Электронные государственные услуги
30-09-2016

В данное время во всех сферах общественной жизни широко используются информационно-коммуникационные технологии. Не являются исключением и процессы оказания государственных услуг.

Совершенствование процессов оказания государственных услуг и перевод их в электронный формат является одной из приоритетных задач государственных органов.

Под электронными государственными услугами понимается такая организация взаимодействия между государственными органами и населением, в процессе которой, подача заявления и необходимых документов для получения услуги осуществляется в электронном виде через Интернет. По итогам оказания услуги заявителю предоставляется результат в форме электронного документа.

 Органами государственных доходов оказывается 52 вида государственных услуг, из которых 34 услуги, что составляет 64%, реализованы представлению в электронной форме.

Государственные услуги в электронной форме представляются посредством веб-портала «электронного правительства», через ГБД «Е-лицензирование» и с помощью информационных систем органов государственных доходов (СОНО, Кабинет налогоплательщика, УКМ и т.д.).

При этом одно дело – наличие реализованных электронных услуг, другое дело – их популярность среди потребителей услуг, то есть активность населения и субъектов бизнеса в получении электронных услуг.

Для определения данного показателя приведем небольшую статистику. Удельный вес оказанных электронных услуг в 2015 году составлял 87%, в 2014 году – 85%, в 2013 году  лишь 81%.

Рост количества электронных потребителей услуг связан с имеющимися значительными преимуществами при их получении. Так, электронные услуги в онлайн режиме можно получить в любое удобное время суток, не выходя из офиса или квартиры; быстрота их получения, без простаивания в очереди; оперативное и самостоятельное исправление неточности при заполнении электронного заявления или налоговой отчетности и многое др.

   Одной из самых массовых государственных услуг является  прием налоговой отчетности, удельный вес которого занимает 47 % в общей статистике государственных  услуг. Причем, следует отметить, что 99,4 % всей налоговой отчетности в текущем году представлено налогоплательщиками в электронном виде.

     Тем самым, убедивших в неоспоримых преимуществах представления электронной налоговой отчетности налогоплательщики отказались от традиционной формы сдачи деклараций на бумажных носителях, и перешли в разряд «электронных». Так как кроме вышеуказанных преимуществ, по электронной налоговой отчетности имеется возможность продления срока их представления; возможность использования режима «авторасчет», позволяющего автоматически исчислить и проверить правильность составления налоговой отчетности; просмотреть ранее отправленную налоговую отчетность и возможность получения спектра других электронных услуг, в том числе просмотр лицевых счетов и т.д.

     Несомненно, электронные услуги, становясь более востребованными, существенно облегчают жизнь налогоплательщиков. В связи с этим органами государственных доходов продолжается работа по совершенствованию процессов оказания государственных услуг, по расширению спектра услуг, возможных получению посредством веб-портала «электронного правительства» и информационных ресурсов органов государственных доходов.