26.03.2020

Учет в торговле (часть 2)

Автор:


Руководящему составу предприятия торговли следует уделять особое внимание правовым аспектам организации торговли и торговых отношений, поскольку сложно организовать эффективную работу торгового предприятия без определенных знаний.

Документальное оформление

Прежде чем продать товар розничному покупателю, торговое предприятие должно приобрести его у оптового продавца. Такая сделка оформляется:

– счетом-фактурой – документом, необходимым для начисления и отнесения в зачет НДС. Компании – плательщики НДС в обязательном порядке указывают номер свидетельства плательщика НДС;

– накладной на отпуск запасов на сторону по форме З-2 (приложение 26 к приказу министра финансов РК от 20 декабря 2012 года № 562). Накладная составляется в двух экземплярах – по одному для каждой стороны. Для покупателя накладная – основание для оприходования полученного товара, для продавца – основание для списания товара.

В накладной вместе с подписью представителя покупателя указываются данные о доверенности, выданной покупателем на получение товара (номер, дата). В доверенности (прилагается к накладной и хранится вместе с ней) указывается перечень товаров, подлежащих получению со склада поставщика. Если ассортимент велик или неоднороден по наименованиям, то запись производится в одну строку с указанием общей стоимости товара в денежном эквиваленте.

Если доставка товара осуществляется автомобильным или железнодорожным транспортом в другой населенный пункт, экземпляр накладной на отпуск запасов на сторону отправляется продавцу по почте.

Товарно-транспортные и железнодорожные накладные используют в качестве расходных документов на товар как подтверждение отправки товара покупателю до момента получения экземпляра накладной.

К железнодорожной накладной (если необходимо) прилагаются упаковочные листы и спецификации (с соответствующая отметкой).

При транспортировке товара в железнодорожных контейнерах оформляется накладная на перевозку груза в универсальном контейнере.

До момента получения оригиналов первичных документов продавец и покупатель также могут обменяться их электронными копиями.

Следует уделить особое внимание к оформлению товаросопроводительных документов, подтверждающих поступление и выбытие товара, так как от правильности оформления таких документов зачастую зависит размер СГД торгового предприятия.

Проверка количества и качества товара при поступлении на склад покупателя осуществляется путем внешнего осмотра и подсчета. Если при приемке товаров возникают расхождения, то они вносятся в товаросопроводительный документ согласно требованиям к внесению исправлений в первичные документы.

Для того чтобы исправить некорректную информацию в документах, ее следует зачеркнуть и внести соответствующие надписи над зачеркнутым текстом (или цифрами). Данные исправления должны быть оговорены в самом документе и удостоверены подписями соответствующих лиц. Это необходимо по причине того, что после подписания покупателем документа предъявить претензии к поставщику по поводу расхождений между фактически полученным товаром и данными накладной очень сложно.

Возврат и обмен товара

В процессе осуществления деятельности у каждого торгового предприятия могут возникнуть ситуации, когда покупатель намерен вернуть или обменять ранее приобретенный товар. Порядок возврата для оптовой и розничной торговли имеет отличия.

Оформление возврата и обмена товара регулируют положения Гражданского кодекса ...

Для получения полного доступа к сайту авторизуйтесь или оформите подписку, либо пройдите регистрацию и получите бесплатный доступ к сайту на три дня