Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.

Какие обязательства возникают при возникновении производственных отходов?

ТОО, ОУР, плательщик НДС.

При проведении монтажных работ произошел обвал помещения. Компания заключила договор с ИП на вывоз данного мусора.

1. Какие документы необходимы для отнесения на вычеты расходов при получении услуг по вывозу мусора?
2. Какие налоговые обязательства возникают при возникновении и вывозе производственных отходов?

В соответствии с нормами статьи 190 Налогового кодекса налоговым учетом является процесс ведения налогоплательщиком (налоговым агентом) учетной документации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса в целях обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и платежей в бюджет и составления налоговой отчетности.

При этом, учетная документация включает в себя бухгалтерскую документацию - для лиц, на которых в соответствии с Законом Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» возложена обязанность по ее ведению.

В соответствии с нормами статьи 7 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику. Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Согласно пункта 2 статьи 7 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком РК в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Т.е. формы и требования к первичным документам регламентированы Приказом Министра финансов РК от 20 декабря 2012 года № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов».

Вместе с тем, исходя из положений подпункта 2) пункта 5 статьи 20 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» уполномоченный орган разрабатывает и утверждает порядок ведения бухгалтерского учета.

Правила ведения бухгалтерского учета утверждены Приказом Министра финансов РК от 31 марта 2015 года № 241.

Учитывая положения пунктов 27 и 32 Правил ведения БУ:

- для приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг), за исключением строительно-монтажных работ, применяется акт выполненных работ (оказанных услуг), форма (Р-1) которого утверждена Приказом № 562, который составляется исполнителем для подтверждения факта совершения хозяйственной операции;

- для учета реализации запасов применяется накладная на отпуск запасов на сторону, форма (З-2) которой утверждена Приказом № 562.

Таким образом, для отнесения на вычеты в целях исчисления КПН достаточно иметь в наличии договор и акт выполненных работ (оказанных услуг).

Согласно статье 10 Экологического кодекса природопользованием являются использование природных ресурсов и (или) воздействие на окружающую среду в повседневной жизни человека, в хозяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц.

Природопользование подразделяется на общее и специальное.

Общее природопользование является постоянным и осуществляется бесплатно для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения и без предоставления природных ресурсов в пользование.

Ограничение общего природопользования допускается, если это предусмотрено законами РК.

Специальное природопользование - деятельность физического и (или) юридического лица, осуществляющего на платной основе пользование природными ресурсами и (или) эмиссии в окружающую среду в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными законами РК.

В соответствии со статьей 575 Налогового кодекса объектом обложения является фактический объем эмиссий в окружающую среду, в том числе установленный по результатам осуществления уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и его территориальными органами проверок по соблюдению экологического законодательства Республики Казахстан (государственный экологический контроль), в виде:

1) выбросов загрязняющих веществ;

2) сбросов загрязняющих веществ;

3) размещенных отходов производства и потребления;

4) размещенной серы, образующейся при проведении нефтяных операций.

В соответствии с пунктом 60 и 79 статьи 1 Экологического кодекса:

отходы производства - остатки сырья, материалов, иных изделий и продуктов, образовавшиеся в процессе производства и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства;

отходы потребления - остатки продуктов, изделий и иных веществ, образовавшихся в процессе их потребления или эксплуатации, а также товары (продукция), утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.

Стационарными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются здания и сооружения, в результате деятельности которых в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества, например: котельные, дизельные установки, гаражи, автостоянки, участки сварки, резки и механической обработки металлов, участки деревообработки, окраски, очистные сооружения сточных вод и прочие.

Передвижными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу являются транспортные средства, техника и иные передвижные средства и установки, оснащенные двигателями внутреннего сгорания, работающими на различных видах топлива. То есть к передвижным источникам загрязнения можно отнести автомобильный, железнодорожный, городской электрический, морской, внутренний водный, воздушный транспорт.

Источниками сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду являются сточные воды, образующиеся в результате деятельности субъектов и поступающие в окружающую среду, например, хозяйственно-бытовые и другие сточные воды после очистных сооружений, дождевые и талые воды с территории субъектов, сточные воды от мойки машин и прочие.

Источниками образования отходов производства и потребления являются любые виды деятельности субъектов, начиная от хозяйственно-бытовой (мусор от сотрудников) и заканчивая производственной деятельностью (отходы сырья, брак и прочие).

Таким образом, субъект, у которого есть хотя бы один источник негативного воздействия на окружающую среду, обязан вносить плату за эмиссии в окружающую среду. Следует отметить, даже если лицо не осуществляет производственную деятельность, у него могут быть, как минимум, бытовые отходы.

Исходя из вышеизложенного, при наличии объектов обложения ТОО обязано получить разрешение в порядке специального природопользования, исчислить сумму платы и представить декларацию ф.870.

При этом для сведения, если хозяйствующим лицом заключен договор с коммунальными или иными предприятиями на вывоз и размещение отходов, разрешительный документ должно иметь предприятие, осуществляющее вывоз и размещение отходов.

Однако, в целях минимизации рисков полагаем, в случае, если по условиям договора со сторонними организациями, в том числе ИП, по вывозу ТБО и жидких отходов, в договорах не указано кто оплачивает плату за эмиссии, то указанный пункт необходимо предусмотреть.

В случае же наличия разрешения в порядке специального природопользования, то полагаем достаточным наличие договора с коммунальными или иными предприятиями на вывоз отходов.

 

Есть вопросы?

Получите профессиональную консультацию