Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.

Чем грозит принятие акта выполненных работ в старой редакции?

ТОО, общеустановленный режим, плательщик НДС.

Наш поставщик - транспортная компания по услугам перевозки грузов, оформляет Акт выполненных работ по форме Р-1 в редакции, действовавшей до 27.10.2014 года. На просьбу оформлять Акт выполненных работ по форме, утвержденной Приказом от 27.10.2014 года, получаем отказ и ссылку на то, что у них более 100 клиентов и никто из них не запрашивает Акт выполненных работ другой редакции. Чем нам грозит принятие акта выполненных работ в этой редакции?

В соответствии с положениями п. 1 ст. 242 Налогового кодекса РК расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода.

При этом, согласно п. 3 ст. 242 Налогового кодекса РК вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Т.е. расходы, связанные с деятельностью Вашего ТОО, направленной на получение дохода, Ваше ТОО вправе отнести на вычеты при наличии подтверждающих документов. Для этого определим, каким требования должны соответствовать подтверждающие расходы документы в целях отнесения на вычеты по КПН.

В соответствии с п. 1 ст. 190 Налогового кодекса РК налоговым учетом является процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями Налогового кодекса РК в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.

Согласно положениям пп. 1) п. 2 ст. 190 Налогового кодекса РК учетная документация включает в себя в т.ч. бухгалтерскую документацию.

Учитывая положения п. 3 ст. 192 Налогового кодекса РК налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Т.е. налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и учетной документацией в целях налогового учета является бухгалтерская документация, оформленная в соответствии с требованиями Закона РК «О бухгалтерском учете».

В соответствии с положениями п. 1 ст. 7 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» бухгалтерская документация включает в себя:

- первичные документы,

- регистры бухгалтерского учета,

- финансовую отчетность,

- учетную политику.

Согласно п. 2 ст. 7 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком РК в соответствии с законодательством РК.

Исходя из положений пп. 2) п. 5 ст. 20 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» уполномоченный орган разрабатывает и утверждает порядок ведения бухгалтерского учета.

Таким образом:

- формы и требования к первичным документам, применяемым для оформления операций и событий, утверждены Приказом Министра финансов РК от 20 декабря 2012 года № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов» (далее по тексту – Приказ №562);

- порядок ведения бухгалтерского учета утвержден Приказом Министра финансов РК от 31 марта 2015 года № 241 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета» (далее по тексту – Приказ №241).

В соответствии с п. 27 Приказа №241 для приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг), за исключением строительно-монтажных работ, применяется акт выполненных работ (оказанных услуг), форма которого утверждена Приказом №562, который составляется исполнителем для подтверждения факта совершения хозяйственной операции.

Форма акта выполненных работ (оказанных услуг) – Р-1 – утверждена приложением №50 к Приказу №562.

Согласно положениям Приказа Министра финансов РК от 27 октября 2014 года № 458 «О внесении изменения в приказ Министра финансов РК от 20 декабря 2012 года № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов» (далее по тексту – Приказ №458) с 21.12.2014 года форма акта Р-1 действует в новой редакции, которая обязательна к применению по текущий момент.

Таким образом, с 21.12.2014 года по текущий момент нельзя применять акт по форме Р-1 в редакции, действовавшей до введения изменений согласно Приказа №458.

На основании всего вышеизложенного, первичный документ по оказанным услугам/выполненным работам оформлен Вашим контрагентом по неутвержденной форме, что неправомерно, т.к. согласно требованиям законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности первичные документы, утвержденные уполномоченным органом, должны применяться в актуальной утвержденной форме на момент совершения операции.

Акт выполненных работ по форме Р-1, действовавший до введения Приказа №458, в которой выписан Вашим поставщиком в текущий момент, не может являться документальным подтверждением расхода в целях отнесения на вычеты, т.к. выписан по неутвержденным (недействующим) формам первичных документов.

Есть вопросы?

Получите профессиональную консультацию