Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.

Последующие расходы по ФА

ТОО, ОУР, плательщик НДС.

Товариществом приобретено недвижимое имущество (офисное здание) у физического лица в 2016 г. С января по апрель 2017 имущество было на балансе ТОО. В конце апреля 2017 договор купли-продажи был расторгнут, в дальнейшем заключен повторно (все действия зарегистрированы в органах юстиции). В период нахождения здания в собственности ТОО был произведен текущий ремонт, понесены расходы по коммунальным услугам.

Имеет ли право ТОО отнести на вычеты расходы на ремонт и коммунальные услуги в составе последующих расходов по фиксированным активам, если договор был расторгнут 28 апреля, а акт списания стройматериалов и коммунальные услуги датированы более поздней датой

Из вопроса следует, что ситуация относится к 2017 году, в связи с чем ответ будет представлен с учетом законодательства за 2017 год.

Также у Автора вопроса уточнено, что расторжение договора купли-продажи вызвано тем, что первоначальный собственник должен был привести в соответствие правоустанавливающие документы.

 

Касательно списания стройматериалов до расторжения договора купли-продажи:

В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса РК налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

При этом, согласно пункту 4 статьи 7 Закона РК «Бухгалтерском учете и финансовой отчетности» первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

На основании вышеуказанных норм, списание стройматериалов на ремонт офисного здания (основного средства) должно быть произведено в момент передачи стройматериалов на ремонт.

У Автора вопроса уточнено, что стройматериалы были переданы на ремонт до 28 апреля, т.е. до даты расторжения договора купли-продажи.

Соответственно, и списание данных стройматериалов должно быть проведено в момент передачи.

При условии выполнения вышеуказанных требований, Вы вправе отнести данные стройматериалы на вычеты по КПН как последующие расходы (увеличивающие/не увеличивающие первоначальную стоимость фиксированного актива).

 

Касательно расходов по коммунальным услугам до расторжения договора купли-продажи:

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РК последующими расходами признаются фактические расходы, понесенные при эксплуатации, ремонте, реконструкции, модернизации, содержании и ликвидации активов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в том числе производимые за счет резервных фондов налогоплательщика, за исключением расходов недропользователей, произведенных за счет средств ликвидационного фонда, отчисления в который относятся на вычеты согласно статье 107 Налогового кодекса РК.

Следовательно, если договор купли-продажи расторгнут 28 апреля 2017 года, а за апрель счета по коммунальным услугам Вы получили в мае 2017 года, то данные расходы Вы вправе отнести на вычеты по КПН как последующие расходы, не увеличивающие первоначальную стоимость фиксированного актива.

 

Касательно расходов по офисному зданию в период расторжения договора купли-продажи:

У Автора уточнено, что договор купли продажи расторгнут, но в период расторжения Ваша Компания и далее пользовалась данным офисным зданием.

По мнению Налогового Консультанта, на данный период у Вас должен быть договор аренды офисного здания с первоначальным собственником либо договор о безвозмездном пользовании офисным зданием.

При этом, обращаем Ваше внимание, что при договоре о безвозмездном пользовании офисного здания, у Вашей Компании согласно нормам статьи 96 Налогового кодекса РК возникает обязательство по признанию дохода от безвозмездно полученных услуг.

Согласно пункту 3 статьи 96 Налогового кодекса РК стоимость безвозмездно полученного имущества, в том числе работ и услуг, определяется по данным бухгалтерского учета в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Отсюда, стоимость безвозмездно полученных услуг должна быть определена исходя из рыночной стоимости аренды на аналогичное офисное здание, в аналогичном/том же районе и т.д.

При наличии договора аренды или договора безвозмездного пользования офисным зданием, Вы вправе относить на вычеты расходы (в том числе ремонт – если договором предусмотрено проведение ремонта за счет арендатора, коммунальные услуги), связанные с ним.

Есть вопросы?

Получите профессиональную консультацию