КГД МФ РК: налоговая тайна
06-10-2026

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса налоговой тайной признаются любые сведения о налогоплательщике (налоговом агенте), полученные налоговым органом, если иное не установлено законодательством.

В отношении юридических лиц, структурных подразделениях юридических лиц, нерезидента, осуществляющего деятельность в РК через постоянное учреждение, ИП, лиц, занимающихся частной практикой, к сведениям, не являющимся налоговой тайной, относятся:

  • сумма уплаченных налогов и платежей в бюджет, а также начисленных налогов;
  • сумма возврата из бюджета превышения НДС;
  • сумма налоговой задолженности;
  • регистрационные сведения (идентификационный номер, ФИО руководителя, наименование, даты постановки и снятия с регистрационного учета, вид деятельности, резидентство, применяемый режим налогообложения и другие сведения);
  • численность наемных работников, отраженная в налоговой отчетности;
  • коэффициент налоговой нагрузки;
  • меры ответственности, примененные за нарушение налогового законодательства;
  • налоговые льготы;
  • сведения, подлежащие размещению на интернет-ресурсе уполномоченного органа в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.

В отношении физических лиц не являются налоговой тайной:

  • сведения о сумме налоговой задолженности;
  • ФИО и идентификационный номер;
  • дата включения в базу налогоплательщиков, а также дата и основание исключения из нее;
  • сведения о резидентстве;
  • сведения о примененных мерах ответственности за нарушение налогового законодательства;
  • сведения о налоговых льготах;
  • сведения, подлежащие размещению на интернет-ресурсе уполномоченного органа в предусмотренных законом случаях.

Не являются разглашением налоговой тайны:

1) передача налоговым органом на хранение резервной копии электронного информационного ресурса на единую платформу резервного хранения электронных информационных ресурсов в соответствии с Законом РК «Об информатизации». При этом использование таких данных, переданных на хранение, осуществляется только налоговым органом;

2) передача сведений, полученных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством РК о регулировании торговой деятельности, а также специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах по отношению к третьим странам:

  • в компетентный орган третьей страны и (или) союза третьих стран при проведении в отношении товаров, происходящих из РК, специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных расследований;
  • в компетентный орган государства - члена ЕАЭС и (или) ЕЭК в случае проведения в отношении товаров, происходящих из РК, компенсационного расследования;
  • ЕЭК для целей расследований в соответствии с законодательством РК о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах по отношению к третьим странам;

3) передача налоговым органом в банковские организации сведений о налогоплательщике (налоговом агенте), необходимых для исполнения:

  • налогоплательщиком (налоговым агентом) своих налоговых обязательств по уплате налогов и платежей в бюджет, а также социального обязательства;
  • банковскими организациями обязанностей, предусмотренных Налоговым кодексом;

4) передача уполномоченным органом в сфере информатизации оператору информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства» сведений, полученных для формирования системы оценки рисков, в целях проведения государственного контроля и надзора, а также для осуществления аналитики данных в соответствии с требованиями по управлению данными;

5) передача сведений в информационные системы субъектов информатизации, необходимых для учета и обработки государственных электронных информационных ресурсов. Использование таких сведений осуществляется только налоговым органом;

6) передача налоговым органом АО «НПП «Атамекен» сведений, указанных в пункте 16 статьи 56 Налогового кодекса;

7) передача налоговым органом оператору интернет-платформы сведений об исчисленных суммах налогов и социальных платежей по физическим лицам, применяющим СНР для самозанятых и осуществляющим деятельность с использованием интернет-платформы.

Как защищаются сведения, составляющие налоговую тайну?

Сведения, составляющие налоговую тайну, а также документы, содержащие такие сведения, не могут быть представлены налоговым органом другим лицам без согласия налогоплательщика, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством.

Законодательством предусмотрено предоставление таких сведений без согласия налогоплательщика в установленных случаях правоохранительным органам, судам, судебным исполнителям, уполномоченным государственным органам и другим лицам в пределах их компетенции.

Лица, имеющие доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, не вправе разглашать их как в период исполнения своих обязанностей, так и после их завершения.

Нарушение требований о сохранении налоговой тайны, включая утрату документов или разглашение таких сведений, влечет ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан.

Таким образом, налоговая тайна защищает сведения о налогоплательщике, которые не относятся к информации, открытой в соответствии с Налоговым кодексом и другими законами Республики Казахстан.

По материалам ДГД по Карагандинской области

Поиск по странице