Изменения и дополнения в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»
25-02-2016

Глобальных изменений действующий кодекс не претерпел, однако внесены отдельные положения, о которых необходимо помнить.

Так, с 1 января 2016 года КоАП дополнен статьей 280-1 «Нарушение порядка выписки счетов-фактур».

Выписка плательщиком налога на добавленную стоимость при реализации товаров, работ, услуг получателю указанных товаров, работ, услуг счета-фактуры на бумажном носителе в нарушение требования налогового законодательства Республики Казахстан по выписке счета-фактуры в электронной форме влечет штраф:
– на субъектов малого предпринимательства – в размере 30% от суммы НДС, указанной в счете-фактуре на бумажном носителе, но не менее 20 МРП;
– на субъектов среднего предпринимательства – в размере 40% от суммы НДС, указанной в счете-фактуре на бумажном носителе, но не менее 30 МРП;
– на субъектов крупного предпринимательства – в размере 50% от суммы НДС, указанной в счете-фактуре на бумажном носителе, но не менее 40 МРП.

Такие же штрафы влечет выписка плательщиком налога на добавленную стоимость счета-фактуры в электронной форме с нарушением срока, установленного налоговым законодательством Республики Казахстан.

Эти же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут штраф:
– на субъектов малого предпринимательства – в размере 60% от суммы НДС, указанной в счете-фактуре на бумажном носителе, но не менее 40 МРП;
– на субъектов среднего предпринимательства – в размере 70% от суммы НДС, указанной в счете-фактуре на бумажном носителе, но не менее 60 МРП;
– на субъектов крупного предпринимательства – в размере 80% от суммы НДС, указанной в счете-фактуре на бумажном носителе, но не менее 80 МРП.

Кроме того, КоАП дополнен статьей 283-1, описывающей последствия нарушения правил применения сопроводительных накладных на товары. В частности, нарушение правил применения сопроводительных накладных на товары влечет штраф на физических лиц в размере 50 МРП, на субъектов малого предпринимательства – в размере 75 МРП, на субъектов среднего предпринимательства – в размере 150 МРП, на субъектов крупного предпринимательства, являющихся индивидуальными предпринимателями, – в размере 200 МРП, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, – в размере 600 МРП, с конфискацией товаров, явившихся непосредственным предметом правонарушения. Следует обратить внимание, что статья 283-1 КоАП вводится в действие с 1 января 2017 года.

 С 1 января 2016 года внесено дополнение в части 1, 3 статьи 528 КоАП, предусматривающей административную ответственность за выдачу без разрешения органа государственных доходов Республики Казахстан, утрату или недоставление в определенное органом государственных доходов или таможенным органом государства – члена Евразийского экономического союза место доставки товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также несоблюдение установленного органом государственных доходов или таможенным органом государства – члена Евразийского экономического союза срока доставки товаров, транспортных средств и документов на них.

Необходимо обратить внимание на увеличение сроков самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам камеральной таможенной проверки с 10 рабочих дней до 30 рабочих дней. Вследствие чего в примечаниях к статьям 535 («Нарушение порядка таможенного декларирования товаров»), 551 («Недекларирование или недостоверное таможенное декларирование товаров, наличных денег, дорожных чеков либо документарных ценных бумаг») установлено, что лицо не подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной этими статьями, при самостоятельном устранении нарушений, выявленных по результатам камеральной таможенной проверки, в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения проверяемому лицу уведомления об устранении нарушений по результатам камеральной таможенной проверки.

Конкретизирована диспозиция части 1 статьи 543 КоАП, в частности, административная ответственность предусмотрена не только за незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, но и за невывоз с таможенной территории Таможенного союза временно ввезенных транспортных средств международной перевозки. Если раньше санкция указанной нормы предусматривала конфискацию транспортных средств, то с 1 января 2016 года конфискации подлежат также товары. Аналогичные изменения внесены в часть 3 данной статьи.