31.10.2012

Учет транспортных средств

Автор:

Классификация транспортных средств в целях бухгалтерского и статистического учета осуществляется в соответствии с Классификатором основных фондов ГК РК 12-2009, утвержденным приказом председателя Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 7 сентября 2009 года № 451-од.

Транспортные средства подразделяются на следующие виды:

· автомобильный;

· железнодорожный;

· судоходный;

· авиационный.

Бухгалтерский учет транспортных средств осуществляется в соответствии с МСФО (IAS) 16 «Основные средства», так как транспортные средства удовлетворяют критериям признания основных средств.

Основные средства – это материальные объекты, которые:

· используются для производства или поставки товаров и услуг, для сдачи в аренду другим предприятиям или для административных целей

и

· предполагаются к использованию в течение более чем одного периода.

Как и прочие активы, объекты транспортных средств признаются в качестве актива, когда:

· существует достаточная вероятность, что предприятие получит связанные с активом будущие экономические выгоды (это требование выполнимо, если к компании пере­шли все риски и преимущества владения активом),

и

· себестоимость данного объекта может быть достоверно оценена.

Себестоимость объекта транспортных средств включает все затраты, связанные с его приобретением и подготовкой его к использованию, а именно:

· покупную цену, включая импортные пошлины и невозмещаемые налоги (НДС);

· любые затраты, прямо относимые на доставку транспортного средства в нужное место и приведение в состояние, обеспечивающее его функционирование в соответствии с намерениями руководства организации.

При поступлении транспортных средств в организацию составляется корреспонденция счетов:

УЧЕТ АМОРТИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Транспортные средства в процессе эксплуатации подвергаются износу, стоимостное выражение которого называется амортизацией.

Амортизация – это систематическое распределение амортизируемой стоимости актива на расходы предприятия на протяжении срока его полезного использования. Иногда амортизация включается в балансовую стоимость других активов.

Амортизируемая величина активаопределяется после вычета его остаточной стоимости. На практике остаточная стоимость актива часто составляет незначительную величину и, следовательно, является несущественной при расчете амортизируемой стоимости.

Остаточная стоимость актива – расчетная сумма, которую организация получила бы на текущий момент от выбытия актива после вычета предполагаемых затрат на выбытие, если бы актив уже достиг конца срока полезного использования и состояния, характерного для конца срока полезного использования.

Срок полезного использования – это:

· период времени, на протяжении которого, как ожидается, актив будет иметься в наличии для использования предприятием

или

· количество единиц продукции или аналогичных единиц, которые предприятие ожидает получить от использования актива.

Остаточная стоимость и срок полезного использования актива должны пересматриваться, как минимум, один раз в конце каждого отчетного года, и если ожидания отличаются от предыдущих бухгалтерских оценок, изменения должны отражаться в учете как изменение в бухгалтерской оценке в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», то есть перспективно.

Амортизация актива начинается тогда, когда он становится доступен для использования, то есть когда его местоположение и состояние позволяют осуществлять его эксплуатацию в соответствии с намерениями руководства.

Начисление амортизации актива прекращается начиная с более ранней из двух дат:

· даты перевода в состав активов, предназначенных для продажи (или включения в состав выбывающей группы, которая классифицируется как предназначенная для продажи) в соответствии с МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»,

или

· даты прекращения признания актива.

Соответственно, начисление амортизации не прекращается в случае простоя актива или прекращения активного использования актива, за исключением случаев, когда актив полностью амортизирован.

Тем не менее при применении метода амортизации на основе использования транспортного средства сумма амортизационного отчисления может быть равна нулю, если транспортное средство не эксплуатируется.

Используемый метод амортизации должен отражать предполагаемую структуру потребления предприятием будущих экономических выгод от актива.

Метод амортизации, применяемый в отношении актива, должен пересматриваться, как минимум, один раз в конце каждого отчетного года, и в случае значительного изменения в предполагаемой структуре потребления будущих экономических выгод, заключенных в активе, метод должен быть изменен с целью отражения такого изменения структуры. Это изменение должно отражаться в учете как изменение в бухгалтерской оценке в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», то есть перспективно.

Для погашения амортизируемой величины транспортных средств на протяжении срока их полезного использования могут применяться различные методы амортизации, а именно: линейный метод (метод равномерного списания), метод уменьшаемого остатка и производственный метод, который по отношению к транспортным средствам применяется в зависимости от их пробега, выраженного в километраже.

Метод линейной амортизации основных средств заключается в начислении постоянной суммы амортизации на протяжении срока полезного использования актива, если при этом не меняется остаточная стоимость актива. В результате применения метода уменьшаемого остатка сумма начисляемой амортизации на протяжении срока полезного использования уменьшается. Производственный метод в отношении транспортных средств предполагает начисление амортизации на основе их ожидаемого пробега.

Предприятие выбирает тот метод, который наиболее точно отражает предполагаемую структуру потребления будущих экономических выгод, заключенных в активе. Выбранный метод применяется последовательно от одного отчетного периода к другому, кроме случаев изменения в структуре потребления этих будущих экономических выгод.

Пример

Компания приобрела транспортное средство первоначальной стоимостью 1 200 000 тенге. Предполагаемая остаточная стоимость транспортного средства несущественна и равна нулю. Срок полезного использования определен в 5 лет. Рассчитаем сумму амортизации за каждый период использования методом равномерного списания и уменьшаемого остатка.

Расчет амортизации методом равномерного списания отражен в таблице:

тенге

Расчет амортизации методом уменьшаемого остатка отражен в таблице:

тенге

Пример

Компания приобрела транспортное средство в августе 2008 года, его первоначальная
стоимость составляла 1 200 000 тенге. Первоначально срок службы был оценен в 5 лет. Метод начисления амортизации – прямолинейный. Через 3 года использования стало ясно, что основное средство прослужит еще 5 лет, то есть всего 8 лет. Остаточная стоимость равна нулю.

Рассчитаем сумму амортизации после пересмотра срока полезного использования.

Сумма начисленной амортизации за 3 года использования (до пересмотра срока полезного использования) равна 720 000 тенге (1 200 000 / 5 × 3 года).

Остаточная стоимость транспортного средства после трех лет использования – 480 000 тенге (1 200 000 - 720 000).

Ежегодная сумма амортизации начиная с четвертого года использования будет равна 96 000 тенге (480 000 / 5 лет)

УЧЕТ ПОЛНОСТЬЮ САМОРТИЗИРОВАННЫХ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Если на балансе организации имеются транспортные средства с нулевой балансовой стоимостью, которые продолжают генерировать экономическую выгоду, то организация нарушает требования МСФО (IAS) 16 «Основные средства» к учету основных средств, а также концептуальную основу составления финансовой отчетности, в частности принцип соответствия.

Пункт 51 МСФО (IAS) 16 «Основные средства» гласит: «Остаточная стоимость и срок полезного использования актива должны пересматриваться, как минимум, один раз в конце каждого отчетного года, и если ожидания отличаются от предыдущих бухгалтерских оценок, изменения должны отражаться в учете как изменение в бухгалтерской оценке в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».

В соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» изменения срока полезного использования и остаточной стоимости учитываются перспективно, то есть начиная с того периода, когда изменения приняты и по отношению к будущим отчетным периодам.

В данной организации, по всей вероятности, остаточная стоимость транспортного средства на момент принятия его к учету была признана несущественной, то есть равной нулю, и впоследствии она не пересматривалась, как и срок полезного использования. Не пересматривая эти оценочные показатели (остаточную стоимость и срок полезного использования), организация допустила ошибку. Ошибки предшествующих периодов исправляются в соответствии с МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».

Ошибки предыдущих периодов – это пропуски или искажения в финансовой отчетности предприятия для одного или более периодов, возникающие вследствие неиспользования либо неверного использования надежной информации, которая:

· имелась в наличии, когда финансовая отчетность за те периоды была утверждена к выпуску,

и

· могла обоснованно ожидаться быть полученной и рассмотренной в ходе подготовки и представления этой финансовой отчетности.

Такие ошибки включают результаты математических просчетов, ошибок при применении учетной политики, невнимательности или неверного толкования фактов, а также мошенничества.

Ошибка предыдущего периода должна корректироваться посредством ретроспективного пересчета, за исключением тех случаев, когда практически невозможно определить влияние, относящееся к определенному периоду, или кумулятивное влияние ошибки либо ошибка является несущественной.

Предприятие должно ретроспективно корректировать существенные ошибки предыдущих периодов в первом пакете финансовой отчетности, утвержденной к выпуску (за исключением случая, когда ретроспективный пересчет невозможен), после их обнаружения посредством:

· пересчета сравнительных данных за представленный предыдущий период(ы), в котором(ых) была допущена ошибка,

или

· пересчета начального сальдо активов, обязательств и капитала за самый ранний из представленных периодов – если ошибка была допущена до самого раннего из представленных периодов.

Пример

Первоначальная стоимость транспортного средства составляет 1 400 000 тенге. Актив был полностью самортизирован за 5 лет, но продолжает участвовать в предпринимательской деятельности организации и генерировать экономическую выгоду. Остаточная стоимость признана несущественной и не учитывалась при расчете амортизации. Не пересмотрев ранее срок полезного использования, организация допустила ошибку. По оценкам руководства, полностью самортизированное основное средство прослужит еще 3 года, то есть всего 8 лет.

