока полезного использования актива уменьшается.

Метод списания стоимости пропорционально объему продукции состоит в начислении суммы амортизации на основе ожидаемого использования или ожидаемого уровня производительности.

Организация выбирает тот метод, который наиболее точно отражает предполагаемые особенности потребления будущих экономических выгод, заключенных в активе. Выбранный метод применяется последовательно от одного отчетного периода к другому, кроме случаев, когда меняются ожидания в отношении особенностей потребления этих будущих экономических выгод.

Пример

Компания приобрела транспортное средство первоначальной стоимостью 1 200 000 тенге. Предполагаемая остаточная стоимость транспортного средства несущественна и равна нулю. Срок полезного использования определен в 5 лет. Рассчитаем сумму амортизации за каждый период использования методом равномерного списания и уменьшаемого остатка. 

Расчет амортизации методом равномерного списания отражен в таблице:

тенге

Расчет амортизации методом уменьшаемого остатка отражен в таблице:

тенге

Пример

Компания приобрела транспортное средство в августе 2020 года, его первоначальная стоимость составляла 1 200 000 тенге. Первоначально срок службы был оценен в 5 лет. Метод начисления амортизации – прямолинейный. Через 3 года использования стало ясно, что основное средство прослужит еще 5 лет, то есть всего 8 лет. Остаточная стоимость равна нулю. 

Рассчитаем сумму амортизации после пересмотра срока полезного использования.

Сумма начисленной амортизации за 3 года использования (до пересмотра срока полезного использования) равна 720 000 тенге (1 200 000 / 5 × 3 года).

Остаточная стоимость транспортного средства после трех лет использования – 480 000 тенге (1 200 000 - 720 000).

Ежегодная сумма амортизации начиная с четвертого года использования будет равна 96 000 тенге (480 000 / 5 лет) 

УЧЕТ ПОЛНОСТЬЮ САМОРТИЗИРОВАННЫХ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Если на балансе организации имеются транспортные средства с нулевой балансовой стоимостью, которые продолжают генерировать экономическую выгоду, то организация нарушает требования МСФО (IAS) 16 «Основные средства» к учету основных средств, а также концептуальную основу составления финансовой отчетности, в частности принцип соответствия.

Пункт 51 МСФО (IAS) 16 «Ликвидационная стоимость и срок полезного использования актива должны анализироваться на предмет возможного пересмотра как минимум по состоянию на дату окончания каждого отчетного года и, если ожидания отличаются от предыдущих оценочных значений, соответствующее изменение (изменения) должно отражаться в учете как изменение в бухгалтерских оценках в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».

В соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» изменения срока полезного использования и остаточной стоимости учитываются перспективно, то есть начиная с того периода, когда изменения приняты и по отношению к будущим отчетным периодам.

В данной организации, по всей вероятности, остаточная стоимость транспортного средства на момент принятия его к учету была признана несущественной, то есть равной нулю, и впоследствии она не пересматривалась, как и срок полезного использования. Не пересматривая эти оценочные показатели (остаточную стоимость и срок полезного использования), организация допустила ошибку. Ошибки предшествующих периодов исправляются в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».

Ошибки предыдущих периодов – это пропуски или искажения информации в финансовой отчетности организации за один или более предыдущих периодов, возникающие вследствие неиспользования либо неверного использования надежной информации,

которая была доступной в то время, когда финансовая отчетность за указанные периоды была одобрена к выпуску; и

можно было обоснованно ожидать, что указанная информация будет получена и учтена при подготовке и представлении данной финансовой отчетности.

Такие ошибки включают результаты математических ошибок, ошибок при применении учетной политики, невнимательности или неверного толкования фактов, а также мошенничества.

Ошибка предыдущего периода должна корректироваться посредством ретроспективного исправления, за исключением случаев, когда практически неосуществимо определить влияние ошибки применительно к определенному периоду или кумулятивное влияние данной ошибки (п. 43 МСФО (IAS) 8).

Организация должна пересчитать остатки на начало периода активов, обязательств и собственного капитала для самого раннего периода, в отношении которого ретроспективное исправление практически осуществимо (который может быть текущим периодом).

За исключением случаев, описанных в пункте 43, организация должна ретроспективно исправить существенные ошибки предыдущих периодов после их обнаружения в первом комплекте финансовой отчетности, одобренной к выпуску, посредством:

пересчета сравнительных данных за представленный предыдущий период (периоды), в котором (которых) была допущена ошибка; или

пересчета остатков на начало периода активов, обязательств и собственного капитала для самого раннего из представленных предыдущих периодов, если ошибка была допущена до начала самого раннего из представленных предыдущих периодов.

