Налоги 26.08.2026

 Задача №1 (20 баллов)

 

Корпоративный подоходный налог. Налоговое обязательство.

Период: 2026 год

Ед. измерения: тенге

МРП: 4 325 тенге

 

Предприятие «Маленькие альбомы» за отчетный 2026 год произвело следующие операции:

1. Доход от реализации за отчетный период составил 350 000 000 тенге

2. Фиксированные активы на 1 января 2026 года:


Наименование группы

Ставка амортизации

Группа

СБГ на начало

Здание

10%

1   

200 000 000   

Машины и оборудование

25%

2   

23 000 000   

ФА, не включенные в другие группы

15%

4   

450 000   

ИТОГО

223 450 000


3. В августе текущего года предприятие приобрело автомобиль стоимостью 2 350 000 тенге с объемом двигателя 2 800 куб. см. 

4. Задолженность по налогу на транспорт на 01 января не было. Налог на транспорт в текущем году оплачен в сумме 22 000 тенге

5. Социальный налог начисленный и уплаченный 4 455 000 тенге, задолженности по социальному налогу на начало и на конец отчетного года нет.

6. Начисленная заработная плата работникам за год составила 45 000 000 тенге

7. Предприятие в течение текущего года проводило переговоры с новыми клиентами, на встречи было потрачено 1 500 000 тенге, в том числе на спиртные напитки 100 000 тенге

8. Себестоимость использованных и реализованных товарно-материальных запасов составила 245 000 000 тенге

9. Убыток, возникший в 2025 году, составляет 2 000 000 тенге

 

Требуется:

1. Рассчитайте СГД с учетом корректировки

2. Определите сумму расходов предприятия, разрешенную для отнесения на вычеты

3. Рассчитайте сумму уменьшения налогооблагаемого дохода

4. Рассчитайте обязательства по КПН

5. Укажите предельные сроки представления декларации по КПН

 

Справочная информация:

Ставка налога на транспорт с объемом двигателя свыше 2 500 до 3 000 куб.см включительно составляет 9 МРП


Решение:

 

СГД

Сумма 

Баллы

Доход от реализации

350 000 000   

Итого СГД  

350 000 000   

Корректировка СГД

0 

ИТОГО корректировок

-     

СГД с корректировкой 

350 000 000   

1 балл

Вычеты

Себестоимость реализованных ТМЗ

245 000 000   

Заработная плата

45 000 000

Налоги

4 472 094 

Представительские расходы в пределах = 1% * 45 000 000 =450 000, 

по факту 1 500 000 - 100 000 = 1 400 000

450 000

2 балла

Вычеты по ФА 

26 787 500             

Итого вычеты 

                              321 709 594   

3 балла

НОД 

                                28 290 406   

Уменьшение НОД

0 

 Убыток переносимый

                                  2 000 000   

НОД с учетом уменьшения и переносимым убытком

                                26 290 406   

КПН, 20 % 

                                  5 258 081   

3 балла

 

Расчет 2

                        Расчет  вычетов  по фиксированным активам (5 баллов)

Наименование группы

Группа

СБГ на начало

Поступление

СБГ на конец

Вычет группы, менее 300 МРП

Ставка амортизации

Сумма амортизации

Здание

1   

200 000 000   

-     

200 000 000   

10%

20 000 000   

Машины и оборудование

2   

23 000 000   

2 350 000   

25 350 000   

25%

6 337 500   

ФА, не включенные в другие группы

4   

450 000   

450 000   

450 000   

15%

ИТОГО

223 450 000   

2 350 000   

225 800 000   

450 000   

26 337 500   

300 МРП = 300 * 4 325 = 1 297 500 тенге

Всего вычеты по фиксированным активам = 26 337 500 + 450 000 = 26 787 500

Расчет налогов, относимых на вычеты (2 балла)

Наименование 

Сальдо на начало 

Начислено 

Оплачено 

Вычет 

Налог на транспорт 

 0

      17 094   

22 000   

17 094   

Социальный налог 

 0

4 455 000   

4 455 000   

4 455 000   

ИТОГО 

-     

  4 466 814  

4 477 000   

  4 472 094  

 

Расчет налога на транспорт = (9 * 4 325 + (2800 – 2500) * 7) / 12 * 5 = 17 094  (2 балла)

Декларация по корпоративному подоходному налогу предоставляется не позднее 31 марта следующего за отчетным годом – 31 марта 2027 г (1 балл)

Корпоративный подоходный налог уплачивается в бюджет не позднее 10 календарных дней после срока сдачи декларации – 10 апреля 2027 года (1 балл)

 

Задача №2 (20 баллов)

Налог на добавленную стоимость. Основные положения.

Период: 2026 год

Ед. измерения: тенге

МРП: 4 325 тенге

 

Юридическое лицо «Ромашка», создано в декабре 2025 года. В течение 2026 года было реализовано товаров и оказано услуг, в том числе по месяцам.

 

№ п.п

Календарные месяцы

Реализованы товары

Оказаны услуги

1

январь

3 000 000

12 600 000

2

февраль

4 600 000

5 400 000

3

март

1 800 000

6 700 800

4

апрель

5 000 000

5 600 000

5

май

9 500 000

6 500 000

6

июнь

9 800 000

8 400 000

7

июль

1 500 000

6 300 000

8

август

1 200 000

4 500 000

9

сентябрь

1 360 000

39 740 000

10

октябрь

4 600 000

6 900 000

11

ноябрь

11 200 000

8 800 000

12

декабрь

7 800 000

9 800 000

 

Юридическое лицо, производитель продукции тяжелой промышленности, кроме вышеуказанных оборотов имеет следующие данные за май-июнь текущего года:

Реализованы товары на экспорт – 8 500 000

В рекламных целях переданы товары на сумму 900 000 в количестве 200 штук

Оказана помощь товарной продукцией детскому дому на сумму  200 000

Приобретены товарно-материальные запасы – 28 560 000

Оплачены электроэнергия и коммуникационные услуги – 9 460 000

Оплачены коммунальные услуги – 1 400 000

Оплачены услуги рекламодателей – 1 880 000

 

Справочная информация. Предприятие по состоянию на 1 января 2026 года не является плательщиком НДС. Все обороты без НДС. Предприятие применяет раздельный метод отнесения в зачет

 

Требуется:

1. Указать размер облагаемого оборота для обязательной постановки на учет по НДС

2. Рассчитать с какого периода предприятие станет плательщиком налога на добавленную стоимость;

3. Какие действия должен совершить налогоплательщик для постановки на учет по НДС;

4. Определить размер облагаемого оборота за 2 квартал 2026 года

5. Определить сумму налога на добавленную стоимость с облагаемого оборота за 2 квартал 2026 года

6. Определить сумму налога на добавленную стоимость в зачет за 2 квартал 2026 года

7. Рассчитать сумму налога на добавленную стоимость в бюджет за 2 квартал 2026 года

8. Указать форму и виды декларации по НДС, срок уплаты НДС в бюджет.

 

Решение 

 

Налогоплательщик обязан встать на учет по НДС, если облагаемый оборот с начала года превысит 10 000 МРП = 10 000 * 4 325 = 43 250 000 тенге. 

1 балл

№ п.п

месяцы

Реализованы товары

Оказаны услуги

Нарастающим с начала года

1

январь

3 000 000

12 600 000

15 600 000

1

2

февраль

4 600 000

5 400 000

25 600 000

1

3

март

1 800 000

6 700 800

34 100 800

1

4

апрель

5 000 000

5 600 000

44 700 800

1

5

май

9 500 000

6 500 000

 

6

июнь

9 800 000

8 400 000

 

7

Предприятие обязано в течение 5 рабочих дней со дня превышения предельного оборота представить заявление на постановку на учет по НДС. Предприятие признается плательщиком НДС с даты подачи заявления.

1

8

Предприятие обязано представить первоначальную декларацию формы  ф.300.00. по налогу на добавленную стоимость за второй квартал 2026  года 

1

9

Стоимость единицы рекламного товара: 900 000 / 200 = 4 500  

5 МРП: 5 * 4 325 = 21 625

Единица рекламного товара меньше 5 МРП, следовательно безвозмездная передача рекламного товара не признается облагаемым оборотом по НДС

2

10

Облагаемый оборот:

реализация товаров и услуг = 34 200 000 

реализация товаров на экспорт = 8 500 000 (ставка 0%)

безвозмездная передача товара детскому дому = 200 000

2

11

Сумма НДС с облагаемого оборота = (34 200 000 + 200 000) * 16 %  =

5 504 000

1

Сумма НДС подлежащая отнесению в зачет

12

Приобретены товарно-материальные запасы = 28 560 000 * 16% = 

4 569 600

1

13

Оплачены электроэнергия и коммуникационные услуги = 9 460 000 * 16% = 1 513 600

1

14

Оплачены коммунальные услуги = 1 400 000 * 16% = 224 000

1

15

Оплачены услуги рекламодателей = 1 880 000 * 16% = 300 800

1

16

Итого сумма НДС зачет = 4 569 600 + 1 513 600 + 224 000 + 300 800 =  6 608 000

1

17

Сумма НДС подлежащая отнесению в зачет = 6 608 000 – 5 504 000  = 1 104 000

1

18

Декларация формы 300.00. за второй квартал первоначальная должна быть представлена не позднее 15 августа 2026 года

1

19

Срок уплаты НДС за второй квартал не позднее 25 августа

2026 года

1

 

 

Задача №3 (20 баллов)

 

Социальный налог. Основные положения.

Период: 2026 год

Ед. измерения: тенге

МРП: 4 325 тенге

 

ТОО «Есиль» имеет в своем штате следующих работников:

 

№ п/п

Ф.И.О. работника

Занимаемая должность

Начисленная заработная плата за июнь (тенге)

1.

Амирова Ж.К.

Президент

4 700 000

2.

Боярин С.С.

Главный бухгалтер

950 000

3.

Тен С.Ю.

Заведующий складом

510 000

4.

Бошман А.Э.

Супервайзер

274 000

5.

Авдеева П.Г.

Менеджер

190 000

6.

Клин А.М.

Рецепшн

52 300

 

При этом имеется информация, что:  

А) Клин А.М. принята на работу 19 июня 2026 года;

Б) Тен С.Ю. в июне месяце представлены документы, подтверждающие, что проживал в зоне экологического бедствия и ему положено 38 000 тенге;

В) Заработная плата выплачена 30 июня 2026 года

 

Требуется:

 

1. Определить обязательные пенсионные взносы по каждому работнику 

2. Определить обязательные пенсионные взносы итого к уплате юридическим лицом за месяц.

3. Определить суммы социальных отчислений по каждому работнику 

4. Определить социальные отчисления к уплате юридическим лицом за месяц 

5. Определить налоговые обязательства юридического лица по социальному налогу.

6. Указать форму налоговой отчетности по социальному налогу, подлежащей представлению в налоговый орган.

7. Указать сроки представления налоговой отчетности

8. Указать сроки уплаты социального налога и социальных отчислений

 

Решение:

 

Предел дохода для исчисления ОПВ = 50 * 85 000   

4 250 000

1

Сумма обязательных пенсионных взносов = Доход работника для исчисления обязательных пенсионных взносов * 10 / 100

1

Предел дохода для исчисления социальных отчислений = 7 * 85 000

Минимальный предел для исчисления социальных отчислений 1 МЗП

595 000

85 000

1

Сумма социальных отчислений = (Доход работника – ОПВ) * 5 / 100

1

Минимальный предел для исчисления социального налога = 14 МРП

60 550

1

Сумма исчисленного социального налога = (Доход работника – ОПВ - ВОСМС) * 6/ 100

1

ФИО работника

Доход, подлежащий обложению

Доход для исчисления ОПВ

50 * 

85 000

ОПВ

Доход для исчисления взносов ОСМС

Сумма взносов ОСМС

Доход для исчисления СоцН

Доход для исчисления СоцО

Социальный налог 

Социальные отчисления

 

1

2

3 = 50 МЗП

4 = 3*10%

5 20МЗП

6 = 5*2%

7 = 

2 – 4  - 5-6

8 = 2-4

7МЗП

9=

7*6%

10=

8*5%

 

Амирова Ж.К.

4 700 000

4 250 000

425 000

1 700 000

34 000

4 241 000

595 000

254 460

29 750

2

Боярин С.С.

950 000

950 000

95 000

950 000

19 000

836 000

595 000

50 160

29 750

2

Тен С.Ю.

510 000

510 000

51 000

510 000

10 200

448 800

459 000

26 928

22 950

2

Бошман А.Э.

274 000

274 000

27 400

274 000

5 480

241 120

246 600

14 467

12 330

2

Авдеева П.Г.

190 000

190 000

19 000

190 000

3 800

167 200

171 000

10 032

8 550

2

Клин А.М.

52 300

52 300

5 230

52 300

1 046

46 024

85 000

2 761

4 250

2

Итого

 

622 630

73 526

107 580

 

Срок представления декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу ф.200.00 – не позднее 15 августа  2026 года

1

Срок уплаты социального налога – не позднее 25 июля 2026 года

1

 

Задача №4 (20 баллов)

 

Индивидуальный подоходный налог. Основные положения.

Период: 2026 год

Ед. измерения: тенге

МРП: 4 325 тенге

 

Юридическое лицо «Жаксылык», уплачивающие налоги в общеустановленном порядке, имеет в штате следующих работников

№ 

Ф.И.О. работника

Год рождения

Занимаемая должность

Начисленная заработная плата за январь 2026  (тенге)

1.

Шмидт В.Ф.

1968

Директор

4 600 000

2.

Амирханова С.А.

1966

Главный бухгалтер

950 000

3.

Крысенко В.Д.

1974

Заместитель директора

510 000

4.

Сабиров А.М.

1970

Главный менеджер

274 000

5.

Маткенова К.М.

2000

Старший менеджер

198 000

6.

Маншук А.К.

2002

Старший менеджер

30 000

7.

Волошин С.П..

1999

Водитель

130 000

8.

Шеффер Э.Г. 

1980

Помощник директора

114 200

При этом имеется информация:

  • Маншук А.К.. 9 января  2026 года расторгнут трудовой договор;
  • Амирхановой организация оплатила обучение и сдачу экзамена на курсах ДИПФР, 460 000 тенге, количество баллов по результатам экзамена 48;
  • Волошину С.П. еженедельно выделяют 15 000 тенге на бензин для заправки служебной машины.
  • Шеффер Э.Г. предоставила документы из клиники о получении медицинских услуг в размере 60 000 тенге; 
  • Крысенко В.Д. в качестве поощрения получил путевку в Дубаи, стоимость путевки  565 000 тенге. Однако Крысенко В.Д. подарил ее дочери.

Заработная плата выдана 31 января 2026 года

Заявления и подтверждающие документы на предоставление вычетов предоставлены.

 

Требуется:

1.      Определить обязательные пенсионные взносы по каждому работнику и итоговые суммы за месяц.

2.      Исчислить сумму взносов на обязательное медицинское страхование и итоговые суммы за месяц

3.      Исчислить сумму пенсионных взносов работодателя

4.      Исчислить суммы индивидуального подоходного налога по каждому работнику и итоговые суммы за налоговый период.

5.      Указать форму налоговой отчетности и вид налоговой отчетности по индивидуальному подоходному налогу, подлежащей представлению в налоговый орган, если налогоплательщик функционирует более года

6.      Указать срок представления налоговой отчетности.

7.      Указать сроки уплаты индивидуального подоходного налоги и социальных платежей.

 

Решение:

 

Ф.И.О.

Доход, подлежащий налогообложению

Доход подлежащий налогообложению ОПВ

Сумма ОПВ

Сумма ПВР

Доход, подлежащий Обложению ОСМС

Сумма взносов ОСМС

Базовый вычет

Доход подлежащий налогообложению ИПН

Сумма ИПН

Б

А

Л

Л

ы

1

2

3 

(50 МЗП)

4=3*10%

5=3*3,5%

6=

2 (20 МЗП)

7= 6*2%

8

30 МРП

9= 

2– 4-7-8-9

10=

10*10%

Шмидт В.Ф.

4 600 000

4 250 000

425 000

0

1 700 000

34 000

129 750

4 011 250

401 125

2

Амирханова С.А.

950 000

950 000

95 000

950 000

19 000

129 750

706 250

70 625

2

Крысенко В.Д.

1 075 000

1 075 000

107 500

0

1 075 000

21 500

129 750

816 250

81 625

2

Сабиров А.М.

274 000

274 000

27 400

0

274 000

5 480

129 750

111 370

11 137

2

Маткенова К.М.

198 000

198 000

19 800

6 930

198 000

3 960

129 750

44 490

4 449

2

Маншук А.К.

30 000

30 000

3 000

2 975

30 000

600

129 750

0

0

1

Волошин С.П..

130 000

130 000

13 000

4 550

130 000

2 600

129 750

0

0

2

Шеффер Э.Г.

114 200

114 200

11 420

3 977

114 200

2 284

129 750

0

0

2

Итого

702 120

16 527

87 140

568 961

1

Срок представления декларации по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу ф. 200.00 – не позднее 15 мая 2026 года, Вид формы - очередная

2

Срок уплаты ИПН и социального налога – не позднее 25 февраля 2026 года

2



 

Задача №5 (тесты,20 баллов)

 

1. К другим обязательным платежам в бюджет не относятся:

A) профессиональные пенсионные взносы;

B) плата за негативное воздействие на окружающую среду;

C) государственная пошлина;

D) плата за цифровой майнинг

 

2. Налоговое обязательство, исполняемое налоговым агентом, считается исполненным:

А) со дня исчисления налога;

В) со дня перечисления налога;

С) со дня удержания налога;

D) со дня начисления дохода.

 

3. Форма государственного контроля, осуществляемое налоговым органом с целью подтверждения фактического нахождения или отсутствия налогоплательщика (налогового агента):

A) налоговое администрирование;

B) налоговое обследование;

C) налоговая политика;

D) налоговый контроль.