Каким образом исправить ошибку несоответствия требованиям МСФО, допущенную организацией?

Годовая сумма амортизации основного средства от первоначально установленного срока полезного использования составляет 280 000 тенге (1 400 000 / 5 лет). Организация должна была пересмотреть срок полезного использования по крайней мере в конце четвертого года эксплуатации актива.

Балансовая стоимость основного средства на конец четвертого года (на начало пятого года) использования составляла 280 000 тенге (1 400 000 - (1 400 000 / 5 лет × 4 года)). Если бы пересмотр срока полезного использования был осуществлен, то оставшийся срок полезной службы основного средства был бы равен четырем годам и годовая сумма амортизации составила бы 70 000 тенге (280 000 / 4 года).

Однако на пятом году использования основного средства были признаны расходы по амортизации в сумме 280 000 тенге, а с учетом пересмотренного срока полезного использования признать нужно было только 70 000 тенге. Следовательно, на сумму разницы 210 000 тенге (280 000 - 70 000) необходимо восстановить стоимость основного средства.

В текущем отчетном периоде (на шестом году эксплуатации транспортного средства) при исправлении ошибки предшествующего периода необходимо составить бухгалтерскую проводку:

Сравнительные показатели финансовой отчетности прошлого периода, на которые повлияла допущенная ошибка, пересчитываются.

Например, если амортизация основного средства списывалась на административные расходы, то в отчете о прибылях и убытках необходимо их уменьшить на 210 000 тенге, а чистую прибыль и, соответственно, нераспределенную прибыль – увеличить на 210 000 тенге. Следовательно, элементы отчета об изменении в капитале и элементы баланса за прошлый период, на которые повлияла допущенная ошибка, также подлежат пересчету.

Таким образом, балансовая стоимость основного средства на начало текущего отчетного периода (на начало шестого года эксплуатации транспортного средства) после исправления ошибки будет равна 210 000 тенге, которую необходимо амортизировать в течение оставшегося срока полезного использования, то есть в течение трех лет.

По амортизации транспортных средств составляются следующие корреспонденции счетов:

МОДЕЛИ ПОСЛЕДУЮЩЕГО УЧЕТА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Транспортные средства организации могут учитываться по одной из двух моделей:

1) модель учета по первоначальной стоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения;

2) модель учета по переоцененной стоимости.

Остановимся подробнее на модели учета по переоцененной стоимости.

Модель учета по переоцененной стоимости

После признания в качестве актива транспортное средство, справедливая стоимость которого может быть надежно измерена, подлежит учету по переоцененной стоимости, представляющей собой справедливую стоимость этого транспортного средства на дату переоценки за вычетом накопленной впоследствии амортизации и убытков от обесценения. Переоценка должна производиться с достаточной регулярностью, не допускающей существенного отличия балансовой стоимости от той, которая была бы определена с использованием справедливой стоимости на конец отчетного периода.

Частота проведения переоценки зависит от изменения справедливой стоимости объектов транспортных средств, подлежащих переоценке. Если справедливая стоимость переоцененного транспортного средства существенным образом отличается от его балансовой стоимости, то требуется дополнительная переоценка.

После переоценки объекта транспортных средств накопленная на дату переоценки амортизация учитывается одним из следующих способов:

1) пересчитывается пропорционально изменению балансовой стоимости транспортного средства в брутто-оценке таким образом, чтобы балансовая стоимость транспортного средства после переоценки была равна его переоцененной стоимости. Этот метод часто используется при переоценке активов до остаточной стоимости замещения путем индексирования (метод индексирования или корректировки);

2) вычитается из валовой балансовой стоимости актива, а нетто-величина пересчитывается до переоцененной стоимости актива (метод аннулирования или списания амортизации).

Если выполняется переоценка отдельного транспортного средства, то переоценке подлежат и все прочие транспортные средства, относящиеся к тому же классу, что и данное транспортное средство.

Пример

Компания имеет в наличии транспортное средство первоначальной стоимостью 1 250 000 тенге. Срок полезного использования составляет 10 лет. При начислении амортизации используется метод равномерного списания. Для последующего учета компания применяет модель по переоцененной стоимости. Через два года после приобретения, когда руководство компании приняло решение о переоценке транспортных средств, переоцененная стоимость составила 2 400 000 тенге. Необходимо отразить результаты переоценки транспортного средства в учете.

Метод индексирования амортизации

Сумма начисленной амортизации на дату переоценки составляет 250 000 тенге (1 250 000 / 10 лет × 2 года).

Балансовая стоимость транспортного средства на дату переоценки равна 1 000 000 тенге (1 250 000 - 250 000).

