Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.

Нужно ли удерживать КПН с нерезидента-юридического лица, оказывающего услуги за пределами РК?

ТОО, общеустановленный режим, плательщик НДС.

Руководство компании, работающей в сфере продаж женской одежды, выезжает на различные выставки, мастер-классы на тему моды одежды. После этого, нерезиденты-юридические лица выставляют инвойсы за свои услуги, предоставленные не на территории РК.

1. Нужно ли удерживать КПН с нерезидента-юридического лица?

2. Какие документы у нерезидента-юридического лица необходимо запрашивать помимо инвойса?

По первому вопросу

Согласно нормам статьи 644 Налогового кодекса доходы из источников в Республике Казахстан юридического лица-нерезидента, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан, облагаются корпоративным подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов.

При этом сумма корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, исчисляется налоговым агентом путем применения ставок, установленных статьей 646 Налогового Кодекса, к сумме доходов, указанных в статье 644 Налогового Кодекса, за исключением доходов, указанных в пункте 9 статьи 645.

Подпунктом 11 пункта 9 статьи 645 Налогового кодекса предусмотрено, что налогообложению у источника выплаты в РК не подлежат доходы от выполнения работ, оказания услуг за пределами Республики Казахстан, за исключением доходов, указанных в подпунктах 3), 4) и 5) пункта 1 статьи 644 Налогового Кодекса.

Согласно нормам пунктов 3), 4) и 5) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса регламентированы следующие доходы из источников в РК:

3) доход от оказания управленческих, финансовых, консультационных, инжиниринговых, маркетинговых, аудиторских, юридических (за исключением услуг по представительству и защите прав и законных интересов в судах, арбитраже или третейском суде, а также нотариальных услуг) услуг за пределами Республики Казахстан.

В целях настоящего раздела финансовыми услугами признаются:

деятельность участников страхового рынка (за исключением услуг по страхованию и (или) перестрахованию), рынка ценных бумаг;

деятельность единого накопительного пенсионного фонда и добровольных накопительных пенсионных фондов;

банковская деятельность, деятельность организаций по проведению отдельных видов банковских операций (за исключением услуг, оказанных структурному подразделению юридического лица-резидента Республики Казахстан, расположенному за пределами Республики Казахстан, по открытию и ведению банковских счетов, переводным, кассовым операциям, организации обменных операций с иностранной валютой, приему на инкассо платежных документов);

деятельность центрального депозитария и обществ взаимного страхования;

деятельность фонда социального медицинского страхования;

4) доходы лица, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением, включенном в перечень, утвержденный уполномоченным органом, от выполнения работ, оказания услуг независимо от места их фактического выполнения, оказания, а также иные доходы, установленные настоящей статьей.

Положения настоящего подпункта не применяются в отношении дохода от:

оказания туристских услуг физическому лицу на территории такого государства;

осуществления аэропортовской деятельности, определенной в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

5) доходы лица, зарегистрированного в иностранном государстве, в виде обязательств по полученному авансу (предоплате) при выполнении одного из следующих условий:

не удовлетворенных нерезидентом по истечении двухлетнего периода со дня выплаты аванса (предоплаты);

не удовлетворенных нерезидентом на дату представления ликвидационной налоговой отчетности при ликвидации лица, выплатившего аванс (предоплату), до истечения двухлетнего периода со дня выплаты аванса (предоплаты), если иное не предусмотрено настоящим подпунктом.

В случае, когда при ликвидации лица, выплатившего аванс (предоплату), в соответствии с настоящим Кодексом предусмотрены проведение ликвидационной налоговой проверки или выдача заключения по результатам камерального контроля, размер такого обязательства определяется как:

сумма обязательств (за исключением суммы налога на добавленную стоимость), подлежавшая выплате в соответствии с первичными документами налогоплательщика и подлежащая отражению (отраженная) в промежуточном ликвидационном балансе, на день утверждения такого баланса

минус

сумма обязательств, которые будут удовлетворены в период со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса и до дня завершения ликвидационной налоговой проверки или камерального контроля.

По результатам ликвидационной налоговой проверки размер обязательства определяется налоговым органом исходя из фактической суммы удовлетворенных обязательств за указанный период. Размер такого обязательства отражается в акте налоговой проверки.

По результатам камерального контроля размер обязательства определяется налоговым органом исходя из фактической суммы удовлетворенных обязательств за указанный период и отражается в уведомлении об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.

При этом положения настоящего подпункта в отношении доходов лиц, зарегистрированных в государствах, не включенных в перечень, утвержденный уполномоченным органом государств с льготным налогообложением, применяются по выплаченным с 1 января 2019 года авансам (предоплате);

Согласно нормам статьи 373 Налогового кодекса выполненные работы, оказанные услуги нерезидентом на возмездной основе, местом реализации которых признается Республика Казахстан, при приобретении их плательщиком налога на добавленную стоимость являются оборотом такого плательщика налога на добавленную стоимость по приобретению работ, услуг от нерезидента, который подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с Налоговым Кодексом.

Выдержка основных положений Налогового кодекса в случае применения положений международного договора о регулировании вопросов  избежания двойного налогообложения.

Согласно нормам статьи 666 Налогового кодекса налоговый агент имеет право самостоятельно применить освобождение от налогообложения при выплате дохода нерезиденту или при отнесении начисленного, но не выплаченного дохода нерезидента на вычеты, если такой нерезидент является окончательным (фактическим) получателем (владельцем) дохода и резидентом страны, с которой заключен международный договор.

Международный договор применяется при условии представления нерезидентом налоговому агенту документа, подтверждающего резидентство нерезидента.

Налоговый агент обязан указать в налоговой отчетности, представляемой в налоговый орган, суммы начисленных (выплаченных) доходов нерезиденту и удержанных, освобожденных от удержания налогов в соответствии с положениями международных договоров, ставки подоходного налога и наименования международных договоров.

При этом налоговый агент не позднее пяти календарных дней с даты, установленной для представления налоговой отчетности за четвертый квартал, обязан представить в налоговый орган по месту нахождения копию документа, подтверждающего резидентство нерезидента, - окончательного фактического) получателя (владельца) дохода.

В связи с чем, так как работы, услуги оказаны нерезидентом  не на территории РК, соответственно указанные обороты не подлежат обложению  корпоративным подоходным налогом у источника выплаты и не должны быть включены в облагаемый оборот по налогу на добавленную стоимость плательщика НДС в РК.

Для сведения - в дальнейшей работе рекомендуем особое внимание уделить вопросу конкретизации предмета предоставленных услуг.

 

По второму вопросу

При проведении внешнеэкономической операции полагаем необходимым наличие:

-договора (контракта), приглашения либо документа, подтверждающего участие в выставке,

-инвойс,

-документ, подтверждающий резидентство нерезидента (при применении положений Конвенции).

Есть вопросы?

Получите профессиональную консультацию