 

4. Уплачивает в Республике Казахстан в соответствии с положениями Налогового Кодекса налоги с доходов из источников в Республике Казахстан и за ее пределами

А) нерезидент;

B) иностранное физическое лицо;

C) резидент Республики Казахстан;

D) Резидент Франции.

 

5. Объектом обложения корпоративным подоходным налогом является:

A) облагаемый оборот;

B) совокупный годовой доход;

C) налогооблагаемый доход;

D) облагаемый импорт и облагаемый импорт.

 

6. Налогоплательщик выплатил индивидуальному предпринимателю доход за разработку учебного пособия в размере 600 000 тенге. Сумма индивидуального подоходного налога подлежащего удержанию при выплате дохода составит:

А) 0 тенге;

B) 60 000 тенге;

C) 54 000 тенге;

D) 51 554 тенге.


7. Нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется по оборотам по:

А) бартерным операциям;

B) транспортировке по территории Республики Казахстан транзитных грузов;

C) реализации фиксированных активов 1 группы;

D) реализации медицинского оборудования.

 

8. Подакцизными товарами являются:

А) авиационный бензин;

В) товары, изготовленные из золота и драгоценных камней;

С) изделия с нагреваемым табаком;

D) все импортируемые товары.

 

9. Объектом обложения социальным налогом для юридических лиц являются:

А) среднесписочная численность работников;

B) расходы работодателя, начисленные работникам в виде доходов;

C) расходы работодателя, начисленные в виде доходов, но не выплаченные работникам;

D) общий фонд оплаты труда.

 

10. Не являются плательщиком налога на транспортные средства:

A) государственные учебные заведения среднего образования;

B) отдельно проживающие пенсионеры;

C) религиозные объединения, общественные объединения;

D) некоммерческие организации.

 

11. Налоговой базой для исчисления земельного налога по землям населенных пунктов является:

А) площадь земельного участка в метрах квадратных;

B) стоимость земельного участка;

C) площадь земельного участка в гектарах;

D) результат использования в хозяйственной деятельности.

 

12. Объектом обложения налогом на имущество не является:

А) сооружения;

B) линии электропередач;

C) здания;

D) транспортные средства.  

 

13. Плательщиками налога на игорный бизнес являются юридические лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг:

А) казино;

B) бильярда;

C) картинга;

D) боулинга.

 

14. Ставки регистрационных сборов определяются в размере:

А) кратном минимальной заработной платы, установленному законом о республиканском бюджете и действующему на дату уплаты таких сборов;

B) в тенге;

C) в процентах;

D) кратном месячному расчетному показателю, установленному законом о республиканском бюджете и действующему на дату уплаты таких сборов.

 

15. Корпоративный подоходный налог с чистого дохода уплачивают:

A) юридические лица - нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение;

B) юридические лица - резиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан;

C) индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в общеустановленном режиме;

D) индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в специальном налоговом режиме.

 

16. Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации вправе применять индивидуальные предприниматели и юридические лица при соблюдении следующих условий:

A) среднесписочная численность работников за налоговый период не превышает 30 человек и доход за налоговый период не превышает 2 044 МЗП;

B) предельный доход которых за календарный год не превышает 600 000 МРП и осуществляет виды деятельности, не включенные в определенный перечень видов деятельности, по которым запрещается применение данного режима;

C) отсутствие использования труда работников, осуществление деятельности в форме личного предпринимательства, отсутствие превышения доходов за год 3 528 МРП;

D) среднесписочная численность работников за налоговый период не превышает 25 человек и доход за налоговый период не превышает 700 МРП.

предельный доход которых за календарный год не превышает 600 000-кратный размер месячного расчетного показателя, действующего на 1 января соответствующего финансового года;

 

17. Обложение налогом на добавленную стоимость товаров, реализуемых на территорию специальной экономической зоны, производится по ставке:

A) 0%;

B) 20%;

C) 12%;

D) 3%.

 

18. Декларация по рентному налогу на экспорт представляется в налоговые органы не позднее:

A) 15 числа месяца, следующего за налоговым периодом;

B) 15 числа второго месяца, следующего за налоговым периодом;

C) 31 марта года, следующего за налоговым периодом;

D) до таможенного декларирования..

 

19. Разовый фиксированный платеж недропользователя за приобретение права недропользования на контрактной территории (участке недр):

А) роялти;

B) подписной бонус;

C) бонус коммерческого обнаружения;

D) платеж по возмещению исторических затрат.

 

20. Ставка единого платежа, применяемая к объекту обложения, в 2026 году составляет:

A) 20%;

B) 21,5%;

C) 24,8%;

D) 25%.


Есть вопросы?

Получите профессиональную консультацию