Авторские материалы, размещенные на сайте, выражают экспертное мнение и носят рекомендательный характер. Материалы основаны на нормативных актах, действительных на момент публикации.

Приобретение услуг по расчету выбросов от различных производств, расчет загрязнения атмосферы от нерезидента

ТОО, ОУР, неплательщик НДС. Один из видов деятельности – разработка нормативов выбросов и получение разрешения на эмиссии для заказчиков.

Для осуществления данного вида деятельности с нерезидентом РК (ООО из России) заключен договор на обслуживание и сопровождение программного комплекса, что включает в себя расчет выбросов от различных производств, расчет загрязнения атмосферы.

В договоре, предлагаемом российским поставщиком, прописано, что в соответствии с пунктом 9 статьи 645 Налогового кодекса РК не подлежат налогообложению в РК доходы от выполнения работ, оказания услуг за пределами РК, за исключением доходов, указанных в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса.

Предмет и условия данного договора не подпадают под действие подпунктов 3, 4 и 5 пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса, поэтому стоимость услуг, указанная в пункте 2.1 договора, не подлежит обложению подоходным налогом у источника выплаты в РК.

Подлежит ли сумма договора в вышеуказанной ситуации обложению подоходным налогом у источника выплаты в РК? Должно ли ТОО уплатить НДС за нерезидента? Какую налоговую отчетность необходимо сдать?

КПН:

В соответствии с подпунктом 11) пункта 9 статьи 645 Налогового кодекса РК налогообложению в целях КПН у источника выплаты не подлежат доходы нерезидента от выполнения работ, оказания услуг за пределами Республики Казахстан, за исключением доходов, указанных в подпунктах 3), 4) и 5) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса РК.

В вопросе не указано, но предположительно, исходя из смысла вопроса следует, что услуги по расчету выбросов от различных производств, загрязнения атмосферы, оказываемые нерезидентом, оказываются на территории Российской Федерации, т.е. за пределами Республики Казахстан, в связи с чем в договоре ссылка на пункт 9 статьи 645 Налогового кодекса РК.

По мнению Налогового консультанта, не совсем верный подход и ниже изложено профессиональное мнение Налогового консультанта в отношении Вашей ситуации.

 

В соответствии с подпунктом 28) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса РК раскрыто понятие инжиниринговые услуги:

Инжиниринговые услуги – инженерно-консультационные услуги, работы исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического характера, подготовка технико-экономических обоснований проектов, выработка рекомендаций в области организации производства и управления, реализации продукции.

Исходя из перечисленных в вопросе услуг, по мнению Налогового консультанта, услуги по расчету выбросов от различных производств, загрязнения атмосферы в целях налогообложения соответствуют понятию «инжиниринговые услуги».

Согласно положениям подпункта 3) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса РК доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются доходы от оказания в том числе инжиниринговых услуг за пределами Республики Казахстан.

Т.е. доход нерезидента от оказания инжиниринговых услуг признается доходом из источников в Республике Казахстан вне зависимости от территории их оказания вне или на территории Республики Казахстан.

В соответствии с положениями подпункта 1) пункта 1 статьи 646 Налогового кодекса РК доходы нерезидента от оказания инжиниринговых услуг подлежат обложению КПН у источника выплаты по ставке 20%.

Т.е. по мнению Налогового консультанта, Ваша Компания при выплате дохода нерезиденту должна производить удержание КПН у источника выплаты по ставке 20%.

 

В соответствии со статьей 660 Налогового кодекса РК установлено, что положения международного договора, регулирующего вопросы избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов, одной из сторон которого является Республика Казахстан, применяются к лицам, которые являются резидентами одного или обоих государств, заключивших такой договор.

Между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации действует Конвенция об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (Москва, 18 октября 1996 года) (далее по тексту – Конвенция).

Также, согласно пункту 3 статьи 666 Налогового кодекса РК налоговый агент имеет право самостоятельно применить освобождение от налогообложения при выплате дохода нерезиденту или при отнесении начисленного, но не выплаченного дохода нерезидента на вычеты, если такой нерезидент является окончательным (фактическим) получателем (владельцем) дохода и резидентом страны, с которой заключен международный договор.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Конвенции виды доходов резидента Договаривающегося Государства (Российская Федерация), независимо от источника их возникновения, не упомянутые в предыдущих статьях настоящей Конвенции, подлежат налогообложению только в этом Государстве (Российская Федерация).

Т.е.,

- во-первых, если российский поставщик услуг является резидентом Российской Федерации и окончательным (фактическим) получателем (владельцем) дохода, то Ваша Компания, будучи налоговым агентом в данной ситуации, вправе самостоятельно применить нормы Конвенции;

- во-вторых, т.к. инжиниринговые услуги не содержатся в отдельных статьях Конвенции, то их можно соотнести к пункту 1 статьи 21 Конвенции, которая позволяет полностью освободить доход нерезидента от налогообложения КПН в Республике Казахстан.

 

Обращаем Ваше внимание, что для применения вышеназванной нормы международного договора в части освобождения доходов нерезидента от налогообложения в Республике Казахстан, нерезидент должен предоставить Вашей Компании документ, подтверждающий его резидентство в Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 675 Налогового кодекса РК документом, подтверждающим резидентство нерезидента, является официальный документ, подтверждающий, что нерезидент - получатель дохода является резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, представленный в одном из следующих видов:

1) оригинала, заверенного компетентным органом иностранного государства, резидентом которого является нерезидент. Подпись должностного лица и печать компетентного органа, подтверждающего резидентство нерезидента, должны быть легализованы в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан;

2) нотариально засвидетельствованной копии оригинала документа, соответствующего требованиям подпункта 1) настоящего пункта. Подпись и печать иностранного нотариуса должны быть легализованы в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан;

3) бумажной копии электронного документа, подтверждающего резидентство нерезидента, размещенного на интернет-ресурсе компетентного органа иностранного государства.

Легализация документа, подтверждающего резидентство нерезидента из Российской Федерации не требуется на основании Соглашение в форме обмена нотами о порядке признания официальных документов, подтверждающих резидентство, выданных уполномоченными органами Республики Казахстан и Российской Федерации в рамках Конвенции между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал, совершенное в Астане 22 февраля 2016 года и в Москве 15 марта 2016 года (далее по тексту – Соглашение в форме обмена нотами).

В соответствии с пунктом 1 Соглашения в форме обмена нотами документы, выданные уполномоченным органом государства одной Стороны и скрепленные его гербовой печатью, принимаются на территории государства другой Стороны без какого-либо специального удостоверения, в том числе апостилирования или консульской легализации. Такие документы, рассматриваемые на территории государства одной Стороны как официальные, пользуются на территории государства другой Стороны доказательной силой официальных документов. Данный порядок признания применяется к официальным документам, выданным уполномоченными органами государств Сторон с 1 января 2011 года.

Т.е. в документе, подтверждающем резидентство нерезидента из Российской Федерации достаточно подписи уполномоченного лица и гербовой печати уполномоченного органа и апостиль не требуется.

 

В соответствии со статьей 648 Налогового кодекса РК налоговый агент (Ваша Компания) обязан представлять в налоговый орган по месту своего нахождения расчет по КПН (форма 101.04), удерживаемому у источника выплаты с дохода нерезидента, в следующие сроки:

1) за первый, второй и третий кварталы - не позднее 15 числа второго месяца, следующего за кварталом, в котором произведена выплата дохода нерезиденту;

2) за четвертый квартал - не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, установленным статьей 314 Налогового кодекса РК, в котором произведена выплата дохода нерезиденту и (или) за который начисленный, но невыплаченный доход нерезидента отнесен на вычеты.

Обращаем Ваше внимание, что Вы обязаны предоставлять форму 101.04 даже если доходы нерезидента освобождаются от налогообложения.

Уплата КПН, удержанного у источника выплаты производится в сроки, определенные статьей 647 Налогового кодекса РК.

 

НДС:

В соответствии с положениями статьи 373 Налогового кодекса РК выполненные работы, оказанные услуги нерезидентом на возмездной основе, местом реализации которых признается Республика Казахстан, при приобретении их плательщиком НДС являются оборотом такого плательщика НДС по приобретению работ, услуг от нерезидента, который подлежит обложению НДС в соответствии с Налоговым кодексом РК.

Т.е. данная норма распространяется только на плательщиков НДС, а т.к. Ваша Компания не является плательщиком НДС, то и налоговых обязательств по НДС у Вас не возникает.

Есть вопросы?

Получите профессиональную консультацию