Доклад министра финансов РК Б.Т. Султанова по легализации на заседании Сената Парламента РК
Во исполнение поручения Главы государства о пересмотре в сторону облегчения процесса легализации имущества и обеспечения гарантий от незаконного преследования со стороны правоохранительных органов и в соответствии с реализацией 41 шага Плана нации «100 конкретных шагов» разработан соответствующий законопроект.
Разрешите остановиться на основных изменениях в законодательстве:
I. В части гарантий для субъектов легализации предусматривается:
первое: включение в налоговое и банковское законодательство нормы о запрете представления сведений и информации о легализованном имуществе;
Справочно:
Информация о легализованных деньгах будет предоставляться правоохранительным органам исключительно с санкции Генерального прокурора или его заместителей.
второе: исключение возможности использования в качестве доказательств по уголовному делу информации, полученной в ходе легализации;
третье: конкретизация и ужесточение норм уголовного законодательства в части дополнительной защиты субъектов легализации наряду с введением нормы о запрете конфискации легализованного имущества.
II. Во исполнение поручения Главы государства с целью создания более благоприятных и привлекательных условий проводимой акции и активизации участия населения, предлагается 3 опции легализации денег:
- Возможность зачисления денег на банковские счета без обязательств по их хранению, без уплаты сбора, с распоряжением по своему усмотрению без ограничений;
- Возможность легализации денег без зачисления их на счета БВУ («декларативная форма») с уплатой сбора в размере 10%;
- Возможность инвестирования легализованных денег в МФЦА без уплаты сбора.
III. По легализации имущества предлагается:
В комиссиях при акиматах оставить только легализацию недвижимого имущества, находящегося на территории РК, права на которое не оформлены.
В части же остального имущества, находящегося как на территории республики, так и за ее пределами (движимого, а также имущества, право на которое оформлено на субъекта легализации или на другое лицо), легализация будет проводиться путем представления декларации в органы государственных доходов.
Справочно:
сейчас имущество, находящееся за пределами РК, легализуется посредством комиссий при органах государственных доходов.
Кроме того, предполагается расширение перечня имущества, подлежащего легализации, имуществом, расположенным за пределами территории Республики Казахстан, которое передано в доверительное управление (траст) с уплатой 10%-го сбора.
IV. Также предлагается норма по исключению двойного обложения при реализации легализованного имущества за рубежом.
Справочно:
Сейчас при реализации легализованного имущества, находящегося за рубежом, уплачивается 10%-ый сбор, а также стоимость реализации облагается в полном объеме подоходным налогом.
V. При этом, для активизации процесса легализации предлагаются следующие стимулирующие меры:
1) ужесточение административного наказания за недекларирование счетов за рубежом;
Справочно:
Сейчас – предупреждение (15 МРП – в течение года после наложения); предлагается 250 МРП (500 МРП – в течение года после наложения).
2) введение дополнительного требования обязательного декларирования имущества за рубежом.
Справочно:
На сегодня обязательному декларированию подлежат только деньги, находящиеся на банковских счетах в иностранных банках за пределами РК.
Вышеизложенные меры будут способствовать созданию более благоприятных и привлекательных условий в целях активизации участия населения в данной акции.
Как следствие, для реализации вышеизложенных мер предусматривается продление срока легализации до 31 декабря 2016 года (в увязке с началом всеобщего декларирования и начала функционирования МФЦА).
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий.