25.02.2015

Закон республики Казахстан от 28 ноября 2014 года № 257-v «о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты республики Казахстан по вопросам налогообложения»

Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.
Автор:

Закон РК от 28.11.2014 г. № 257-V направлен на улучшение налоговой политики, создание благоприятной предпринимательской среды и условий дальнейшего социально-экономического развития страны.

Некоторые аспекты налогообложения профессиональных медиаторов

С 1 января 2015 года вопросы касательно налогообложения доходов профессиональных медиаторов выделены отдельными положениями Налогового кодекса.

Также в целях налогового администрирования в Налоговом кодексе налогообложение доходов профессиональных медиаторов приравнено к доходам адвокатов, нотариусов, частных судебных исполнителей.

Статья 12 Налогового кодекса «Основные понятия, применяемые в Налоговом кодексе» в части первой пункта 1 дополнена подпунктом 20-2, согласно которому профессиональный медиатор – это медиатор, осуществляющий деятельность на профессиональной основе в соответствии с законодательством Республики Казахстан о медиации.

Комментарий

В Казахстане Закон РК от 28 января 2011 года № 401-IV «О медиации» вступил в действие с 5 августа 2011 года.

Медиация является одной из основных технологий урегулирования споров с участием третьей, нейтральной, стороны – медиатора.

Медиация основывается на следующих принципах: добровольность, конфиденциальность, равноправие сторон, нейтральность медиатора, а также недопустимость вмешательства в процедуру.

Согласно статье 2 Закона «О медиации», медиатор – это независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами для проведения медиации на профессиональной и непрофессиональной основе в соответствии с требованиями Закона «О медиации».

Согласно пункту 3 статьи 9 Закона «О медиации», осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие сорокалетнего возраста и состоящие в реестре непрофессиональных медиаторов.

Налогообложение доходов непрофессионального медиатора, полученных от лиц, не являющихся налоговыми агентами, производится согласно статье 184 Налогового кодекса как прочие доходы физических лиц.

Согласно пункту 4 статьи 9 Закона «О медиации», осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, имеющие высшее образование, достигшие двадцатипятилетнего возраста, имеющие документ (сертификат), подтверждающий прохождение обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан, и состоящие в реестре профессиональных медиаторов.

Вступление в организацию медиаторов или ассоциацию (союз) медиаторов осуществляется на добровольной основе.

Каждая организация медиаторов ведет свой реестр профессиональных медиаторов, осуществляющих медиацию на территории Республики Казахстан.

В связи с введением понятия «профессиональный медиатор» подпунктом 31 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса расширено понятие «налоговый агент», дополнены, соответственно, некоторые статьи Налогового кодекса:

статья 14 «Обязанности налогоплательщика»;

статья 42 «Исполнение налогового обязательства частного нотариуса, частного судебного исполнителя, адвоката, профессионального медиатора, прекращающих деятельность»;

статья 45 «Погашение налоговой задолженности умершего физического лица»;

статья 67 «Особенности установления налоговой отчетности по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу»;

статья 177 «Доходы, не облагаемые у источника выплаты»;

статья 178 «Исчисление индивидуального подоходного налога по доходам, не облагаемым у источника выплаты»;

статья 180 «Имущественный доход» (в части получения дохода от прироста при реализации личного имущества таковым физическим лицом);

статья 180-1 «Доход от прироста стоимости при реализации имущества физическим лицом, а также индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса»;

статья 181 «Доход частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов»;

статья 182 «Исчисление и уплата налога»;

статья 185 «Декларация по индивидуальному подоходному налогу»;

статья 186 «Сроки представления декларации» (в части представления декларации формы 240.00).

