Доклад Министра финансов РК Султанова Б.Т. по вопросам декларирования
25-09-2015

Переход к всеобщему декларированию в последнее время активно обсуждается в обществе. Многие развитые страны оценивают систему самостоятельного декларирования физическими лицами как эффективный инструмент для обеспечения полноты уплаты налогов и противодействия теневой экономике.

Справочно: США, Канада, Германия, Франция, Швеция, Финляндия, Дания, Австралия, Чехия, Италия, Новая Зеландия, Сингапур, Швейцария, Чили, Великобритания, Бельгия, Греция, Венгрия, Польша, Португалия, Испания, Эстония, Норвегия, Нидерланды, Словения и др.

Представленный Вашему вниманию законопроект по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц разработан во исполнение 42 шага Плана нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства и создает законодательную основу для внедрения в Казахстане всеобщего декларирования.

Основная часть законопроекта посвящена регламентации процедур составления и представления деклараций физическими лицами.

В частности, четко определен круг лиц, которые должны будут сдавать декларации, определены формы деклараций, правила их заполнения, а также сроки их представления.

Законопроектом предлагается «вхождение» в Систему декларирования осуществить поэтапно.

Так, на первом этапе (в 2017 году) предполагается вовлечь в Систему декларирования наиболее подготовленную часть населения. Имеются в виду те, на кого в настоящее время уже возложена обязанность представлять декларации в связи с требованиями антикоррупционного законодательства. Это депутаты,  судьи, государственные служащие, а также их супруги. Также на первом этапе в качестве пилота предлагается введение в Систему декларирования административного персонала национальных компаний и работников государственных предприятий.

Второй этап сдачи деклараций предусматривается в 2020 году для привлечения к декларированию остальной части населения.

Трехлетний лаг между этапами предполагается использовать для анализа и совершенствования процедур приема и обработки, настраивания систем контроля, а также для проведения широкомасштабной работы через масс-медиа.

Сама система декларирования предусматривает представление двух видов деклараций:

первая – Декларация об активах и обязательствах, так называемая «входная» декларация, которая будет представлена единожды.

В этой декларации физическое лицо зафиксирует сведения на начало года вхождения о накопленных средствах и имуществе, в том числе за рубежом, а также отразит свои долги другим лицам (кроме банков) и, наоборот, других лиц ему, если они имеются.

Вторая декларация называется Декларация о доходах и имуществе физического лица  и будет представляться ежегодно.

В ней будут отражаться:

во-первых, полученные за год доходы,

во-вторых, сведения о приобретении и продаже имущества, подлежащего государственной регистрации (речь идет о недвижимости, транспорте, ценных бумагах, долях участия и т.д.).

Кроме того, государственные служащие, депутаты, судьи и другие лица, являющиеся субъектами антикоррупционного законодательства в очередной декларации должны будут указать источники расходов на приобретение вышеназванного имущества.

Для лиц, получающих доходы в виде заработной платы или пенсии, законопроектом вводится краткая форма очередной декларации, которая будет в виде анкеты и без указания каких-либо суммовых сведений. Предполагается, что эта форма будет на 1 листе, и ее по нашим расчетам сдадут более 2/3 всех декларантов.

Справочно: 70% от количества лиц, обязанных представлять декларацию,  или  8 млн. человек. Краткая форма ежегодного декларирования будет применяться только на втором этапе (для остальных физических лиц).

Кроме того, одной  из новелл представляемого законопроекта является расширение налоговых вычетов, применяемых по социальным расходам физического лица.

Так, наряду с действующими налоговыми вычетами предусматриваются дополнительные налоговые вычеты на:

взносы на обязательное медицинское страхование;

оплату добровольного медицинского страхования на случай болезни;

Справочно: в совокупности с другими медицинскими услугами не более 10 МЗП (на 2017 год - 244 590 тенге);

обучение декларанта или его детей;

Справочно: в совокупности не более 10 МЗП (на 2017 год - 244 590 тенге);

на оплату вознаграждения по банковским займам.

Справочно: не более 10 МЗП (на 2017 год - 244 590 тенге).

Кроме того, многодетным семьям, имеющим 4 и более детей, наряду со стандартным налоговым вычетом 12МЗП за год дополнительно предоставляется 24 МЗП на семью.

Справочно: 24 МЗП на одного из родителей (на 2017 год –587 016 тенге) или по 12 МЗП на каждого родителя такой семьи (на 2017 год –293 508 тенге).

В отношении налоговых проверок по декларациям физических лиц законопроектом предусматривается применение системы управления рисками (СУР).

В целом, принятие законопроекта будет способствовать осуществлению эффективного контроля полноты налогообложения, повышению эффективности борьбы с коррупцией,  снижению теневой экономики.

Возврат к списку