Пример

Первоначальная стоимость транспортного средства составляет 1 400 000 тенге. Актив был полностью самортизирован за 5 лет, но продолжает участвовать в предпринимательской деятельности организации и генерировать экономическую выгоду. Остаточная стоимость признана несущественной и не учитывалась при расчете амортизации. Не пересмотрев ранее срок полезного использования, организация допустила ошибку. По оценкам руководства, полностью самортизированное основное средство прослужит еще 3 года, то есть всего 8 лет.

Каким образом исправить ошибку несоответствия требованиям МСФО, допущенную организацией?

Годовая сумма амортизации основного средства от первоначально установленного срока полезного использования составляет 280 000 тенге (1 400 000 / 5 лет). Организация должна была пересмотреть срок полезного использования по крайней мере в конце четвертого года эксплуатации актива.

Балансовая стоимость основного средства на конец четвертого года (на начало пятого года) использования составляла 280 000 тенге (1 400 000 - (1 400 000 / 5 лет × 4 года)). Если бы пересмотр срока полезного использования был осуществлен, то оставшийся срок полезной службы основного средства был бы равен четырем годам и годовая сумма амортизации составила бы 70 000 тенге (280 000 / 4 года).

Однако на пятом году использования основного средства были признаны расходы по амортизации в сумме 280 000 тенге, а с учетом пересмотренного срока полезного использования признать нужно было только 70 000 тенге. Следовательно, на сумму разницы 210 000 тенге (280 000 - 70 000) необходимо восстановить стоимость основного средства.

В текущем отчетном периоде (на шестом году эксплуатации транспортного средства) при исправлении ошибки предшествующего периода необходимо составить бухгалтерскую проводку:



Сравнительные показатели финансовой отчетности прошлого периода, на которые повлияла допущенная ошибка, пересчитываются.

Например, если амортизация основного средства списывалась на административные расходы, то в отчете о прибылях и убытках необходимо их уменьшить на 210 000 тенге, а чистую прибыль и, соответственно, нераспределенную прибыль – увеличить на 210 000 тенге. Следовательно, элементы отчета об изменении в капитале и элементы баланса за прошлый период, на которые повлияла допущенная ошибка, также подлежат пересчету.

Таким образом, балансовая стоимость основного средства на начало текущего отчетного периода (на начало шестого года эксплуатации транспортного средства) после исправления ошибки будет равна 210 000 тенге, которую необходимо амортизировать в течение оставшегося срока полезного использования, то есть в течение трех лет. 

По амортизации транспортных средств составляются следующие корреспонденции счетов:

МОДЕЛИ ПОСЛЕДУЮЩЕГО УЧЕТА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Транспортные средства организации могут учитываться по одной из двух моделей:

1) модель учета по первоначальной стоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения;

2) модель учета по переоцененной стоимости.

Остановимся подробнее на модели учета по переоцененной стоимости.

Модель учета по переоцененной стоимости

После признания в качестве актива транспортное средство, справедливая стоимость которого может быть надежно измерена, подлежит учету по переоцененной стоимости, представляющей собой справедливую стоимость этого транспортного средства на дату переоценки за вычетом накопленной впоследствии амортизации и последующих накопленных убытков от обесценения. Переоценка должна производиться с достаточной регулярностью, чтобы не допустить существенного отличия балансовой стоимости от той, которая была бы определена с использованием справедливой стоимости по состоянию на дату окончания отчетного периода.

Частота проведения переоценки зависит от изменения справедливой стоимости объектов транспортных средств, подлежащих переоценке. Если справедливая стоимость переоцененного транспортного средства существенным образом отличается от его балансовой стоимости, то требуется дополнительная переоценка.

После переоценки объекта транспортных средств балансовая стоимость такого актива корректируется до его переоцененной стоимости. На дату переоценки актив учитывается одним из следующих способов:

1) валовая балансовая стоимость корректируется в соответствии с результатом переоценки балансовой стоимости актива. Например, валовая балансовая стоимость может быть пересчитана на основе наблюдаемых рыночных данных либо она может быть пересчитана пропорционально изменению балансовой стоимости. Накопленная амортизация на дату переоценки корректируется таким образом, чтобы она была равна разнице между валовой балансовой стоимостью и балансовой стоимостью ...

Для получения полного доступа к просмотру Вы можете:
Авторизоваться, если Вы подписчик
Оформить подписку и задавать вопросы каждый день. Тарифы
Купить доступ
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты.
500 тенге