Доклад министра финансов РК Б.Т. Султанова по легализации на заседании Сената Парламента РК
23-10-2015

Во исполнение поручения Главы государства о пересмотре в сторону облегчения процесса легализации имущества и обеспечения гарантий от незаконного преследования со стороны правоохранительных органов и в соответствии с реализацией 41 шага Плана нации «100 конкретных шагов» разработан соответствующий законопроект.

Разрешите остановиться на основных изменениях в законодательстве:

I. В части гарантий для субъектов легализации предусматривается:

первое: включение в налоговое и банковское законодательство нормы о запрете представления сведений и информации о легализованном имуществе;

Справочно:

Информация о легализованных деньгах будет предоставляться правоохранительным органам исключительно с санкции Генерального прокурора или его заместителей.

второеисключение возможности использования в качестве доказательств по уголовному делу информации, полученной в ходе легализации;

третье: конкретизация и ужесточение норм уголовного законодательства в части дополнительной защиты субъектов легализации наряду с введением нормы о запрете конфискации легализованного имущества.

 II. Во исполнение поручения Главы государства с целью создания более благоприятных и привлекательных условий проводимой акции и активизации участия населения, предлагается 3 опции легализации денег:

  1. Возможность зачисления денег на банковские счета без обязательств по их хранению, без уплаты сбора, с распоряжением по своему усмотрению без ограничений;
  2. Возможность легализации денег без зачисления их на счета БВУ («декларативная форма») с уплатой сбора в размере 10%;
  3. Возможность инвестирования легализованных денег в МФЦА без уплаты сбора.


III. По легализации имущества предлагается:

       В комиссиях при акиматах оставить только легализацию недвижимого имущества, находящегося на территории РК, права на которое не оформлены.

       В части же остального имущества, находящегося как на территории республики, так и за ее пределами (движимого, а также имущества, право на которое оформлено на субъекта легализации или на другое лицо), легализация будет проводиться путем представления декларации в органы государственных доходов.

Справочно:

сейчас имущество, находящееся за пределами РК, легализуется посредством комиссий при органах государственных доходов.

Кроме того, предполагается расширение перечня имущества, подлежащего легализации, имуществом, расположенным за пределами территории Республики Казахстан, которое передано в доверительное управление (траст) с уплатой 10%-го сбора.

IV. Также предлагается норма по исключению двойного обложения при реализации легализованного имущества за рубежом.

Справочно:

Сейчас при реализации легализованного имущества, находящегося за рубежом, уплачивается 10%-ый сбор, а также стоимость реализации облагается в полном объеме подоходным налогом.

V. При этом, для активизации процесса легализации предлагаются следующие стимулирующие меры:

1) ужесточение административного наказания за недекларирование счетов за рубежом;

Справочно:

Сейчас – предупреждение (15 МРП – в течение года после наложения); предлагается 250 МРП (500 МРП – в течение года после наложения).

2) введение дополнительного требования обязательного декларирования имущества за рубежом.

Справочно:

На сегодня обязательному декларированию подлежат только деньги, находящиеся на банковских счетах в иностранных банках за пределами РК.

Вышеизложенные меры будут способствовать созданию более благоприятных и привлекательных условий в целях активизации участия населения в данной акции.

Как следствие, для реализации вышеизложенных мер предусматривается продление срока легализации до 31 декабря 2016 года (в увязке с началом всеобщего декларирования и начала функционирования МФЦА).

Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий.