Что необходимо знать заемщику, если к нему обратилось коллекторское агентство
12-03-2019

Начиная с 2017 года деятельность коллекторских агентств регулируется положениями Закона РК «О коллекторской деятельности», согласно которому контроль за их деятельностью осуществляется Национальным Банком Республики Казахстан.

Коллекторское агентство представляет собой организацию, которая занимается взысканием задолженностей по займам банков второго уровня или микрофинансовых организаций (МФО). Коллекторское агентство вправе осуществлять свою деятельность только в том случае, если оно прошло регистрацию в Национальном Банке и внесено в реестр коллекторских агентств.

Коллекторское агентство осуществляет свою деятельность на основании договора взыскания задолженности. Взыскание возможно только при наличии в договоре банковского займа или договоре о предоставлении микрокредита права банка и МФО на привлечение третьих лиц.

Привлечение коллекторского агентства для взыскания задолженности по договору, заключенному с физическим лицом и обеспеченному залогом в виде жилища, запрещено.

Также банки и МФО имеют право уступить право требования по займу, микрокредиту коллекторскому агентству при наличии согласия заемщика. При этом банки уступают право требования только при наличии просрочки по договору банковского займа более 90 дней, а по ипотечному займу физического лица - более 180 дней. МФО вправе уступать права требования при наличии просрочки более 90 дней, не вправе - по микрокредиту, выданному физическому лицу, в обеспечение которого предоставлено жилище.

В таких случаях коллекторское агентство выступает в качестве нового кредитора, обязанного соблюдать условия уступленного договора, а также все законодательные требования и ограничения, которые предъявляются к банкам и МФО.

В период осуществления коллекторской деятельности по отношению к должнику банки и МФО не имеют право:

  • обращаться в суд о взыскании его задолженности;
  • требовать выплаты вознаграждения, комиссий и иных платежей, начисленных в период нахождения задолженности в работе у коллекторского агентства;
  • начислять неустойку в указанный период.

Правила взаимодействия коллектора с должником:

  • при первичном контакте с заемщиком коллектор должен представиться и сообщить заемщику наименование кредитора и контакты коллекторского агентства, номер учетной регистрации в реестре коллекторских агентств, а также информацию о задолженности;
    коллекторским агентствам разрешено осуществлять свою деятельность в период с 8.00 до 21.00 часов в будние дни, но не более 1 раза в указанный период при личном контакте по инициативе коллекторского агентства и не более 3 раз в период с 8.00 до 21.00 часов в будние дни посредством телефонных переговоров;
    коллекторским агентствам запрещено угрожать, оскорблять, шантажировать, вводить в заблуждение должника;
  • коллекторские агентства не имеют право разглашать коммерческую тайну или иную тайну, охраняемую законом РК.

Полная информация о порядке осуществления коллекторской деятельности установлена в статье 5 Закона «О коллекторской деятельности».

В случае нарушения обязанностей коллекторских служб, а также при необходимости получения консультации, заемщик может обратиться в Национальный Банк или в его территориальные филиалы. В 2018 году в отношении коллекторских агентств было применено 5 санкций в виде наложения и взыскания административных штрафов и 14 ограниченных мер воздействия.

Если у граждан возникли вопросы, не требующие проведения проверок коллекторских агентств, и ответы по которым не содержат охраняемую законами тайну, то они могут обратиться в Национальный Банк посредством мобильного приложения «НБК Online», предназначенного для взаимодействия населения с Национальным Банком по вопросам деятельности регулятора и защиты прав потребителей финансовых услуг.

По материалу Национального Банка РК