Индекс переоценки – 2,4 (2 400 000 / 1 000 000).

Произведем корректировку первоначальной стоимости транспортного средства: 1 250 000 × 2,4 = 3 000 000 тенге.

Сумма корректировки первоначальной стоимости транспортного средства составит 1 750 000 тенге (3 000 000 - 1 250 000).

Скорректируем накопленную амортизацию транспортного средства: 250 000 × 2,4 = 600 000 тенге.

Сумма корректировки накопленной амортизации транспортного средства равна 350 000 тенге (600 000 - 250 000).

Бухгалтерские проводки на дату переоценки будут следующими:

– на сумму корректировки первоначальной стоимости основного средства:

– на сумму корректировки начисленной амортизации:

Метод списания амортизации

При данном методе сумма начисленной амортизации на дату переоценки подлежит списанию:

Балансовая стоимость транспортного средства на дату переоценки равна 1 000 000 тенге (1 250 000 - 250 000).

Сумма дооценки транспортного средства рассчитывается как разница между переоцененной стоимостью и его балансовой стоимостью и равна 1 400 000 тенге (2 400 000 - 1 000 000).

На сумму дооценки транспортного средства составляется бухгалтерская запись:

УЧЕТ ПОСЛЕДУЮЩИХ ЗАТРАТ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Балансовая стоимость объектов транспортных средств не включает расходов на их повседневную эксплуатацию.

Затраты на сервисное обслуживание и эксплуатацию транспортных средств списываются на финансовый результат по мере их возникновения.

Назначение этих затрат часто описывается как «ремонт и текущее обслуживание» объектов транспортных средств.

Пример

Организация имеет на балансе транспортные средства. Каким образом отразить в бухгалтерском и налоговом учете затраты по их ремонту и текущему обслуживанию? При осуществлении ремонта и текущего обслуживания транспортных средств были списаны запасные части, масла, использован труд ремонтных рабочих; кроме того, частично ремонт был произведен автосервисной мастерской.

В данном случае, вероятнее всего, речь идет о текущем ремонте, который направлен на восстановление и сохранение первоначально ожидавшихся от транспортных средств будущих экономических выгод.

Таким образом, в бухгалтерском учете затраты на ремонт будут списываться на финансовый результат организации по мере их возникновения, что отражается следующими бухгалтерскими записями:

Сумма последующих расходов:

· в соответствии с пунктом 2 статьи 122 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый кодекс) – подлежит отнесению на вычеты в том налоговом периоде, в котором такие расходы фактически произведены;

· в соответствии с пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса – подлежащая отнесению в бухучете на увеличение балансовой стоимости актива (транспортного средства):

1) увеличивает соответствующий виду актива стоимостный баланс группы;

2) при отсутствии соответствующего виду актива стоимостного баланса группы формирует соответствующий виду актива стоимостный баланс группы на конец текущего налогового периода.

Последующие расходы, предусмотренные пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса, признаются в целях налогообложения в том налоговом периоде, в котором они отнесены на увеличение балансовой стоимости транспортного средства в бухгалтерском учете.

Замена компонентов

Некоторые сложные объекты транспортных средств (например, самолеты, судоходный транспорт и т. п.) могут считаться группой связанных компонентов, которые требуют регулярной замены через различные промежутки времени и, таким образом, имеют различные сроки полезной службы.

Если при замене одного из компонентов выполнены условия признания материального актива, то соответствующие расходы должны быть прибавлены к балансовой стоимости сложного объекта. Тогда операция по замене рассматривается как реализация (выбытие) старого компонента, то есть его признание прекращается.

Расходы на комплексные проверки или комплексный ремонт

Иногда без проведения регулярного комплексного тестирования объекта транспортных средств (независимо от того, происходит ли при этом замена отдельных его компонентов) дальнейшая его эксплуатация невозможна (например, самолет).

Если при проведении комплексной проверки выполнены условия признания материального актива, ее стоимость добавляется к балансовой стоимости объекта основных средств. При этом остаточная стоимость ранее проведенной комплексной проверки (отличимая от стоимости материальных компонентов актива) подлежит списанию.

УЧЕТ ОБЕСЦЕНЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Учет обесценения транспортных средств осуществляется в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов».

Транспортное средство обесценивается, если его балансовая стоимость превышает возмещаемую стоимость.

Возмещаемой стоимостью актива или генерирующей единицы является наибольшая из величин:

· справедливой стоимости актива за вычетом расходов на продажу;

· ценности использования.

Справедливая стоимость за вычетом расходов на продажу ...

Для получения полного доступа к сайту авторизуйтесь или оформите подписку, либо пройдите регистрацию и получите бесплатный доступ к сайту на три дня