Для профессиональных медиаторов:

– порядок выписки счетов-фактур предусмотрен статьей 263 Налогового кодекса;

– налогообложение импорта товаров регламентировано статьей 276-2 Налогового кодекса;

– уплата социального налога регламентирована статьями 355, 358, 359 Налогового кодекса;

– порядок уплаты земельного налога – статьями 391, 393 Налогового кодекса;

– налога на имущество – статьей 407 Налогового кодекса;

– порядок регистрационного учета выражен статьями 560, 565, 581 Налогового кодекса;

– порядок исключения как налогоплательщика из государственной базы данных – статьей 564 Налогового кодекса;

– изменение регистрационных данных – статьей 566 Налогового кодекса;

– снятие с регистрационного учета – статьями 567, 580, 595, 597 Налогового кодекса;

– порядок представления налоговыми органами сведений об отсутствии (наличии) налоговой задолженности – статьей 598 Налогового кодекса;

– способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства регламентированы статьей 609 Налогового кодекса;

– меры принудительного взыскания налоговой задолженности – статьями 614, 621, 622 Налогового кодекса;

– порядок проведения проверки – статьями 629, 631 Налогового кодекса.

Некоторые аспекты налогообложения туроператорской деятельности

Статья 12 Налогового кодекса в части первой пункта 1 дополнена подпунктом 39-1, согласно которому услуги туроператора – услуги индивидуального предпринимателя и юридического лица, имеющих лицензию на туристскую операторскую деятельность (туроператорскую деятельность) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о туристской деятельности, по реализации сформированного ими туристского продукта турагентам и туристам.

Cтатья 77 пункт 4 Налогового кодекса дополнена подпунктом 7, который введен в действие с 1 января 2015 года. В нем отмечено, что уполномоченный орган вправе устанавливать формы налоговых регистров для отражения информации по услугам туроператора в разрезе выездного и въездного туризма.

Статья 262 пункт 2 Налогового кодекса дополнена подпунктом 2-3, согласно которому индивидуальные предприниматели и юридические лица, имеющие лицензию на туроператорскую деятельность в соответствии с законодательством о туристской деятельности в Республике Казахстан, ведут учет по товарам, работам, услугам в целях оказания услуг туроператора отдельно от остальной деятельности. Учет по товарам, работам, услугам в целях оказания услуг туроператора ведется раздельно по обороту, освобожденному в соответствии с подпунктом 25 статьи 248 Налогового кодекса, и облагаемому обороту.

Статья 238 Налогового кодекса дополнена пунктом 12-1 (введен в действие со 2 января 2015 года), где предусмотрен порядок определения размера облагаемого оборота по НДС услуг туроператора в следующей редакции: при оказании услуг туроператора по выездному туризму размер облагаемого оборота определяется как разница между стоимостью реализации туристского продукта и стоимостью услуг по страхованию, перевозке пассажиров и проживанию, в том числе питанию, если стоимость такого питания включена в стоимость проживания.

А также в целях стимулирования въездного туризма в Казахстан статья 248 Налогового кодекса дополнена подпунктом 25, согласно которому предусмотрено освобождение от НДС оборотов по услугам туроператора по въездному туризму, местом реализации которых является Республика Казахстан.

Для целей обложения услуг туроператора по месту осуществления деятельности туроператора исключено из подпункта 4 пункта 2 статьи 236 Налогового кодекса положение, признающее место реализации таких услуг по месту государственной (учетной) регистрации покупателя услуг.

Комментарий

Это значит, что туроператорская деятельность в целях исчисления НДС определяется по месту осуществления деятельности, а не по месту покупателя услуг, как было ранее предусмотрено.

Кроме того, в подпункт 4 пункта 1 статьи 192 Налогового кодекса внесены дополнительные поправки в том, что не подлежат налогообложению доходы от туристской деятельности, полученные от оказания туристских услуг физическому лицу на территории государства с льготным налогообложением нерезидентом, зарегистрированным на территории такого государства.

Пределы социальной поддержки физического лица

Подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса уточнено понятие «благотворительной помощи».

Благотворительная помощь – это имущество, предоставляемое на безвозмездной основе:

в виде социальной поддержки физического лица;

некоммерческой организации с целью поддержания ее уставной деятельности;

организации, осуществляющей ...

Для получения полного доступа к просмотру Вы можете:
Авторизоваться, если Вы подписчик
Оформить подписку и задавать вопросы каждый день. Тарифы
Купить доступ
Этот документ придет на Вашу электронную почту сразу после оплаты.
200 тенге