В преддверии окончания финансового года перед сотрудниками бухгалтерии встает вопрос подготовки к годовой отчетности. Целью настоящей статьи является помощь практикующим бухгалтерам в проведении подготовительных работ к составлению годовой финансовой и налоговой отчетности.
Подготовка к составлению годовой финансовой и налоговой отчетности является не менее важной стадией, чем само ее составление. От тщательности проведенной подготовительной работы зависит качество годовых отчетов.
ЭТАП 1. ПРОВЕРКА СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА
Финансовая и налоговая отчетность основывается на данных бухгалтерского учета, поэтому важным этапом подготовки к составлению годовой отчетности является изучение и проверка системы бухгалтерского и налогового учета, действующего в компании.
Проверка системы бухгалтерского и налогового учета может включать в себя:
ЭТАП 2. ПРОВЕДЕНИЕ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Вторым этапом подготовки к годовым отчетам является обязательное проведение инвентаризации активов и обязательств компании. Согласно пункту 60 Правил ведения бухгалтерского учета, утвержденных приказом министра финансов РК от 31 марта 2015 года № 241, в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств не менее одного раза в год. Субъекты малого предпринимательства с численностью работников не более 10 человек самостоятельно определяют период проведения инвентаризации.
Инвентаризации подлежит все имущество независимо от его местонахождения, а также не принадлежащее субъекту, но числящееся в бухгалтерском учете (находящееся на ответственном хранении, арендованное согласно договору, полученное для переработки, принятое на комиссию), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам, и все виды обязательств.
Для проведения годовой инвентаризации активов и обязательств создается инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается приказом руководства субъекта. Перечень активов и обязательств, подлежащих инвентаризации, зависит от специфики и сферы осуществления деятельности компании, как правило, инвентаризации подлежат:
1) денежные средства в кассе;
2) запасы;
3) основные средства;
4) нематериальные активы;
5) финансовые активы;
6) дебиторская задолженность;
7) активы, предназначенные для продажи;
8) биологические активы;
9) инвестиции и инвестиционное имущество;
10) финансовые обязательства;
11) кредиторская задолженность;
12) налоговые активы и налоговые обязательства.
По окончании инвентаризации оформленные инвентаризационные акты и описи, сличительные ведомости, формы которых утверждены приказом министра финансов РК от 20 декабря 2012 года № 562 (далее – Приказ № 562), сдаются в бухгалтерскую службу. Выявленные при инвентаризации (расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета) излишки признаются доходом и подлежат оприходованию, недостачи признаются расходом или, в случае установления виновного лица, – его задолженностью. Результаты годовой инвентаризации отражаются в годовой финансовой отчетности.
ЭТАП 3. ПРОВЕРКА ПЕРВИЧНЫХ УЧЕТНЫХ ...
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты. 500 тенге